ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 275
Скачиваний: 2
дети быстро начинают говорить сначала от имени персонажей (зайцев, медведей и пр.), затем сами составляют диалоги по заданной ситуации.
Заинтриговать малыша, вызвать в нем интерес, а главное – желание изучать иностранный язык (позднее – иностранные языки) и сложно, и просто. Просто – объяснить, зачем это нужно. Дети чаще всего довольно легко поддаются влиянию взрослых, особенно тех, чье мнение для них авторитетно. Если папа, мама, бабушка, старшая сестра или брат считают, что учить язык необходимо, ребенок приходит на занятия уже с этой установкой. Сложнее поддерживать внем это стремление [Тилене 2011: URL].
Обучая малыша иностранному языку, следует делать только то, к чему он проявляет интерес. Специфика этого подхода заключается в том, чтобы определить желание ребенка до того, как он его выразит. Предугадать, что может захотеть ребенок, и целенаправленно вести его по пути изучения языка – прерогатива специалиста.
Если родители в состоянии запланировать языковое развитие ребенка на длительную перспективу, то было бы хорошо, чтобы они своевременно позаботились о последовательности введения языков и о возрасте, в котором это будет происходить [Протасова 2009: 30].
Современные дошкольники – это дети нового поколения. Они очень активны: желают много знать, быстро действовать, сменять одну деятельность на другую. Другими словами, можно сказать, что дети – деятельностные натуры. Такие дети способны воспринять больший объем информации, им нравится, чтобы их обучали, с ними занимались, играли. С одной стороны, изучение иностранного языка – это расширение кругозора детей, которые в настоящее время могут путешествовать по миру вместе со своими родителями. Раннее обучение иностранному языку способствует формированию у ребенка целостной картины мира. Он учится воспринимать мир с разных
104
сторон (знакомится с английскими традициями и обычаями, английскими играми, песнями и рифмовками). С другой стороны, обучение иностранному языку – это интеграция способностей, заложенных в ребенке от природы. Педагогами, психологами, учеными уже доказано, что дети с раннего возраста могут легко запомнить несколько языков [Маякова 2010: URL]. Это связано с тем, что у детей с рождения и до 11–12 лет развита речевая функция. В настоящее время возрастной порог речевой функции снижается и достигает 9–10 лет. Так, Ш. А. Амонашвили были выделены некоторые особенности речевой функции. Первая особенность состоит в том, что она существует и функционирует до 11–12 лет. Вторая характеризуется предрасположенностью речевой функции к восприятию и усвоению сразу нескольких языков. Третья особенность связана с ее уникальной свободой и независимостью: как и любую функцию ее нельзя «заставить действовать», нельзя заставить ребенка говорить или играть. Речь ребенка должна быть мотивирована и активна [Амонашвили 1986: 24].
Изучение иностранного языка делает внутренний мир ребенка богаче и прекрасней, учит образному мышлению и помогает осознавать себя личностью. Наградой за обучение является самостоятельное использование ребенком иностранного языка в речи. Проблемы современного дошкольного воспитания во всем мире пересекаются с идеями интеркультурного общения, мультикультурного окружения и многоязычного образования.
В основе раннего языкового образования лежат следующие теоретические положения [Менг 2009: 14].
• Дети младенческого, младшего и старшего дошкольного возраста имеют познавательные способности и познавательные потребности, о которых мы ранее не подозревали. Биологическая природа человека заставляет младенца учиться по собственной инициативе. Даже
105
маленький ребенок уже анализирует окружающий его мир. Он хочет понять, какие взаимосвязи существуют и какие правила действуют в этом мире. Маленький ребенок с самого начала подготовлен к социальному взаимодействию и общению (интеракциям) с близкими людьми (его партнерами).
•Познавательные способности и познавательные потребности ребенка изменяются. Они развиваются и дифференцируются – сначала по мере физического взросления ребенка, позднее в результате накопления им познавательного опыта. Отсюда следует вывод: в каждый период своего развития для детей характерны определенные познавательные способности и потребности, соответствующие уровню их развития. Поэтому, в свою очередь, от взрослых партнеров требуется адекватная возрастному развитию детей поддержка.
•В развитии ребенка часто выделяют следующие сферы: физическое, эмоциональное, мотивационное, социальное, интеллектуальное и речевое развитие. Современная педагогика раннего и дошкольного возраста исходит из представлений о ребенке в единстве его способностей и взаимодействия с окружающим. Этому
соответствует оправдавший себя принцип – исходить в педагогической работе из детских деятельностей. В них связаны друг с другом различные способности ребенка и влияние окружения, причем как в плане индивидуальных деятельностей ребенка, так и его совместной деятельности
сдругими лицами, т. е. его интеракций.
•Речевое развитие – это овладение способностью участвовать в речевом взаимодействии, т. е. в речевой интеракции. Речевое взаимодействие, или интеракция, это совместная деятельность двух или нескольких лиц. Из такого представления речевой интеракции следует, что понимание имеет для овладения языком такое же фундаментальное значение, как и говорение.
106
•Речевая способность как способность оформлять интеракции с помощью речевых высказываний неотделима от физических, эмоциональных, мотивационных, социальных и интеллектуальных способностей партнеров.
•Речевое развитие основывается на довербальных умственных, коммуникативных и социальных способностях ребенка и на умении усваивать язык как особую функцию мозга, которая свойственна только человеку. Но этих внутренних предпосылок для усвоения языка недостаточно. Детям нужно, чтобы их обучали носители того или иного языка или языков. Без такого обучения языку или языкам они не смогут стать компетентными членами языкового сообщества или нескольких языковых сообществ. Формы обучения языку или языкам могут быть различными. Они простираются от обучения языку в ходе естественной коммуникации до специальных занятий языком и занятий по другим предметам на изучаемом языке. Все названные формы обучения могут служить трансляции первого, второго, третьего и последующих языков.
Следуя вышеизложенному, наиболее приемлемыми формами обучения языку в раннем возрасте являются следующие [Менг 2009: 18].
•«Естественное, неуправляемое» обучение языку и «естественное, неуправляемое» овладение языком, которые иначе называют языковым погружением, или иммерсией. Естественное, неуправляемое овладение языком означает, что ребенок участвует в речевых интеракциях не для того, чтобы усваивать язык, а потому, что эти речевые интеракции удовлетворяют другие его комплексные потребности: добиться внимания со стороны взрослого; выразить свои чувства и узнать, каковы реакции собеседников; получить доступ к интересным предметам
вокружении; овладеть желанными видами деятельности; сотрудничать или соперничать со сверстниками и т. п.
107
Эффективность естественного, неуправляемого обучения языку зависит от умения воспитателя или педагога использовать такие способы, как оборудование помещения разнообразными игровыми материалами, пробуждающими любознательность и побуждающими к их исследованию через постоянно обновляемые манипуляции в функциональных играх и играх-экспериментах, к приписыванию им новых свойств в воображаемых играх; предоставление детям возможности самостоятельного выбора деятельности и партнеров, который всегда связан с речевой деятельностью и тем самым способствует упрочению и расширению языковых способностей; использование для обучения языку всех других видов индивидуальной и коллективной деятельности.
• Систематическое управляемое обучение языку и овладение языком представляет собой специально организованный и управляемый процесс, в котором определенные языковые способности тренируются специально и осознанно. Эта форма предполагает четкую цель занятий по развитию речи, подбор учебных материалов и соответствующих методик обучения. Систематическое управляемое обучение языку также должно следовать критериям, разработанным современной педагогикой раннего и дошкольного возраста.
Систематическое управляемое обучение языку не должно превращаться в подражательное натаскивание по заданной языковой форме. В его основе должны лежать следующие принципы:
a.Занятие языком должно доставлять детям удовольствие и проводиться в ситуации, свободной от страхов.
b.Занятия языком должны по возможности организовывать изучение языка с помощью всех органов чувств (например, использовать реальные
108
объекты и их изображения, песни и речевые подвижные игры).
c.Центром каждого занятия языком являются организованные воспитателем или учителем речевые интеракции, которые мотивируют детей и дают им возможность анализировать и использовать языковые формы, характерные для соответствующего образца интеракции.
d.При планировании занятия языком рекомендуется делать следующие шаги: определить фазы занятия; для каждой фазы занятия определить лингводидактическую форму работы; для каждой лингводидактической формы определить целенаправленно изучаемое речевое выражение; для каждого целенаправленно изучаемого выражения дать анализ образца интеракции, характерных слов и грамматических форм.
e.Целью занятия языком является постепенное обучение стандартному разговорному языку, который до некоторой степени отличается от письменного литературного языка, но является основой для последующего усвоения письменного литературного языка.
f.Обучающий должен облегчить детям понимание и анализ изучаемых речевых выражений. Это происходит с помощью мимики, жестов, модуляций голоса и действий с объектами. Упрощая структуру высказывания, отказавшись от возможных вариаций, медленно и четко выговаривая слова, обучающий поддерживает детей при анализе речевого выражения.
g.Следует следить за тем, чтобы дети во время занятия языком слушали и проговаривали изучаемое выражение. Для перехода от первичного прослушивания и понимания к говорению можно
109
использовать приемы хорового или индивидуального повторения, а также имитацию.
h.Изучаемые на занятии языком выражения следует повторять на других занятиях. Через повторение закрепляются выученные на занятиях по языку выражения.
• Обучение языкам и овладение языками на занятиях по другим предметам. Обучение первому и второму языкам и овладение первым и вторым языками может происходить на занятиях по другим предметам: по ознакомлению с окружающим миром (с природой и обществом), математике, формированию представлений о количестве и множествах, музыке, спорту, на творческих занятиях, таких как рисование, лепка и т. д. На этих занятиях внимание преподавателей и детей сосредоточено не на языковом аспекте их интеракций, а на обучении или усвоении знаний, развитии умственных способностей и практических навыков. При этом используются специфические образцы речевых интеракций, лексические и грамматические формы, которые чаще всего не встречаются в повседневной коммуникации в детском саду. Это означает, что такие занятия значительно обогащают предоставляемый детям выбор речевых возможностей.
Двумя наиболее известными методиками обучения второму языку дошкольников являются [Протасова 2009: 26]: 1) языковое погружение, когда вся деятельность в классе организована на втором для детей языке, в идеале носителем языка со специальной подготовкой, 2) систематические занятия вторым языком на основе первого, которые может проводить человек, владеющий двумя языками. Для методики могут иметься определенные пособия или программы, разработанные либо ведущими издательствами – производителями учебников по иностранному языку, либо самостоятельно языковыми меньшинствами. Учебные материалы и общение с носителем
110
языка могут сочетаться в разных комбинациях: учебник дома
– общение в детском саду, часть занятий – по учебнику, а часть – в процессе разных видовдеятельности и т. п.
Образовательная программа «Лингва». Раннее языко-
вое образование является одним из приоритетных научных и практических направлений дополнительного образования ИИЯЛ УдГУ (схема 4). Авторами и научными руководителями программы раннего обучения иностранным языкам «Интегративная программа «Лингва»: Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» являются проф. Т. И. Зеленина и проф. А. Н. Утехина. Программа предполагает обучение и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста от пяти до десяти лет.
Образовательные программы для детей. Раннее языковое образование реализуется на базе детской школы «Лингва», созданной в системе дополнительного образования ИИЯЛ в 1990 г. по инициативе д. ф. н., проф. Т. И. Зелениной. С 1994 г. под руководством проф. А. Н. Утехиной ученые ИИЯЛ постоянно занимаются проблемами раннего обучения иностранным языкам. В результате научно-методической деятельности в 1997 г. была создана кафедра дидактики раннего обучения иностранным и национальным языкам, которую возглавила проф. А. Н. Утехина. По инициативе кафедры в рамках специальности «Филология» в реестр внесена новая специализация «Обучение иностранному языку в раннем возрасте», утвержденная Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию [Утехина, 2001].
Для правильной организации занятий по иностранному языку целесообразно использовать методику, которая базируется на закономерностях развития детской речевой деятельности в других видах деятельности – деятельностная стратегия [Маякова 2010: URL]. Такая методика представлена с позиции психолингвистики как теории речевой
111