ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

образования является основой практической подготовки выпускников школы [Мелекесова 2010: 68].

Программы предпрофильной подготовки, реализуемые ЦДО ИИЯЛ. Программа предпрофильной подготовки «Языковая картина мира (Иностранный язык. Перевод. Литература и культура), предлагаемая ИИЯЛ для учащихся предпрофильных классов, осуществляется совместно с Центром довузовского образования УдГУ и реализуется на базе университета. Программа предназначена для учащихся 8–9 классов. Проводимое профтестирование позволяет выявить личностные особенности, склонности и сферу интересов учащихся, помогает выбрать профиль класса, будущую профессию, специальность, факультет; оценить готовность обучающихся к выбору профиля и профессии, адекватность этого выбора; выявить группы риска (неадекватность выбора профиля / будущей профессии) и разработать комплекс психолого-педагогичес- кого, психолого-валеологического сопровождения корректировки негативных процессов, препятствующих адаптации, социализации и развитию индивидуальности личности. Программа предполагает также экскурсии на факультеты и институты, в музеи, на предприятия.

В программу «Языковая картина мира» входит три модуля, представляющих основные образовательные направления ИИЯЛ: классическую филологию, зарубежную литературу и перевод. Кроме того, программа представлена в трех языках: английском, немецком и французском. Цели организации предпрофильной подготовки – расширение представлений учащихся об образовательных областях о себе, своих способностях и возможностях. Целью предлагаемой ИИЯЛ программы «Языковая картина мира» является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения выпускников основной школы через знакомство с миром профессий выбранного направления,

130

расширение знаний по предметам данного направления, вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую и социально значимую деятельность.

Программа построена по принципу элективных курсов. Модули непродолжительны, хорошо сочетаются, дополняют друг друга и вместе составляют 36 часов. В программу входят: «Введение в переводческую специальность», «Английский язык в мире: диалекты и варианты», «Страноведение», «Классическая литература и совре-

менность». Мы

стремимся

сделать

привлекательным

содержательное

наполнение

программ.

Так, например,

в страноведческом модуле материал перекликается с важными для зарубежной литературы темами: «Образ

Лондона в

английском

детективе», «Сельская Англия

в творчестве

английских

писателей», «Образ Парижа

во французском романе» и др. Все это сопровождается интересными мультимедийными презентациями, аудио- и видеоматериалами. В современном варианте главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки (включая и курсы по выбору) связаны с профориентацией, с тем, чтобы «способствовать самоопределению учащегося», чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу [Пряжников 2009: URL]. В связи с этим, главная задача каждого модуля и программы в целом – рекламно-просветительская, профориентационная. В этой роли программа «Языковая картина мира» вышла за пределы программ предпрофильной подготовки и широко используется в рекламных акциях, проводимых ЦДО ИИЯЛ в нашей очень разной целевой аудитории.

Образовательная программа «Школьник Ин-Яз» зани-

мает особое место среди образовательных программ для школьников. Она предназначена для учащихся 5–9 классов и тем самым охватывает разные возрастные категории школьников. Программа «Школьник Ин-Яз» предлагается

131


в системе дополнительного образования ИИЯЛ с 1998 г. и включает в себя классический курс филологической подготовки: от истории языка и латыни до двух современных иностранных языков. В процессе обучения слушатели знакомятся с культурой и географией европейских стран, историей изучаемого языка, основами латинского языка и общего языкознания, продолжают освоение двух иностранных языков, «встречаются» с зарубежной литературой (в форме театральных инсценировок), овладевают основами психологии общения и другими гуманитарными дисциплинами. Программа обучения предполагает последовательное усложнение языкового и общефилологического материала – каждый следующий учебный год совершенствует приобретенные учащимися знания и практические умения в области наук о языке и литературе, учит самопознанию и мастерству общения с окружающим миром, вести диалог с родной и иноязычной культурами [Информационный… 2006: 26]. Обучение ведется в группах по 10–12 человек два раза в неделю. Дети посещают занятия параллельно с общеобразовательной школой. Основными изучаемыми предметами являются:

иностранный язык I (английский),

иностранный язык II (немецкий / французский),

страноведение.

Мы также проводим олимпиады, лектории и рекламные акции для участников программы «Школьник Ин-Яз» и отмечаем с ними значимые для носителей изучаемых языков праздники: День Благодарения, Рождество и Пасху. Следует заметить, что дополнительное образование детей, исходя из своеобразия, призвано органически сочетать виды организации досуга с различными формами образовательной деятельности. Как следствие, оно сокращает пространство девиантного поведения, решая одну из главных проблем нашего современного общества – проблему занятости детей [Буева, URL]. Если школа

132

удовлетворяет социальный заказ на определенные знания, умения и навыки, то дополнительное образование ориентировано на удовлетворение персонифицированного (личностного) заказа каждого ребенка индивидуально. Если в школе индивидуализация обучения осуществляется учителем, то в дополнительном образовании – ребенком: «занимаюсь чем, с кем и как хочу; занимаюсь там, где мне интересно». Тем самым, в отличие от школьной традиции, педагогический процесс в дополнительном образовании носит неформальный характер, а потому он ближе к природным основаниям детей: здесь акцент ставится не столько на передаче и переработке информации, сколько на общении, диалоге с педагогом, старшими детьми, сверстниками.

Профильная подготовка учащихся. Программы про-

фильной подготовки ЦДО ИИЯЛ рассчитаны, прежде всего, на учащихся 9–11 классов, составляющих подготовительное звено, для которого в системе непрерывного образования института предлагается целый спектр образовательных услуг.

Организация профильной подготовки регламентирована, в частности, следующими официальными докумен-

тами:

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря

2007 г., 28 февраля 2008 г.);

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об

133


образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении);

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (Приказ МО РФ от 11.02.02 г. № 393);

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ МО РФ от

18.07.2002. № 2783) [Концепция… 2002: URL];

Рекомендации об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к письму Департамента общего и

дошкольного образования МО РФ от 13.11.2003.

14-51-277/13);

Постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» от 9 июня

2003 г. № 334 [ Постановление… 2003: URL];

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 г. – Решение Минобрнауки от 06.10.2004 № ПК-2;

Положение «О реализации в ГОУ ВПО «Удмуртский госуниверситет» программ дополнительного образо-

вания, направленных на подготовку к поступлению в высшие и средние профессиональные учебные заведения» (утверждено решением Ученого совета Удмуртского госуниверситета. Протокол № 4 от 24.04.07 г.) [Положе-

ние… 2007: URL].

134

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. так определяет социальные требования к системе российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [Концепция… 2002: URL]. Необходимость профессионального выбора в старших классах школы обусловлена также и внутренними причинами – глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь. Здесь следует напомнить принципиальное суждение В. А. Болотова, а именно, что «те или иные компоненты собственного образования старшеклассник может получить не только в своей школе, но и в иной школе, в соседнем техникуме, в заочной физико-математической школе, в учреждении дополнительного образования, а также дистанционно. Образование

135


старшеклассника тем самым отрывается от отдельного учреждения и распределяется по нескольким. Оно попрежнему осуществляется в образовательной системе, но отдельная школа «монополию на ученика» при этом уже утрачивает» [Артюхова, URL].

Потребность в овладении иностранным языком как инструментом будущей профессиональной деятельности способствует появлению профильных классов с углубленным изучением иностранного языка. Профильное обучение в старших классах – филологический профиль – ориентирует учеников в мире современных профессий, связанных с владением иностранным языком: педагогической, переводческой деятельности, лингвистики, международной журналистики, туристического бизнеса и др. Профильное обучение в средней школе направлено на обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса [Владимирова 2009: URL].

Рассмотрим далее теоретические основы профильной подготовки учащихся. Идеи профильного обучения не новы для педагогики. В различной степени они реализуются практически во всех развитых странах мира. Анализ зарубежного опыта профильного обучения показывает, что [Новикова 2005: 46–48]:

общее образование на старшей ступени во всех развитых странах – профильное;

как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе;

доля учащихся в профильной школе составляет не менее 70%;

количество направлений дифференциации невелико: два – три;

количество обязательных учебных программ на старшей ступени существенно меньше по сравнению с основной. Среди них обязательными являются естественные науки, иностранные языки,

136

математика, родная словесность, физическая культура;

как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного

учреждения: лицей – во Франции, гимназия –

в Германии, «высшая» школа – в США;

свидетельства об окончании профильной школы обычно дают право прямого поступления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями; например, во Франции прием в медицинские вузы проходит на основе вступительных экзаменов.

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся [Концепция… URL]. В конце 80-х и начале 90-х гг. в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 г. «Об образовании», закрепивший вариантность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Профильное обучение является одним из ключевых направлений модернизации системы российского образования и предполагает реализацию обновления старшей ступени общего образования, которая бы наиболее полно учитывала интересы, склонности, способности каждого ученика. В современной России пропаганда и реализация идей профильного обучения связаны с именами А. А. Барабанова, В. Н. Бобрикова, М. И. Губановой, А. А. Пинского и др. Перспективы дальнейшего развития профильного обучения отождествляют с непрерывным профессио-

137