ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 440
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
2. Специфические закономерности обучения. К ним
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
2. Уроки изложения нового материала учителем.
6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Глава 14 другие формы организации обучения
235
Балл "2" выставляется тогда, когда ученик имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая его часть не усвоена, а в письменных работах он допускает грубые ошибки.
Балл "1" выставляется за полное незнание учеником пройденного материала.
Эти общедидактические критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся конкретизируются в частных методиках. По каждому предмету даются рекомендации, как оценивать устные ответы школьников, их письменные и практические работы. Применение этих критериев и рекомендаций требует от учителя определенного умения, педагогического такта и знания индивидуальных особенностей учащихся. В особенности важно учитывать следующее. Каждый ученик стремится к успеху в овладении знаниями. Однако если оценки "4" и "5" выставляются за слишком облегченные задания и вопросы, тогда хорошие оценки не стимулируют учебную работу школьников. Если же учитель выставляет подряд несколько "двоек", ученик теряет веру в успех, ослабляет свои усилия в учении, а иногда и совсем перестает учиться. Вот почему получение учеником "двойки" должно быть сигналом к тому, что он нуждается в срочной помощи учителя. Это положение и должно быть исходным при работе со слабоуспевающими школьниками.
Объективной оценке успеваемости иногда мешают те образцы и шаблоны, к которым привыкает сам учитель и требует соблюдения их учащимися. Примечательные примеры на этот счет приводил один московский учитель-словесник1:
Оценивая работу ученика, стоит вспомнить, что гимназист за сочинение, написанное для него Тургеневым, получил тройку с минусом, А дочери Салтыкова-Щедрина поставили двойку за сочинение, автором которого был ее отец. Горький писал три сочинения для гимназистов. Они были оценены двойкой, единицей с минусом и, наконец, нулем.
Комиссия по присуждению медалей Мосгороно оказалась снисходительнее: она утвердила пятерку за сочинение о пьесе "На дне", дословно воспроизводящее статью литературоведа В.Ермилова, упрекнув при этом жулика-медалиста за недостатки стиля доктора филологических наук...
1 Растет человек. М., 1961. С. 97-98.
236
Сложившаяся в нашей школе 5-балльная система оценки успеваемости учащихся иногда подвергается критике. Вносятся предложения о замене ее 10-балльной или даже 20-балльной, как это практикуется в ряде зарубежных стран, чтобы якобы более точно определять уровень знаний школьников. Но в некоторых странах, например в Китае, используется 100-балльная система оценок. В Чехии при 5-балльной системе оценок успеваемости высшим баллом является не "пятерка", а "единица". Нужно ли нам в этом деле копировать зарубежный опыт или же лучше сохранять свои традиции? Вопрос не праздный.
Со второй четверти 1999/2000 учебного года в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь начата экспериментальная апробация "Десятибалльной системы оценки знаний, умений и навыков учащихся" 5-8 и 10-х классов в одной из школ каждого района республики (Настаун. газ. 1999. 8 кастр.).
Что покажет эксперимент, говорить еще рано. Заметим, однако, что оценку успеваемости нельзя отрывать от качества обучения и активизации познавательной деятельности учащихся. При низком качестве обучения попытки совершенствования оценки успеваемости вряд ли изменят положение дел в школе к лучшему. Если же учителя добиваются от учащихся успешного овладения изучаемым материалом, вполне достаточно и 5-балльной системы оценок, тем более что она стала привычной для работников школы, учащихся и родителей.
Что же касается предложений о переводе учащихся в последующие классы с "двойками", как это опять-таки делается в некоторых зарубежных странах, то это ничего не улучшит в школе, а лишь создаст новые проблемы, например рост недисциплинированности, отрицательное отношение к учебной работе и т.д.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Поскольку тема содержит много вопросов, попробуйте уяснить и устно составить ее план.
Что следует понимать под методами обучения?
Чем можно объяснить различные подходы к классификации ме тодов обучения? Назовите важнейшие из этих классификаций.
237
Какая классификация и номенклатура методов обучения при нята в данной главе и считаете ли вы ее более практичной?
Не заглядывая в учебник, дайте определение сущности каждого из рассмотренных методов обучения.
Раскройте сущность и приемы применения основных групп ме тодов обучения.
Покажите, как влияют цели и содержание учебной работы на выбор методов обучения, на развитие их инновационных основ. Под крепите свой ответ положениями из текста данной главы.
Как отражается в методах обучения проблема активизации по знавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым мате риалом? Раскройте этот вопрос на конкретных примерах. Можно при влечь примеры из данной главы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выбор методов обучения / Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1981.
Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В.Долженко. М., 1986.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
Лордкипанидзе Д.О. Дидактика. Тбилиси, 1985.
Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. М., 1987.
Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.
Глава 12
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
И ИХ РАЗВИТИЕ В ДИДАКТИКЕ.
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Понятие о формах организации (организаци онных формах) обучения. Соотношение между фор мами обучения и его методами.
Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе.
Важнейшие формы организации учебной работы в современной школе.
Урок как основная форма организации учебной работы. Классификация уроков. Нестандартные, ин новационные формы урочных занятий.
238
1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами. Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Но что такое форма организации обучения как педагогическая категория и в чем состоит ее сущность? К сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения. Многие ученые попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о данной категории. Это ведет к терминологической путанице, когда даже в отдельных научно-методических публикациях понятие о формах учебной работы и понятие метода обучения употребляются как синонимы. Понятно, что в науке это недопустимо. Поскольку, однако, категории "метод" и "формы организации" обучения смешиваются, то их сопоставление и уяснение существующих между ними различий может помочь разобраться в сущности последней категории.
Как известно из предыдущей главы, метод обучения выступает как способ обучающей работы учителя и организации учебной работы учащихся по решению таких дидактических задач, как овладение теоретической и мировоззренческо-нравственной стороной изучаемого материала, выработка умений и навыков по применению усвоенных знаний на практике, проверка и оценка знаний учащихся и т.д. Для решения каждой из этих задач используются определенные методы.
Понятие метод обучения характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса.
Понятие же формы организации обучения, или, как еще говорят, организационной формы обучения, имеет иной смысл.
Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
Например, учитель может обучать группу учащихся, то есть заниматься с целым коллективом, но он может проводить занятия с одним учеником (индивидуальное
239
обучение). В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучаемых. Вместе с тем она может отражать также временную регламентацию учебных занятий. Было, например, время, когда учащиеся занимались с утра до обеда, однако определенного разграничения и перерывов между занятиями не существовало. Далее, занятия можно проводить в классе и можно осуществлять выход (экскурсию) к изучаемым объектам, что характеризует форму обучения с точки зрения места его проведения. Все это необходимо иметь в виду, осмысливая сущность организационных форм обучения.
Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана со своей внутренней, содержательно-процессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия как форма обучения в одном случае может посвящаться изучению нового материала, в другом — проводиться с целью его закрепления, связи теории с практикой. Ясно, что эти экскурсии будут иметь различный внешний вид и в процессе их проведения будут использоваться разные методы обучения. Все это говорит о том, что без глубокого осмысления понятия методов обучения нельзя рассматривать структуру и дидактические основы использования различных форм организации учебных занятий.
2. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе. Исторически наиболее распространенными формами организации учебной работы с детьми было индивидуальное, а затем индивидуально-групповое обучение. Они применялись в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах использовались вплоть до XVIII века.
Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель в своем доме или в доме ученика проводил с ним обучающую работу. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа также носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различной подготовки.