ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
Давнюю традицию в преподавании иностранных языков имеют такие вузы, как Глазовский государственный
педагогический институт |
им. В. Г. Короленко (ГГПИ, |
г. Глазов) и Удмуртский |
государственный университет |
(УдГУ, г. Ижевск), в которых имеются факультеты или институты, специализирующиеся в иностранных языках на протяжении многих лет. В ГГПИ, например, в сфере дополнительных образовательных услуг предлагаются курсы разговорного немецкого, французского, американского английского, начальный курс финского языка, интенсивный курс удмуртского языка, курс культуры письменной речи в объеме от 12 до 48 академических часов. Программы рассчитаны на разные возрастные категории, но в основном это молодое поколение. Имеются программы для дошкольников, например по английскому языку, направленные на развитие способностей и речи детей [Дополнительные… 2012: URL].
Итак, проводимые периодически срезы состояния рынка образовательных услуг по иностранным языкам в Удмуртии и России позволяют получить информацию о предложении на рынке коммерческих услуг по иностранным языкам, особенностях, преимуществах и недостатках курсов и образовательных программ. В своем анализе мы опираемся на результаты анализа сайтов сети Интернет, результаты проведения телефонного опроса конкурентов, анкетирования слушателей наших курсов с целью выявления потенциального спроса. Во время подобных исследований проводится анализ предложения на рынке, определяется характер спроса, появляется
представление |
о развитии рынка |
в целом. В итоге мы |
||
в достаточной |
мере |
владеем информацией, |
касающейся |
|
состояния рынка |
коммерческих |
услуг по |
обучению |
иностранным языкам. Это дает возможность сравнивать ассортимент стоимости предложений и корректировать
79
нашу деятельность с учетом тенденций рынка и запросов потребителя.
4.2. Об Институте Иностранных языков и литературы Удмуртского госуниверситета.
Основное образование
История Института иностранных языков и литературы (ИИЯЛ), созданного на базе факультета иностранных языков, а позднее – факультета романо-германской филологии, насчитывает более 60 лет. Год его создания – 1941. За это время из стен факультета (института) вышли десятки поколений квалифицированных преподавателей и переводчиков, которые работают с английским, французским, немецким или испанским языками.
Институт иностранных языков и литературы стабильно является одним из самых востребованных среди институтов и факультетов Удмуртского госуниверситета. Это объясняется непреходящим интересом к изучению иностранных языков и особым вниманием к этой сфере на современном этапе культурного и социально-экономического развития Российского государства. В отдельные периоды на английском, немецком, французском и испанском отделениях ИИЯЛ обучалось около 800 студентов, из них около 600 человек обучалось по очной форме. В преподавательской и научно-исследовательской работе института участвуют несколько докторов и кандидатов наук – специалистов в области общего и сравнительного языкознания, германистики и романистики, истории зарубежной литературы и педагогики.
Люди разного возраста изучают иностранные языки и культуры в контексте других гуманитарных дисциплин, учатся проектировать самостоятельную учебную деятельность. Постепенное введение, начиная с 1988 г., различных направлений дополнительного образования позволило
80
создать на базе ИИЯЛ непрерывную цепочку иноязычного образования, состоящую из блоков основного (высшего) образования и разных ступеней дополнительного образования. Концептуальной установкой преподавательского коллектива является межкультурное воспитание средствами иностранного языка.
На всех уровнях языкового образования (основного и дополнительного) преподаватели и студенты занимаются исследовательской деятельностью, результатом которой являются аналитические эссе, курсовые и дипломные работы, а также кандидатские и докторские диссертации. Учебные пособия, словари и монографии получают высокую оценку российских и зарубежных коллег.
Таким образом, в ИИЯЛ создана система непрерывного языкового образования, включающая виды образовательной деятельности основного и дополнительного образования. Основные компоненты данной системы представлены
всхеме 2 [Информационный… 2006: 12]. Эта схема была предложена Т. И. Зелениной и с изменениями, соответствующими данному состоянию системы непрерывного иноязычного образования, приводится здесь.
Вэтом разделе коротко рассмотрим, что представляет собой основное образование в ИИЯЛ. В связи с переходом на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратуру – основное образование ИИЯЛ находится сейчас в состоянии переходного периода. Долгие годы предлагаемыми
врамках основного образования специальностями по очной форме обучения были «Филология» (квалификация – «Филолог, преподаватель»; английский, немецкий, французский языки) и «Перевод и переводоведение» (квалификация – «Лингвист, переводчик»; английский, немецкий, французский, испанский языки). На обеих специальностях студенты получали хорошие знания как
81
Схема 2
Непрерывное иноязычное образование Института иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета: виды образовательной деятельности
Дошкольное
образование
Программы
раннего
языкового
образования
Школьное
образование
Программы
предпрофильн ой подготовки
Программы
профильной
подготовки
Олимпиады
Вузовское |
|
|
Пост- |
|
|
вузовское |
|
образование |
|
|
|
|
|
образование |
|
|
|
||
|
|
|
Второе Бакалавриат высшее
образование
Магистратура Аспирантура
Специальность Программы повышения
квалификации
Модульные и многоуровневые программы дополнительного образования
минимум по двум иностранным языкам и сдавали по ним государственные экзамены. Из всех предлагаемых в ИИЯЛ языков английский является обязательным в качестве первого или второго иностранного языка, что способствует
82
интеграции в международное образовательное пространство.
Врамках Стандарта второго поколения институт предлагал различные специализации. Так, в 2003 г. в базовый план специальности «Филология» на выбор студентов были введены две специализации: 021724 «Менеджмент
вфилологическом образовании» и 021729 «Обучение иностранному языку в раннем возрасте». Последняя специализация является ноу-хау преподавательского коллектива ИИЯЛ. Она зарегистрирована Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию в 2000 г. (г. Москва) по инициативе института. Имеется дидактическое обеспечение специализации (программа, базовое учебное пособие с грифом УМО, методические разработки).
В2005 г. студентам были предложены следующие специализации в системе дополнительного образования: 021732 «Иностранный язык» (третий язык: немецкий, французский, испанский, итальянский, финский – в рамках образовательной программы «Полиглот»), а также 021745 «Филологическое обеспечение социокультурного сервиса и туризма» (в летний период 2006–2009 гг. десятки студентов прошли стажировку в гостиничном бизнесе Франции).
Врамках специализаций, как показал опыт, хорошо отрабатывается модульная форма обучения, в ходе которой выделяются относительно самостоятельные функцио- нально-ориентированные блоки, или модули, имеющие собственное программно-целевое и методическое обеспечение. Модульное обеспечение позволяет объединять студентов разных специальностей в одну учебную группу. Отметим, что студенты института имели право получить одну специализацию на бюджетной основе, но при жела-
нии они могли еще избрать и другие специализации в системе дополнительного образования.
83
В контексте Болонского процесса в течение последних лет в институте велась подготовительная работа по переходу на направления 032700 «Филология» (бакалавр филологии / магистр филологии) и 035700 «Лингвистика» (бакалавр лингвистики / магистр лингвистики). Степень «Бакалавр филологии» можно получить по английскому, немецкому и французскому языкам. Степень «Бакалавр лингвистики» можно получить по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам. Оба направления предполагают изучение двух иностранных языков. На заочном отделении на платной основе возможно обучение по специальности «Перевод и переводоведение», квалификация «Лингвист, переводчик» (английский язык). Нормативные сроки обучения составляют 5,5 лет, сокращенные сроки обучения – 4 года.
Одна из задач, стоящая перед коллективом, – определить место специализаций в новой образовательной парадигме. Представляется, что модульные блоки, разработанные в рамках специализаций, смогут войти как в бакалаврские, так и в магистерские программы. Кроме того, они находят применение в послевузовском образовании на уровне получения документов: сертификата, удостоверения или свидетельства о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке в системе дополнительного образования. Такое разнообразие образовательных программ требует выработки четкой педагогической технологии для каждого модульного блока.
В настоящее время в институте взят курс на многоязычие, на владение несколькими иностранными языками, которые необходимы гражданину XXI века. Поэтому в профессиональных образовательных программах, внедренных в ИИЯЛ, предусмотрены возможности углубленного изучения второго иностранного языка, а также третьего и четвертого на факультативной основе.
84
Выпускники института работают в образовательных учреждениях разного уровня, в учреждениях культуры и управления, в средствах массовой информации, в различных государственных организациях и частных фирмах, осуществляют практическую деятельность в области межкультурной коммуникации, ведут исследовательскую работу в сфере языка, литературы, педагогики, лингводидактики.
4.3. Дополнительное образование ИИЯЛ: возрастные категории и образовательные программы
Дополнительное образование с его разнообразием образовательной среды для различных категорий людей и с его отработанным механизмом социального выравнивания возможностей для получения персонифицированного образования постепенно становится ядром системы непрерывного образования, зоной перспективного развития [Буева URL: 2].
Под дополнительным образованием (adult education, continuing education, lifelong learning, lifelong education, etc.) понимается процесс, благодаря которому личность продолжает развивать свои умения и навыки, а также приобретает новые знания на протяжении всей своей жизни. Таким образом, дополнительное образование (ДО) варьирует от курсов для удовольствия до второго высшего образования, предполагающего получение диплома. Включенность дополнительного образования в современный социально-культурный процесс позволяет разрабатывать перспективные образовательные программы, определять социальный заказ на конкретном этапе его исторического развития [Круглова 2006: 18].
Появление дополнительного языкового образования на факультете романо-германской филологии УдГУ относится к концу 80-х – началу 90-х гг. и обусловлено двумя
85
основными причинами: социальной и экономической. Вопервых, Удмуртия стала открытой республикой для зарубежья (ее столица, город Ижевск, получил официальный статус открытого города в 1991 г.), в связи с этим появился интерес у населения разных возрастных групп к изучению иностранных языков (социальный заказ). Вовторых, незначительное финансирование образовательной сферы со стороны государства требовало средств для того, чтобы осуществлять учебный процесс, развивать факультет (экономическая причина). При факультете было создано малое предприятие «Научно-методическое объединение «Иж-Логос» (директор Т. И. Зеленина), на базе которого стало осуществляться дополнительное образование. Постепенно при ИИЯЛ УдГУ была выстроена цепочка непрерывного дополнительного языкового образования, составными звеньями которой явились: детская школа «Лингва» (для детей 5–10 лет); колледж «Ин-Яз» (для учащихся 5–9 классов); школа «Абитуриент «Ин-Яз», школа «Юного переводчика» и олимпиада «Ин-Яз» (для учащихся 10–11 классов); второе высшее и нормативное высшее образование по форме очно-заочного обучения (для взрослых); повышение квалификации (школа педагогического мастерства «Ин-Яз» для преподавателей); языковые курсы программы «Полиглот» для разных слоев населения. Так, шаг за шагом, программа за программой формировалась система непрерывного иноязычного образования, которая существует уже более 20-ти лет и может быть охарактеризована следующим образом.
1. Система непрерывного иноязычного образования является результатом социальных потребностей общества. В данном случае это результат потребностей общества в иностранных языках, а именно в английском, немецком, французском, испанском, итальянском, китайском.
86
2.Эта система представляет собой разновидность дополнительного профессионального образования, в которой иностранный язык выступает как профессия (например, лингвист-переводчик, филолог-преподаватель).
3.Пройдя путь стихийного становления, дополнительное образование ИИЯЛ в конечном итоге выстроилось
вцепочку непрерывного иноязычного образования. Ведущими принципами созданной системы являются непрерывность и преемственность.
4.Имеется стабильная тенденция поставить работу системы непрерывного иноязычного образования и ее отдельных звеньев на научную основу, что наиболее успешно реализовано в детской школе «Лингва» (защиты кандидатских и докторских диссертаций, публикации монографий, открытие регионального центра).
5.Имеются определенные наработки и накоплен опыт управления дополнительным языковым образованием.
В настоящее время система непрерывного иноязычного образования ИИЯЛ функционирует на базе Центра дополнительного образования (ЦДО ИИЯЛ), представляющий собой структуру, в которой сконцентрированы востребованные рынком образовательные программы по иностранным языкам, преподают лучшие квалифицированные преподаватели, создана соответствующая образовательная инфраструктура, позволяющая принимать большое количество учащихся. Образовательные центры подобного рода характеризуются высоким уровнем предоставляемых образовательных услуг. Как правило, образовательные центры специализируются на предоставлении академических услуг в разных областях, и обучение проходит на разных языках, включая английский. В нашем случае это также и немецкий, французский, испанский, итальянский, финский и китайский языки.
Направления деятельности центра дополнительного образования ИИЯЛ разнообразны (схема 3).
87