ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 442
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
2. Специфические закономерности обучения. К ним
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
2. Уроки изложения нового материала учителем.
6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Глава 14 другие формы организации обучения
Решение данной проблемы включает ряд аспектов.
Один из них состоит в том, чтобы учитель, готовясь к проведению учебных занятий, тщательно продумывал, какие конкретные образовательные, развивающие и воспитательные задачи он будет решать.
Важное значение имеет подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать знания, развивать мышление и творческие способности учащихся, а также способствовать формированию их мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Не менее существенным является также выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление школьников, их самостоятельность и обеспечивали глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями.
'Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С. 425.
194
Наконец, реализация этой проблемы требует тесной связи теории с практикой, обучения с общественной деятельностью и производительным трудом учащихся, что способствует обогащению знаниями, формированию их взглядов и убеждений, вырабатывает стремление к активному служению Родине, закаляет волю и характер.
Большое разнообразие закономерностей обучения требует от педагога большой дидактической умелости и мастерства в проведении учебных занятий. Без этого трудно добиться успехов в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся, в осуществлении образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
3. Принципы обучения. Если считать рассмотренные закономерности обучения достаточно обоснованными в научном отношении, то, как отмечено в главе о сущности и общих закономерностях воспитания, они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса. Эти требования к обучению в педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным из них относятся следующие:
— обучение должно быть научным и иметь мировоз зренческую направленность;
обучение должно характеризоваться проблемностью; - обучение должно быть наглядным;
обучение должно быть активным и сознательным;
обучение должно быть доступным;
обучение должно быть систематическим и последо вательным;
обучение должно быть прочным;
в процессе обучения в органическом единстве необ ходимо осуществлять образование, развитие и воспита ние учащихся.
В 60—70-е годы Л.В.Занков сформулировал ряд новых дидактических принципов на основе проводимой им и его сотрудниками экспериментальной работы по совершенствованию обучения в начальных классах. Один из этих принципов — обучение должно проводиться на высоком уровне трудности — уже рассматривался, когда речь шла о доступности обучения. К другим же принципам он относил следующие: в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала;
195
преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями; учащиеся должны осознавать сам процесс усвоения знаний и владеть приемами учения. К сожалению, применение этих принципов в массовой школьной практике повлекло за собой многие недостатки. Так, на каждом уроке нужно было изучать новый материал, а на закрепление его не хватало времени. Акцент на овладение теоретическими знаниями в процессе обучения отрицательно сказался на выработке практических умений и навыков. Опыт показал, что эти принципы не были обусловлены глубинными закономерностями обучения, и поэтому не все из них утвердились в педагогической науке.
Однако дидактика не ограничивается раскрытием сущности обучения и его закономерностей. Она разрабатывает методические основы процесса обучения и реализации этих закономерностей, о чем и пойдет речь в следующей главе.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Обоснуйте положение о том, что воспитание (в широком смысле) и обучение имеют общие закономерности. Перечислите эти закономер ности и раскройте их значение для осуществления процесса обучения.
Какие закономерности являются специфическими для процесса обучения? Раскройте их сущность.
Как соотносятся между собой закономерности и принципы обу чения? Перечислите и раскройте значение основных принципов обуче ния для его успешного осуществления.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Бруннер Дж. Процесс обучения. М., 1962.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982.
Дидактические принципы // Пед. энциклопедия: В 4 т. М., 1964. Т. 1.
Дреер A.M. Преподавание в средней школе США. М., 1983.
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В.Долженко. М., 1986.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
196
Глава 11
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Понятие о методах и приемах обучения. Про блема классификации методов обучения.
Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; методы иллюстрации и демонстрации при ус тном изложении изучаемого материала.
Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.
Методы, самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.
Методы учебной работы, по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упраж нения, лабораторные работы.
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за учеб ной работой учащихся; устный опрос — индивиду альный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; контрольные работы; проверка домашних работ; программированный контроль; те стирование.
Критерии оценки успеваемости учащихся.
1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классификации методов обучения. Понятие метода обучения является весьма сложным. Вот почему до сих пор в педагогике не прекращаются дискуссии относительно более точной его трактовки. Однако, несмотря на различные определения, которые дают ему отдельные дидакты, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научному определению.
Слово метод в переводе с греческого языка означает исследование, способ, путь к достижению цели. Этимология (происхождение) этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории.
197
"Метод — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность", — отмечается в философском словаре1. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач.
С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Например, когда изучается по математике тема "Умножение дроби на дробь", учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой — стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет рассмотрено ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся перед предстоящей учебной деятельностью (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику.
Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать следующий вывода: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Широко распространенным в дидактике является также термин прием обучения. Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет
' Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова. М., 1987. С. 278.
198
показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. Здесь, между прочим, есть своя история. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог Б.В.Всесвятский развивал положение о том, что в обучении могут быть только исследовательский метод и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский, суть которого сводилась к тому, что учащиеся якобы все должны познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к соответствующим выводам.