Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 430

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. В чем заключается сущность индивидуальной работы с учащи­ мися на уроке и каковы формы ее осуществления?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обуче­ния. Л., 1976.

Коротов В.М. Идущему на первые уроки. М.,1971.

Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина. М., 1990.

Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.

Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977.

Панорама методических идей // Народное образование. 1989. № 6, 8-10.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. М., 1987.

Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. Киев, 1989.

Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Мн., 1975.

Харламов И.Ф. Научные основы урока и передовой опыт // Сов. педагогика. 1987. № 12.

Харламау I.Ф. Цi можна зрабщь навучанне лёгк!м i прыемным // Адукацыя i выхаванне. 1999. № 12.

Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. М., 1985.

280


Глава 14 другие формы организации обучения

  1. Учебные экскурсии.

  2. Факультативные занятия.

  1. Формы внеклассной учебной работы: предмет­ ные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

1. Учебные экскурсии.

1. Сущность экскурсий как формы учебной работы. Виды экскурсий. Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на рус­ский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваи­вают знания путем выхода к месту расположения изуча­емых объектов (природы, заводов, исторических памятни­ков) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой орга­низации учебной работы. В этом отношении они выпол­няют следующие функции.

Первая. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучае­мыми предметами и явлениями.

Вторая. Экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

Третья. Экскурсии способствуют техническому обу­чению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в про­мышленности и сельском хозяйстве.

Четвертая. Экскурсии играют важную роль в про­фессиональной ориентации учащихся на производствен­ную деятельность и ознакомлении их с трудом работни­ков промышленности и сельского хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету устанав­ливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

281

Производственные экскурсии. Эти экскурсии прово­дятся по физике, химии, математике, экономической геог­рафии. Они предполагают посещение учащимися про­мышленных предприятий, сельскохозяйственных объек­тов, новостроек и т.д. Производственные экскурсии по­могают в изучении основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и тру­довому воспитанию учащихся.


Естественнонаучные экскурсии. Они проводятся с целью приобретения знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география и др. Объектами для таких экскурсий могут быть: поле, лес, луг, речка, зоопарк и т.д.

Историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые проводятся по литературе и истории и предпола­гают посещение исторических мест, художественных выста­вок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.

Краеведческие экскурсии. Они организуются с целью изучения природы и истории родного края.

Комплексные экскурсии. Они проводятся по несколь­ким предметам одновременно. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физи­ке, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделя­ются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие исполь­зуются для закрепления того материала, который пред­варительно изучен в классе.

Например, при изучении в 6-м классе по географии темы "Реки" экскурсия может проводиться с целью осмыс­ления и усвоения нового материала. Учащиеся под руко­водством учителя выходят к реке, и он объясняет им ос­новные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д.

Отсюда вытекает, что основная задача данной экскур­сии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Но по этой же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схе-

282

мами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем органи­зует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепле­ния изложенного на занятиях материала.

2. Дидактические основы проведения учебных экскурсий. При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысле­ния и прочного усвоения изучаемого материала. Реше­нию ее должна быть подчинена методика экскурсий.

В общем плане эта методика включает: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объек­там и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий; в) обработку материалов экскурсии и подведе­ние ее итогов.


Рассмотрим более детально эти вопросы на примере изучения по физике темы "Двигатель внутреннего сгора­ния. Применение двигателей". По этой теме программы предусматривают проведение производственной экскур­сии. Какие же дидактические положения реализуются в данном случае?

Большое значение прежде всего имеет подготови­тельная работа к экскурсии и, в частности, четкое оп­ределение ее цели — ознакомление учащихся с устрой­ством современных двигателей внутреннего сгорания и их использованием на производстве.

Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. Им может быть ближайший автомо­бильный гараж, где имеются двигатели внутреннего сго­рания и где есть возможность понаблюдать их в работе.

Важный момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед учащимися конкретные вопросы, на изучении которых им следует акцентировать свое вни­мание, в том числе: каким образом подается топливо в камеры сгорания, какое назначение карбюратора, цилиндра, свечей и т.д.

Наконец, при подготовке экскурсии учитель посеща­ет ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. В пос­леднем случае учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объясне­ния материала.

Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, то есть организация учебной работы по вос­приятию и усвоению (или закреплению) изучаемого ма­териала во время ее проведения. Делается это обычно с

283

помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демон­страции (показывания) важнейших частей и деталей изу­чаемого объекта. В данном случае экскурсия проводится в порядке закрепления того материала, который изучался на уроке, поэтому она начинается с краткого опроса уча­щихся: из каких основных частей состоит двигатель внут­реннего сгорания? Какую роль в нем играет маховик? После опроса учитель показывает все эти части и узлы на разобранном двигателе, а затем проводится демонст­рация его работы.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об акти­визации мышления учащихся и побуждать их к усвое­нию изучаемого материала. С этой целью учитель (экскур­совод) спрашивает учащихся о принципах работы двига­теля внутреннего сгорания, о способах преобразования прямолинейного движения во вращательное и т.д. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д.


Экскурсия заканчивается подведением итогов, обоб­щением того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.

На данном примере показаны лишь общие подходы к подготовке и проведению экскурсии. Если же вести речь об экскурсиях по литературе, истории или ботанике, то, разумеется, их проведение отличается рядом специфи­ческих особенностей. Так, экскурсия по ботанике пред­полагает, например, сбор различных растений и подго­товку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные же экскурсии предусматривают встречи с участниками тех или иных исторических со­бытий, писателями и т.д. Иным может быть и подведе­ние итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также организации выставок и т.д. Все эти вопросы более детально рассмат­риваются в курсах частных методик.