ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 2
3.2. Компоненты системы непрерывного иноязычного образования
Как свидетельствуют исследования ученых, при организации модели, или системы непрерывного иноязычного образования, должны быть учтены следующие компоненты [Протасова 2009: 33].
•Законодательство страны, касающееся возмож-
ности проведения дополнительной образовательной деятельности либо уже существующими учебными учреждениями, либо особого типа учреждениями со специальной программой. Здесь важно, кто может быть инициатором создания, каковы условия финансирования, формы организации работы, возраст обучающихся, допустимые педагогические программы, уровень специального образования персонала, вопросы руководства учреждением, типы отчетности, варианты проверки деятельности.
•Законодательство страны, касающееся возмож-
ности обучения первому и второму языку, что особенно важно при организации обучения иностранным языкам детей: с какого возраста начинается обучение, каким языкам и в каком объеме можно учить, каков статус преподаваемых языков и способы получить поддержку именно у данного языка, каковы требования к подготовке педагогов, ведущих обучение, формы проверки деятельности.
•Политика финансирования образовательных уч-
реждений: что выделяется государством, что платится родителями, что выделяется на общей, а что на конкурсной основе, на что хватает финансирования, а в чем должна быть помощь родителей на добровольной основе и т. д.
•Общие педагогические установки: каковы задачи непрерывного иноязычного образования, как ставится и решается проблема качества в образовании.
62
•Цели и задачи обучения языкам: какие языки преподаются, знакомы ли они обучающимся или являются для них новыми; стоит ли задача ознакомить с иным языком поверхностно или глубоко, учить ли началам грамоты, какой объем фонетики, лексики, грамматики, коммуникации, культурного багажа взять для обучения; что именно из культуры преподавать: историю, географию, искусство, народные традиции и пр.
•Научное сопровождение деятельности дополни-
тельного образования: приглашение студентов, аспирантов, ученых для проведения исследований по различным аспектам функционирования системы непрерывного иноязычного образования, иноязычных компетентностей и написание статей для профессиональных журналов.
•Методика: осуществляются ли все виды деятельности с обучающимися в подходящей возрасту форме; лежит ли мотивация для изучения языка в интересе к контактам с его носителями; разнообразны ли приемы и формы преподавания и позволяют ли они поддерживать интерес в течение длительного периода времени; испытывают ли учащиеся удовольствие как от изучения нового, так и от повторения знакомого материала.
•Использование существующих методик и создание новых: апробация различных общепедагогических и лингводидактических подходов, применение и оценка пособий, обмен опытом с другими учебными учреждениями, мониторинг соотношения общепедагогических принципов и обучения иностранному языку в системе дополнительного образования; встраивание модели непрерывного иноязычного образования в любую педагогическую систему.
•Учет разных педагогических систем: столкновение традиционных педагогических принципов, культурных установок, коммуникативных систем; возможность преем-
63
ственности между различными составляющими системы непрерывного иноязычного образования.
•Соотношение языка и культуры в образовательном процессе: какие праздники отмечаются, какие особенности питания, одежды, этикета характерны для носителей изучаемого языка; организация культурных мероприятий, например, праздников для детей и их родителей силами студентов и преподавателей, организация встреч с носителями языка или привлечение их к участию в учебном процессе.
•Время и количество часов, отводимое на обра-
зовательные программы.
•Помещение для проведения занятий: специальное,
отдельное, используемое в очередь с другими пользователями, приспособленное или не очень для педагогической деятельности, в разной степени оборудованное; в любом случае – отвечающее нормам помещений, в которых проводятся занятия с детьми или взрослыми.
•Педагогический персонал: кто, в каких ситуациях,
вкакой форме ведет обучение; какова подготовка персонала.
•Повышение квалификации персонала: семинары,
посвященные новым методам преподавания иностранных языков, отдельным актуальным вопросам непрерывного иноязычного образования, поездки в страны, где говорят на изучаемом языке, повышение информационных компетенций преподавателей и т. д.
•Работа с родителями: анализ потенциальной клиентуры, агитация за посещение предлагающих иностранные языки учреждений, выяснение установок семьи и пожеланий родителей, разъяснительная деятельность по формированию детского и взрослого стремления к изучению иностранных языков, анкетирование по речевым и воспитательным практикам семьи, проведение консуль-
64
таций, групповая работа в сфере детско-родительских отношений, осуществление родительских инициатив, создание условий для дружбы детей вне дошкольного учреждения. Это направление работы особенно важно при организации обучения иностранным языкам детей младшего возраста.
•Работа с общественностью: информирование о системе непрерывного иноязычного образования, предлагаемых образовательных программах, о проведении различных мероприятий, в том числе праздников, и перспективных проектах в местных СМИ.
При создании системы непрерывного иноязычного образования нами, прежде всего, были учтены следующие важные моменты [см., например: Концепция… 2011: URL]:
•повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности системы дополнительного образования в региональном образовательном пространстве;
•повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационной модели развития экономики и отвечающего потребностям общества;
•повышение доли краткосрочных образовательных услуг для населения;
•привлечение квалифицированных кадров для реали-
зации образовательных программ в соответствии с их целями и задачами, с потребностями экономики и рынка труда;
•повышение уровня дохода от дополнительных образовательных услуг;
•наличие слаженной команды, координирующей деятельность, и продуманной стратегии развития играет особую роль в укреплении позиций системы дополнительного образования вуза;
65
•рекламная политика является одним из важнейших инструментов, влияющих на приток слушателей. Особенности организации рекламно-презентацион- ной деятельности будут рассмотрены ниже в следующем разделе.
3.3.Роль рекламно-презентационной деятельности
ворганизации системы непрерывного иноязычного образования
Расходы на образование являются ключевым условием первенства на рынке образовательных услуг. На протяжении последних десятилетий на примере развитых стран было доказано, что вложение солидных средств
вразвитие высшего образования приносит свои плоды, и страны, известные наиболее крупными инвестициями, являются мировыми лидерами в этой области. Именно
врезультате инвестиций американские университеты, например, занимают лидирующие позиции в международных рейтингах [Айдрус 2008: 21]. Одно из важных направлений в инвестициях – это инвестиции в рекламу. Они особенно важны в случае дополнительного образования. Чем больше внимания уделяется рекламе, тем эффективнее работает система дополнительного образования. Известно, что затраты на рекламу образовательных услуг должны составлять порядка 10 % от объема продаж образовательных услуг [Менеджмент… 2004: 301]. К сожа-
лению, |
нежелание понять важность |
рекламы |
приводит |
к тому, |
что на нее выделяется мало |
средств, |
и это не |
увеличивает объем продаж образовательных услуг. Здесь четко прослеживается закономерность: «Что сообщил рынку, то от него и получил». Именно поэтому ЦДО ИИЯЛ старается всеми способами обеспечить рекламу своей образовательной деятельности.
66
Реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для определенного круга лиц и призвана поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний [Федеральный… 1995]. Образовательная реклама имеет ряд особенностей
[Менеджмент… 2004: 297]:
•в ней должен соблюдаться баланс информативности и эмоциональности – рекламное сообщение должно не только содержать полезную информацию об образовательном учреждении и его услугах, но и вызывать у целевой аудитории определенный эмоциональный отклик;
•реклама должна иметь только высокое качество;
•она должна быть разнообразной: информационной, увещевательной, напоминающей;
•реклама должна четко определять социальнодемографические и психологические характеристики целевой аудитории, ее интеллектуальный и образовательный уровень и стремиться обеспечить охват не менее 80% целевой аудитории.
ЦДО ИИЯЛ всегда уделял большое внимание рекламе и ее роли в продвижении образовательных услуг по иностранным языкам. Во время проведения рекламной кампании перед нами обычно стоит задача оптимального распределения средств на рекламу с целью достижения ее максимального воздействия. Частотность рекламных сообщений зависит от целей обращения, особенностей образовательных услуг и характеристик целевой аудитории. В нашем случае реклама выходит концентрированно два раза в год – перед началом и в середине учебного года. Так как наши образовательные программы в большинстве случаев рассчитаны на академический год,
67
основная рекламная активность центра приходится на август – ноябрь (таблица 1). Второй блок рекламы проводится в феврале – апреле. В этих случаях мы активно используем рекламу в СМИ (газета «Центр», журнал «Выбирай») и рекламу «Движок» (реклама в общественном транспорте – троллейбусе, автобусе, трамвае). Главный плюс используемой рекламы – разумное соотношение цены и эффективности. Безусловно, за период существования центр перепробовал и другие типы рекламы, которые оказались менее эффективными и более дорогостоящими. В промежутках между массовыми рекламными акциями работает пассивный тип рекламы. Это, прежде всего, образовательный сайт ЦДО ИИЯЛ, появление которого открыло новую эпоху в деятельности центра. Сайт не только выполняет рекламную функцию, он централизует и упорядочивает всю деятельность ЦДО ИИЯЛ. Мы также используем разные виды поддерживающей и оживляющей рекламы. Здесь можно отметить электронную рассылку по организациям, предприятиям и учебным заведениям г. Ижевска и Удмуртии с информацией о наших образовательных услугах, рекламу на сайтах социальных сетей, например «Одноклассники», на страницах гламурного журнала «Вкусная жизнь» и т. д.
Использование рекламы принимает в последние годы глобальный характер в связи с тем, что каждая компания стремится выстраивать долгосрочные отношения со своими потребителями, что в эпоху постиндустриального общества требует производства качественной рекламной продукции. Можно согласиться с отечественным исследователем А. Ульяновским, считающим, что и российская реклама вышла на новый этап своего развития, характеризующийся акцентом на формировании символической ценности и мифов о товаре или услуге, а также хирургически точной имплантацией рекламных сообщений
68
в систему ценностей и внутренний мир потребителя
[см.: Овруцкий 2010: URL].
Рекламная деятельность имеет несколько направлений. Во-первых, разумнее ее выстраивать на основе маркетинговых исследований и бизнес-анализа. Во-вторых, ее необходимо хорошо планировать. Это мероприятия, предшествующие рекламе. Сама рекламная деятельность
внашем случае представляет:
•разработку и изготовление рекламно-презентацион- ной продукции;
•разработку сайтов, продвижение в Интернете, баннерную рекламу, медийную и контекстную рекламу;
•выставочную и презентационную деятельность;
•размещение рекламы на информационных носителях.
Завершающим моментом всякой рекламной деятельности в каждом конкретном случае является оценка ее эффективности.
Рекламная деятельность ЦДО ИИЯЛ осуществляется по трем направлениям. Мы проводим внешнюю, внутреннюю и индивидуальную рекламу (табл. 1–3).
Внешняя реклама является основным источником комплектования групп и осуществления образовательной деятельности с разными слоями и возрастными группами населения. Тем не менее мы также уделяем большое внимание так называемой внутренней рекламе (табл. 2).
Презентации образовательных услуг занимают особое место в рекламной деятельности ЦДО ИИЯЛ. Рекламу на основе презентации мы называем рекламно-презентаци- онной деятельностью. Рекламные презентации красочны, лаконичны, проводятся в атмосфере дружеского общения и имеют целью продвижение образовательных услуг центра. Значительная составляющая успеха рекламной
69