ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 430
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
2. Специфические закономерности обучения. К ним
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
2. Уроки изложения нового материала учителем.
6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Глава 14 другие формы организации обучения
10. В чем заключается сущность индивидуальной работы с учащи мися на уроке и каковы формы ее осуществления?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. Л., 1976.
Коротов В.М. Идущему на первые уроки. М.,1971.
Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина. М., 1990.
Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977.
Панорама методических идей // Народное образование. 1989. № 6, 8-10.
Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. М., 1987.
Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. Киев, 1989.
Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Мн., 1975.
Харламов И.Ф. Научные основы урока и передовой опыт // Сов. педагогика. 1987. № 12.
Харламау I.Ф. Цi можна зрабщь навучанне лёгк!м i прыемным // Адукацыя i выхаванне. 1999. № 12.
Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. М., 1985.
280
Глава 14 другие формы организации обучения
Учебные экскурсии.
Факультативные занятия.
Формы внеклассной учебной работы: предмет ные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.
1. Учебные экскурсии.
1. Сущность экскурсий как формы учебной работы. Виды экскурсий. Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции.
Первая. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
Вторая. Экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.
Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.
В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.
281
Производственные экскурсии. Эти экскурсии проводятся по физике, химии, математике, экономической географии. Они предполагают посещение учащимися промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов, новостроек и т.д. Производственные экскурсии помогают в изучении основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.
Естественнонаучные экскурсии. Они проводятся с целью приобретения знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география и др. Объектами для таких экскурсий могут быть: поле, лес, луг, речка, зоопарк и т.д.
Историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают посещение исторических мест, художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.
Краеведческие экскурсии. Они организуются с целью изучения природы и истории родного края.
Комплексные экскурсии. Они проводятся по нескольким предметам одновременно. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.
Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.
Например, при изучении в 6-м классе по географии темы "Реки" экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д.
Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.
Но по этой же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схе-
282
мами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.
2. Дидактические основы проведения учебных экскурсий. При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению ее должна быть подчинена методика экскурсий.
В общем плане эта методика включает: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий; в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Рассмотрим более детально эти вопросы на примере изучения по физике темы "Двигатель внутреннего сгорания. Применение двигателей". По этой теме программы предусматривают проведение производственной экскурсии. Какие же дидактические положения реализуются в данном случае?
Большое значение прежде всего имеет подготовительная работа к экскурсии и, в частности, четкое определение ее цели — ознакомление учащихся с устройством современных двигателей внутреннего сгорания и их использованием на производстве.
Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. Им может быть ближайший автомобильный гараж, где имеются двигатели внутреннего сгорания и где есть возможность понаблюдать их в работе.
Важный момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед учащимися конкретные вопросы, на изучении которых им следует акцентировать свое внимание, в том числе: каким образом подается топливо в камеры сгорания, какое назначение карбюратора, цилиндра, свечей и т.д.
Наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. В последнем случае учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объяснения материала.
Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, то есть организация учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это обычно с
283
помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации (показывания) важнейших частей и деталей изучаемого объекта. В данном случае экскурсия проводится в порядке закрепления того материала, который изучался на уроке, поэтому она начинается с краткого опроса учащихся: из каких основных частей состоит двигатель внутреннего сгорания? Какую роль в нем играет маховик? После опроса учитель показывает все эти части и узлы на разобранном двигателе, а затем проводится демонстрация его работы.
В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материала. С этой целью учитель (экскурсовод) спрашивает учащихся о принципах работы двигателя внутреннего сгорания, о способах преобразования прямолинейного движения во вращательное и т.д. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д.
Экскурсия заканчивается подведением итогов, обобщением того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.
На данном примере показаны лишь общие подходы к подготовке и проведению экскурсии. Если же вести речь об экскурсиях по литературе, истории или ботанике, то, разумеется, их проведение отличается рядом специфических особенностей. Так, экскурсия по ботанике предполагает, например, сбор различных растений и подготовку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные же экскурсии предусматривают встречи с участниками тех или иных исторических событий, писателями и т.д. Иным может быть и подведение итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также организации выставок и т.д. Все эти вопросы более детально рассматриваются в курсах частных методик.