Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 444

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но всякая работа нуждается в периодическом подве­дении итогов. Коллективы классов отчитывались о выпол­нении поставленной задачи перед директором школы, на родительских собраниях, на специально организованных встречах с представителями промышленных предприя­тий и т.д. Это содействовало формированию обществен­ного мнения и давало возможность и учащимся, и учите­лям анализировать и выявлять имеющиеся недостатки, видеть результаты проделанного. В итоге такой целенап­равленной и продолжительной работы нам удалось зак­репить у ребят умения и навыки выполнения домашних заданий и добиться значительного повышения успевае­мости.

Эта проблема оставалась главной и в последующей учебно-воспитательной работе, однако она уже не требо­вала такой концентрации педагогических усилий. Сфор­мированные у учащихся умения и навыки домашней учебной работы поддерживались и совершенствовались с помощью эпизодических воспитательных мероприятий (бесед, собраний, контроля и т.д.), которые выступали в качестве подкрепляющих педагогических средств.

Нельзя представлять рассмотренную работу в виде некоего рецепта или шаблона, годного для применения в любом классе. Она показывает лишь принципиальные подходы к определению ее содержания и организаци-

314

онных форм, позволяющих добиваться успехов в форми­ровании у учащихся умений и навыков домашнего уче­ния. К сожалению, подобной системы в проведении данной работы во многих школах не бывает.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Какие теоретические положения и закономерности обусловлива­ ют необходимость домашней учебной работы?

  2. Попытайтесь определить сущность домашней учебной работы и ее дидактические функции.

  3. Сопоставьте недостатки домашней учебной работы, на которые указано в данной главе, с состоянием домашней работы в школе, где вы учились.

  4. Раскройте важнейшие правила выполнения учащимися домаш­ них заданий.

  5. Назовите основные структурные компоненты процесса формиро­ вания у учащихся умений и навыков домашнего учения.

  6. Проанализируйте свою внеаудиторную (домашнюю) учебную работу с точки зрения тех правил и требований к ее организации, которые рассмотрены в главе.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М., 1988.

Березовин Н.А., Сманцер А.П. Воспитание у школьников интереса к учению. Мн., 1987.


Водейко Р.И. Домашнее задание. Мн., 1974.

Древелов X. и др. Домашние задания / Пер. с нем. М., 1989.

Колбаско И.И. Учащимся о самообразовании. Мн., 1976.

Кулько В.А., Цехмистрова Э.Д. Формирование у учащихся умений учиться. М., 1983.

Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. М., 1962.

Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных уме­ний. М., 1987.

Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Мн., 1975.