ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

является развитие многоязычия у его воспитанников [Эрас

2009: 11].

На первоначальной ступени обучение иному языку может предлагаться в рамках обязательной или факультативной программы. Альтернативными формами дошкольной подготовки могут быть кружки, школы выходного дня, занятия по интересам, временное пребывание в другой семье или лагере, где одним из модулей образовательной программы выступает иной язык. В зависимости от статуса преподаваемого языка возможно получение социальной и материальной помощи, опора на законы о детстве, о языках в образовании. Обычно сколько-нибудь массовое обучение сразу двум языкам осуществляется тогда, когда в стране есть несколько государственных языков. Чаще всего дошкольники обучаются какому-нибудь иностранному языку, преобладает английский, но повсеместно встречается обучение немецкому, французскому, испанскому. Детские сады или игровые группы с преподаванием иностранного языка имеют больше шансов привлечь потенциальных клиентов и пользуются успехом. Кроме того, мировые языки обычно поддерживаются большим количеством альтернативных пособий, рассчитанных на определенный возраст, возможностями пребывания в стране, где говорят на изучаемом языке, ресурсами посольств, культурных центров, библиотек, Интернета [Протасова 2009: 26].

Теоретические основы. О целесообразности раннего обучения детей ученые говорят уже давно [Утехина 2000]:

Г. Доман: «Ребенок – лингвистический гений».

Г. Д. Ушинский: «В детстве, когда рассудок не вступил еще в полные права свои, а нервная система еще свежа и впечатлительна, иностранные языки изучаются легче, чем в зрелые годы».

Л. С. Выготский: «Достаточно вспомнить, какого труда стоит изучение иностранного языка для нас и

96

с какой легкостью ребенок усваивает тот или иной иностранный язык, чтобы увидеть, что в этом отношении ранний возраст как бы создан для изучения языков».

В. А. Артемов: Дети, организм которых еще не утерял своей пластичности, подражают с большим успехом, чем взрослые.

А. А. Леонтьев: «Детский возраст – лучшая пора не только естественного усвоения родного и второго, на котором говорит кто-то из родителей, но и для

обучения иностранным языкам».

Дополнительное образование детей рассматривается как система педагогической деятельности, направленная на организацию процесса и обеспечивающая результат освоения детьми дополнительных образовательных программ, способствующих социокультурному развитию ребенка [Круглова 2006: 17]. Определены основные тенденции развития социокультурной направленности дополнительного образования: культурно-этнографическая, духовная, профессионально-ориентирующая, социально-адапти- рующая. Выделена интегративная сущность и функции системы дополнительного образования с учетом социокультурных, психолого-педагогических и других воздействий на развитие личностиребенка.

В условиях модернизации российского образования дошкольный период стал первым образовательным опытом в контексте непрерывного образования, тем пространством, где возможно раскрытие интеллектуального и личностного потенциала ребенка, развитие его способностей, необходимых для успешного овладения иноязычной речью.

Научно и экспериментально доказано, что иностранный язык способствует развитию мыслительных процессов ребенка. Синтаксические конструкции и грамматика развивают способности к анализу и синтезу, запоминание

97


лексических единиц – оперативную память, изучение не только отдельных слов, но и контекста в целом – языковую догадку, сообразительность и внимание. Язык учит ребенка мыслить логически, а также выбирать правильный вариант из множества значений каждого отдельно взятого слова. Кроме того, раннее обучение иностранному языку развивает рече-двигательный аппарат ребенка и является хорошей профилактикой дефектов речи. Более того, иностранный язык способствует развитию коммуникативных способностей, а также устранению психологических барьеров. Ребенок посредством изучения языка становится более общительным и более успешным в будущем.

Стратегия раннего языкового образования реализуется, например, с помощью программы «Радость общения» (сертификат ЮНЕСКО, 2005). Она нацелена на коммуни- кативно-речевое развитие детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста на родном, втором и иностранных языках. Стратегия включает модели социального (в семье и в группе сверстников) и персонального развития ребенка, а также технологию преобразующего обучения. Отличительной особенностью данной стратегии является то, что она разработана [Горлова 2010: URL]:

в рамках личностного подхода с позиции психолингвистики детского развития и предлагает в качестве вектора развития личности рассматривать закономерности комплексного развития детской речевой деятельности;

с учетом нового типа сознания современных детей – системно-смыслового (а не системно-структурного) и предлагает новые пути воспитания и развития ребенка в процессе обучения общению;

с учетом потребностей современных детей глобально воспринимать и перерабатывать информацию, преобразовывать ее в смысловые блоки;

98

на материале, отражающем мир сверстников, круг их общения, потребности, интересы, что будет способствовать созиданию «детской картины мира», наполненной общечеловеческими ценностями;

с ориентацией на комплексное развитие речевой деятельности ребенка в других видах деятельности: двигательной, музыкальной, изобразительной, логи- ко-конструктивной, художественно-эстетической, на дальнейшее раскрытие гуманитарных, естест- венно-математических и эстетических дарований

ребенка.

Стратегия раннего языкового образования есть руководство для педагогов и родителей, которое представляет собой систему ориентиров, необходимых для обеспечения комплексного развития речевой деятельности ребенка, что будет способствовать формированию сознания и личности современного ребенка.

Стратегия раннего языкового образования предлагает принципиально новую систему оценивания достижений ребенка, систему снятия трудностей в обучении родному и иностранному языкам в условиях билингвизма и многоязычия, комплексную работу с родителями, которые становятся полноправными участниками образовательного процесса.

Как правило, родители высоко оценивают значимость иностранных языков в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к их изучению. Многие родители понимают, что получение ребенком ресурсов в сфере изучения иностранных языков в значительной степени обусловливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. Данный достаточно прагматичный подход к изучению иностранных языков можно признать в определенной степени прогрессивным. Более того, именно эти родители оказываются потенциальными союзниками модернизации

99



общего образования. Заметно изменилось отношение родителей к раннему обучению детей иностранному языку. В ходе проведенных анкетирований было выявлено, что подавляющее большинство родителей считают тот факт, что дети могут с дошкольного возраста изучать иностранный язык, положительной тенденцией в нашем образовании [Тенис 2009: 1]. Меняются и причины, побуждающие родителей к систематическим занятиям иностранным языком с дошкольниками. Еще 7–10 лет назад на первый план выдвигались следующие причины: модно (родительские амбиции); ради общего развития ребенка; планируемая учеба ребенка в специализированной языковой школе. Сегодня мотивы родителей отличаются большим разнообразием, практицизмом и дальновидностью (расположены в порядке их значимости) [Тенис 2009: 1]:

английский язык является языком международного общения, и если ребенок будет знать его, то всюду сможет общаться на нем;

легче будет учиться в школе;

ряд престижных и высокооплачиваемых профессий связан с владением иностранным языком;

чем раньше ребенок начинает изучать язык, тем успешнее проходит весь процесс обучения;

легче будет поступить в вуз и получить более качественное образование;

знание языка всегда пригодится для общего развития;

ребенок проводит свободное время с пользой;

английский язык имеет широкое распространение в быту (мобильные телефоны, компьютерные игры);

возможность уехать из страны.

Большинство детей, изучавших иностранные языки в дошкольном возрасте, впоследствии отмечают положительные впечатления, оставшиеся после этих занятий,

100

позитивное влияние дошкольного периода на дальнейшее отношение к иностранному языку и языковые успехи

вшколе и даже на будущую профессиональную ориентацию.

Польза от знания иностранных языков – неоспорима. Гораздо важнее разобраться в том, когда нужно начинать их изучать. На этот счет существуют разные теории и разные точки зрения [Тилене2011: URL]. Некоторые ученые считают, что начинать разговаривать на иностранном языке с малышом стоит с того момента, когда он увидел свет. Но большинство российских и зарубежных исследователей сходятся во мнении, что оптимальный возраст для этого – от трех до десяти лет.

Каким же образом ребенок воспринимает язык? Почему взрослые тратят так много времени на заучивание грамматических правил, а потом с трудом строят фразы? Дети, в отличие от взрослых, мотивированы в познании нового естественным интересом, удовольствием вступать

вотношения с миром и учиться в нем.

Первоначальное овладение языком происходит на основе тесного взаимодействия близких взрослых и ребенка, в ходе наслаивающихся друг на друга и постепенно усложняющихся ситуаций речевой и неречевой интеракции, под влиянием повторения, подражания, переноса, генерализации, экстраполяции, сокращения, дополнения, расширения, упрощения и иных операций над языковым материалом. В дошкольном возрасте происходит очень важная часть становления речи: слушая взрослого и взаимодействия с ним, ребенок обобщает слова, словосочетания, структуры высказываний, овладевает приемами речевого поведения, приводящими к определенным результатам. Исследования психолингвистических особенностей усвоения языков в детстве позволили показать, что чем младше ребенок, тем больше потенциал овладения любым из языков. Из всей палитры

101


возможностей закрепляются и оказываются собственным достижением ребенка те фонетические признаки, которые свойственны звучащим вокруг ребенка языкам. Все это должно произойти в детстве, чтобы речь ребенка сформировалась на всех уровнях. Предположительно, существует также и сенситивный период для овладения вторым языком. Высший уровень овладения вторым языком тем вероятнее, чем раньше начинает погружаться в него учащийся. Исследователи отмечают, что если ребенок – не билингв с рождения, воспитывающийся в бинациональной семье, то ему лучше начать овладевать вторым языком тогда, когда первый устоялся в развитии, желательно не позже, чем в восемь лет, во всяком случае, не позже 12 лет. До этого возраста второй язык осваивается при помощи тех же механизмов, что и первый, а позже – через сознательное изучение, основанное на письменной норме, подкрепляемой печатной основой. Освоение еще одного языка будет облегчено, если до этого хотя бы один второй язык был изучен. В этом случае грамматическая правильность речи тренируется через упражнения, помещенные в учебники, но идиоматичность речи отстает от того, что свойственно коммуникации носителей языка. Другие исследования показали, что наиболее естественной формой овладения языком является общение с его носителями, и поэтому рекомендуется создавать естественную обстановку общения для каждого из языков вне зависимости от возраста обучаемого. При таком подходе грамматика не важна, зато хорошо усваиваются, пусть и в неточной форме, естественные аспекты коммуникации. Обычно используются аутентичные материалы, но могут быть и специально подготовленные [Протасова 2009: 31].

Еще одна особенность освоения языка детьми заключается в том, что, обучаясь, ребенок вынужден осуществлять множество активных попыток, пока не освоит какую-

102

либо новую для него языковую структуру. Один из мифов, который широко распространен в образовании, связан с бытующим мнением, что дети очень быстро и легко учат как родной, так и иностранные языки. Вероятно, такое суждение является правдой лишь частично [Плигин 2003: URL]. В действительности ребенок сотни раз повторяет новое слово, прежде чем прочно его запомнит и начнет использовать по назначению. Для ребенка это большой труд. Но он естественен, так как чаще всего является «игрой подражания» взрослым и реализацией насущных потребностей. Относительно скорости обучения также можно посомневаться. Ребенок осваивает основные лингвистические и грамматические формы в течение нескольких лет, непрерывно и интенсивно практикуясь. Кажущаяся легкость освоения языка детьми связана с тем, что свободно обеспечивается фаза коррекции (по сравнению с обучением в более взрослом возрасте). Все взрослые обычно спокойно относятся к любой ошибке ребенка, которая для них является естественной, что позволяет и детям подобным образом относиться к своим погрешностям. В младшем возрасте дети еще не испорчены системой образования и делают ошибки естественно, удачно справляясь с ними и, таким образом, значительно быстрее продвигаясь в обучении. Обратная связь, которую ребенок получает от взрослых, обычно позитивна. Если ребенок ошибается, взрослые сразу дают верный вариант, что, несомненно, является мощным и многократным позитивным подкреплением, которое делает процесс обучения комфортным и радостным.

Ребенок изучает иностранный язык со спонтанным любопытством, демонстрируя свое расположение к языку, он еще не подвержен таким внешним факторам, как социально-экономическая важность языка и необходимость его изучения с этой точки зрения. В сюжетноролевой игре, широко используемой в учебном процессе,

103