ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 438
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
2. Специфические закономерности обучения. К ним
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
2. Уроки изложения нового материала учителем.
6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Глава 14 другие формы организации обучения
Глава 13
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
Смешанные, или комбинированные, уроки.
Уроки изложения нового материала учителем.
Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Уроки повторения, систематизации и обобще ния изучаемого материала.
Уроки-семинары. Уроки-конференции.
Поиски инновационных форм урочных занятий.
Уроки проверки и оценки знаний.
Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Образование, развитие и воспитание учащихся на уроках.
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
название они получили от того, что при их проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков и т.д. В соответствии с этим в смешанном уроке обычно выделяются следующие структурные компоненты (этапы):
246
организация учащихся к занятиям;
повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;
работа по осмыслению и усвоению нового матери ала;
работа по формированию умений и навыков приме нения знаний на практике;
задание на дом.
Обратимся к раскрытию сущности и дидактических основ каждого из этих этапов урока.
Прежде всего отметим, что, готовясь к занятиям, учителю необходимо детально продумать их целевые установки и, в частности, то, какие конкретные образовательные, развивающие w воспитательные задачи он будет решать на каждом этапе урока.
Это значит, ему нужно хорошо уяснить, чему он должен научить школьников, как использовать обучение для развития их мышления, сообразительности, памяти, познавательных способностей и интересов и какие воспитательные цели будет осуществлять.
Без детального определения целевых установок учебные занятия будут носить аморфный характер. Когда же эти вопросы будут заранее и глубоко продуманы, это будет придавать отчетливую целенаправленность как уроку в целом, так и каждому его отдельному этапу.
Какими же дидактическими и методическими особенностями характеризуется проведение уроков этого типа?
Организация учащихся к занятиям. Каждый урок, как правило, начинается с организации учащихся к активному участию в учебных занятиях. Суть этой организации состоит в том, чтобы психологически настроить учащихся на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности.
Следует иметь в виду, что по пути в школу или на переменах дети беседуют друг с другом, затевают дискуссии или споры, а также игры. Но из психологии известно, что психические переживания обладают определенной константностью (устойчивостью).
Так, под влиянием затеянной во время перемены дискуссии ученик может и на уроке мысленно выискивать аргументы в пользу своих доводов. Равным образом он может продолжительное время находиться под впечатлением только что закончившейся или прерванной игры. С этим следует считаться и создавать необходимую настроенность к учебной работе.
247
В этих случаях обычно используются следующие приемы:
войдя в класс, учитель может сделать небольшую паузу, означающую, что учащимся нужно успокоиться, и лишь затем поздороваться с ними;
можно сделать тактичное замечание отдельным уче никам и предложить им обратить внимание на свое пове дение;
полезно иногда напомнить учащимся о каком-то примечательном факте или событии, имевшем место в классе, с тем, чтобы отвлечь их внимание от только что полученных впечатлений и настроить на учебную работу;
с целью наведения в классе надлежащего порядка можно предложить учащимся обратить внимание на свою осанку и занять правильное положение или же пригото вить необходимые для предстоящей работы пособия или тетради и т.д.
Во всех этих случаях успех дела решают собранность и высокие волевые качества учителя, его стремление к порядку и дисциплине. Вместе с тем большое значение имеет доброжелательное отношение учителя к учащимся, его умение проявлять к ним чуткость и педагогический такт. Нужно учитывать, что если учитель неосторожным замечанием испортит настроение ученика в начале урока, то по закону той же константности психических переживаний он может вызвать у последнего негативное отношение к занятиям.
Перед началом урока учителю необходимо также предусмотреть, чтобы в классе не было никаких новых раздражителей, которые могли бы отвлекать учащихся от работы и рассеивать их внимание. Не рекомендуется, в частности, заранее выставлять на столе учебно-наглядные пособия, вывешивать таблицы, схемы и картины. Их нужно показывать только непосредственно перед демонстрацией или же закрывать специальной шторой. Не следует также перед началом занятий делать различные сообщения или объявления о предстоящих внеклассных мероприятиях и т.д. Все это требует от учителя тщательного продумывания и предвидения даже самых мелких деталей встречи с учащимися, а также выдержки и волевого проявления. Особенно это важно в начале учебного года, когда у школьников интенсивно формируются определенные стереотипы поведения.
О том, как нужно начинать работу с детьми, свиде-
248
тельствует поучительный пример известной русской учительницы В.М.Федяевской — одной из первых женщин в России, которая добилась права преподавать в гимназии. Ей с самого начала пришлось столкнуться с предвзятым отношением мальчиков к женщине-учительнице. Она писала1:
Тем важнее мне было победить это предубеждение, справиться с классом, и я твердо решила этого достичь. Но на мою беду я была неопытна и на первых же порах допустила ряд мелких промахов, за которые мне потом пришлось расплачиваться. Помню, после первого же урока на меня посыпался ряд вопросов, совершенно для меня непредвиденных, на которые у меня не было готового ответа: "Какие надо тетради покупать, какие поля оставлять и т.д. и т.д." Я не придавала значения этим мелочам и отвечала, что можно и то и другое. Однако, как я потом убедилась, это уже было с моей стороны педагогической ошибкой... Когда на следующий сезон я вновь начала занятия, я это уже знала и, не дожидаясь вопросов учеников, заявила им, что они должны купить к следующему разу такие-то тетради, отделить на них такие-то поля и т.д. Все это было предусмотрено так, что у детей не возникло никаких недоразумений, оставалось лишь исполнять требования учительницы, и этим вносился определенный порядок... Мне необходимо было взять класс в руки и заставить себя слушать и слушаться. Я прекрасно понимала, что стоит ученикам просидеть несколько уроков смирно, как они уже войдут в курс дела, заинтересуются занятиями, и тогда дело пойдет на лад...
Организация учащихся к занятиям не должна занимать слишком много времени. Начало урока должно характеризоваться определенным динамизмом, давать учащимся заряд психологической энергии и бодрости.
После организации учащихся к занятиям начинается содержательная часть урока и, в частности, работа над пройденным материалом.
Повторителъно-обучающая работа по пройденному материалу как этап урока. Как следует из принципов сознательности, систематичности и прочности обучения, в учебной работе нельзя двигаться вперед, пока учащиеся не усвоили пройденного материала. Отчетливое воспроизведение
1 Федяевская В. Воспоминания учительницы // Вести, воспитания. 1907. № 7. С. 53.
249
изученного материала учащимися П.Ф.Каптерев считал одним из важнейших требований к обучению. В этом смысле работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся выступает как весьма важный этап смешанного (комбинированного) урока.
Нужно, однако, хорошо уяснить обучающее значение данного этапа урока. Здесь следует отметить три положения.
Первое. Когда ученик предполагает, что его знания по пройденному материалу могут быть проверены, это, как правило, побуждает его лучше подготовиться к уроку.
Второе. Повторение пройденного материала и проверка знаний по нему обычно связаны с его активным воспрс, изведением. Воспроизведение же, как отмечалось в глав»: о сущности обучения, является лучшим средством усвоения (запоминания) изучаемого материала. Значит, те учащиеся, которые на этом этапе урока подвергаются проверке знаний и, таким образом, повторяют пройденный материал, лучше его усваивают.
Третье. Повторение и проверка знаний учащихся, как правило, связаны с речевым (словесным) воспроизведением пройденного материала, что, естественно, способствует развитию их речи. Но поскольку речь органически связана с мышлением, то, понятно, что одновременно с речью развиваются мыслительные способности учащихся (умение логически воспроизводить материал, выделять главные положения, соотносить теорию с практикой, умение вести доказательства и т.д.). Указывая на это положение, психолог Б.Г.Ананьев в книге "Психология педагогической отметки" писал, что перевод внутренней речи во внешнюю в значительной мере активизирует процесс умственной деятельности, а следовательно, и умственное развитие.
Но все эти положения относятся только к тем учащимся, которые подвергаются проверке знаний и воспроизводят изученный материал. Отсюда слудет:
в идеале учителю необходимо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке проверялись знания всех учащихся класса.
Об этом было известно еще в старой школе. В частности, автор изданной до 1917 года книги "Народная школа. Руководство для учащих в начальных училищах" А.Анастасиев писал1:
1 Цит. по: Преподавание истории в школе. 1991. № 4. С. 109—110.
250
Во время урока должен быть спрошен, по возможности, каждый ученик или, по крайней мере, каждый привлечен к участию в уроке. Большая ошибка — предложить десяти ученикам по пяти вопросов, а тридцати ни одного. Никогда не обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, оставляя других без дела или не обращая на них внимания.
К сожалению, в массовой школьной практике на большинстве уроков проверяются знания 3—4 учеников, остальные находятся в бездействии. Все это отрицательно сказывается на их развитии.
Чем же объясняется этот серьезный недостаток? Специальное изучение данного вопроса показывает, что большинство учителей в работе над пройденным материалом применяют главным образом индивидуальный устный опрос и не используют всего разнообразия методов проверки и оценки знаний. Устный опрос как метод проверки и оценки знаний, конечно, позволяет выявлять осмысленность и глубину усвоения изучаемого материала, но с его помощью — и это уже отмечалось — на уроке можно проверить качество знаний не более 4—5 учащихся. Поэтому передовые учителя, не отказываясь от индивидуального устного опроса, широко применяют фронтальный и уплотненный опрос, а также выставление учащимся так называемого поурочного балла.
Наряду с различными методами устного опроса в школах получила распространение методика письменных ответов учащихся на вопросы по пройденному материалу. В этом случае учитель заранее готовит 2—3 варианта вопросов, на которые учащиеся дают письменные ответы и которые позволяют оценивать знания всех учащихся класса. Подобный письменный опрос может применяться по всем предметам, но особенно он важен по тем из них, на изучение которых отводится 2—3 часа в неделю и у учителя, как правило, не хватает времени на проверку и оценку знаний.
Преподаватели истории, например, предлагают учащимся письменно отвечать на поставленные вопросы, проводят словарную работу по правильному написанию исторических терминов, организуют упражнения, требующие дополнения предложений ("В Риме с падением царской власти была установлена...", "Римское общество состояло из...", "Трибун имел право запрета..."), заполнения таб-
251
лиц, составления плана сражения, сравнения исторических событий и т.д.
Широко применяется хронологический диктант, суть которого заключается в том, что учитель называет исторические события, а учащиеся записывают даты, или же, наоборот, даются только даты, а школьники отмечают изученные исторические события.
Часто учителя истории дают задание учащимся по составлению характеристики исторического деятеля (например, "Жизнь Карла Великого", "Киевский князь Святослав", "Князь Витовт"), написанию рассказа о жизни и быте населения (например, "Жизнь средневекового крестьянина", "Белорусское село в XV в.", "Сбор дани у славян", "Славянское войско готовится в поход").
Применение подобной методики позволяет проверять и оценивать знания всех учащихся, побуждает их лучше усваивать изучаемый материал (ибо при письменных ответах на вопросы нужно знать его более основательно) и способствует развитию логического мышления.