ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нальным образованием, интеграцией общего и профессионального образования, становлением личностно ориентированного образования, индивидуализацией обучения, ростом мотивации учебно-познавательной деятельности, профессионально-педагогической подготовкой квалифицированных кадров (Г. Д. Бухарова, К. Я. Вазина, Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев, Н. В. Силкина, Е. В. Ткаченко, Н. К. Чапаев, Н. Е. Эрганова и др.). Теоретическими основами профильного обучения являются исследования в области моделирования и проектирования педагогической и управленческой деятельности (И. И. Ильясов, М. В. Кларин, В. М. Монахов, Н. Ф. Талызина, В. А. Сластенин, Е. П. Тонконогая, Т. Г. Браже, С. Г. Вершловский, В. Г. Онушкин, А. Ю. Панасюк и др.); идеи профильного обучения А. А. Барабанова, В. Н. Бобрикова, М. И. Губановой, А. А. Пинского, работы по психологии профессионального образования (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Р. С. Немов и др.), формированию профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования (Б. П. Невзоров, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко и др.); исследования

вобласти профессиональной ориентации (Л. А. Йовайша, Э. Г. Костяшкин, Н. Н. Чистяков и др.), интеграции образования (М. Н. Берулава, Н. К. Чапаев и др.), профильного обучения (В. Н. Бобриков, М. И. Губанова, М. Л. Левицкий и др.), теории и практики допрофессиональной подготовки старшеклассников (В. И. Ревякина) [Чуракова 2007: 5].

Согласно Концепции профильного обучения, «профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений

вструктуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [Концепция… URL: 7]. Понятие «про-

138

фильное обучение» в образовательном учреждении рассматривается как учебный труд, направленный на изучение образовательных областей, содержащих типичные знания, умения и навыки, характерные для определенной сферы деятельности, профессии, специальности [Немова 2005: 49–58]. Под профильным обучением в общеобразовательной школе понимается специализированная образовательная система, отличительными признаками которой являются:

создание классов определенного профиля, ведущие учебные предметы в которых имеют достаточно четкую профессиональную направленность;

включение в учебный план элективных учебных курсов, раскрывающих содержание конкретного направления профессиональной деятельности;

установление связи трудовой подготовки школьников с профилем их обучения;

кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессио-

нального образования [Чуракова 2007: 13]. Профиль представляет собой комбинацию базовых,

профильных и элективных курсов, отвечающую общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки [Профильное… 2005: URL]. Базовыми общеобразовательными предметами, обязательными для всех профилей обучения, являются русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание (интегрированный курс для естественно-математического, технологического профиля и т. п.), естествознание (интегрированный курс для гуманитарного, социально-экономического профиля и т. п.), физическая культура. Количество часов, отводимое для изучения того или иного базового предмета, отличается в разных профилях.

Профильные общеобразовательные предметы – это предметы повышенного уровня, определяющие направ-

139



ленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль.

К элективным курсам относятся курсы по выбору учащихся, обязательные для посещения и входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Функции элективных курсов состоят в «поддержке» изучения основных предметов, осуществлении внутрипрофильной специализации и построении индивидуальных образовательных траекторий. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Соотношение учебных курсов в старшей школе определяется «Концепцией профильного обучения» и представлено следующими цифрами [Концепция… 2002: URL]:

базовые курсы – 50%;

профильные курсы – 30%;

курсы по выбору (элективные) – 20%.

Основными приоритетами профильного обучения являются:

признание права старшего школьника на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности;

расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника;

дифференциация и индивидуализация обучения, позволяющие за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способ-

ности учащихся.

Целями перехода к профильному обучению являются

[Сураева 2004: 16–19]:

углубленное изучение отдельных предметов;

140

дифференциация содержания обучения старшеклассников;

равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся;

расширение возможностей социализации учащихся. Рассмотрим, что меняется в профильной школе в на-

стоящее время [Профильное… 2005: URL]. В целях и ожидаемых результатах – ориентация на максимальный учет индивидуальных интересов, способностей и склонностей учащихся, что ведет к созданию большого числа разных профилей; создание условий для развития компетенций, необходимых для продолжения обучения; развитие способности самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры. В учебных планах – сокращение инвариантного компонента; относительное сокращение учебного материала непрофильных предметов с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся; структура и содержание плана, образованного учебными предметами трех типов (базовые общеобразовательные, профильные, элективные). В обра-

зовательных технологиях – постепенное сокращение

(а в будущем, возможно, и исчезновение) технологий, присущих классно-урочной системе; постепенное увеличение доли технологий обучения, близких к вузовским, предполагающих иную организацию аудиторных занятий

ивнеаудиторной нагрузки; увеличение доли технологий, способствующих развитию партнерских отношений между учителем и учеником (этому в значительной мере способствует введение ЕГЭ). В образовательной среде – объединение образовательных ресурсов (образовательная карта района, округа, региона); создание разнообразных пространств для творческой самореализации учащихся; создание пространств совместной деятельности педагогов

истаршеклассников; развитие подростковых и юношеских общественных объединений. В формах оценивания и

141


контроля – преобладание письменных форм оценивания над устными. Значительную долю должны составлять тестовые задания, экспертные оценки, использование рейтинговых оценок, накопительная система оценок, использование многоуровневой балльной оценки (и, соответственно, перевод ее в 5-балльную шкалу), постепенный «уход» от разовых выборочных проверок образовательных результатов, формулирование критериев оценивания совместно с учениками, разработка форм учета текущих достижений ученика, заменяющая школьный дневник.

В формах организации образовательного процесса

дистанционное обучение, экстернат, факультативы, реализация таких организационных моделей профильного обучения, как внутришкольная профилизация (однопрофильная, многопрофильная, индивидуальные профильные программы за счет элективных курсов), сетевая организация в том числе с вузами, сузами и т. п.), кооперация со специализированными образовательными учреждениями (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные и т. п.).

Все рассмотренное выше в большей степени относится к школе. Тем не менее программы профильного обучения возможны и необходимы в вузе по ряду причин:

Вуз предоставляет возможность специализироваться и углубленно знать интересующие старшеклассников предметы. Это подтверждают социологические исследования, показывающие, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться» [Гапоненко 2003: 7].

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и

142

дальнейшего образования в вузах. Вузы дают более высокое качество подготовки.

Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения) [Чуракова 2007: 20].

Как было отмечено выше (стр. 132), проблемы студентов-первокурсников во многом связаны с несформированностью общеучебных навыков и т. д. Именно эти навыки и умения должны формироваться в процессе реализации профильных проб.

Профильное обучение в его сегодняшнем виде организуется на базе школы. Это облегчает контроль учащихся. Недостаточно используются ресурсы межшкольных учебных комбинатов (в основном это классы технологического профиля), почти не используются центры внешкольной работы, что объясняется отсутствием нормативно-правовой базы такого взаимодействия. Таким образом, основной формой реализации целей профильного обучения пока является институциональная форма. Однако

вперспективе возможно создание других форм, в том числе выводящих реализацию стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. Среди других видов баз для профильного обучения можно отметить вузы, колледжи, профессиональные училища, заводы, фабрики, банки (три последние – единичные случаи). В ряде исследований было установлено, что наибольшее взаимодействие происходит по системе «школа – вуз», представлен широкий спектр (перечень) вузов, с которыми сотрудничают школы, а наименьшее осуществляется с системой учреждений начального про-

143


фессионального образования. Это, например, совместные программы школы и вуза; программы довузовской подготовки, реализуемые на базе высшего учебного заведения. Очевидно, это объективная тенденция, так как профильное обучение в своей основной массе во многих школах ориентировано на вуз [Профильная… 2003: URL].

Виды профилей многообразны: физико-математичес- кий, физико-химический, химико-биологический, биологогеографический, социально-экономический, социальногуманитарный, филологический, информационно-техноло- гический, агро-технологический, индустриально-техноло- гический, художественно-эстетический, универсальное обучение. Иностранные языки представлены во всех трех видах курсов: они относятся к группе предметов, являющихся обязательными для всех профилей обучения, с одной стороны, и входят в профильные образовательные предметы филологического профиля – с другой.

Программы профильного обучения, предлагаемые Центром дополнительного образования ИИЯЛ, имеют следующие особенности:

в основе большинства программ лежит принцип модульной организации. Продолжительность отдельных модулей составляет 12 – 18 академических часов; все модули имеют практико-ориентирован- ный, межпредметный характер;

помимо модульных образовательных программ возможно проведение открытых лекториев для школьников по темам, связанным с междисциплинарной направленностью тех или иных предметных знаний, полученных в школе в течение учебного года;

давние традиции имеет проведение традиционных и дистанционных олимпиад;

144

регулярно организуются встречи с «носителями компетенций» – представителями профессий, преподавателями вуза, студентами.

Профильная подготовка учащихся школ представлена в институте тремя образовательными программами и таким видом деятельности, как олимпиада.

Образовательная программа «Школа юного перевод-

чика» реализуется ИИЯЛ с 2001 г., преимущественно на базе школ. Программа включает изучение истории переводческой деятельности за рубежом и в России. Учащиеся знакомятся с видами устного и письменного перевода. Занятия позволяют углубить знания лексики и грамматики иностранного языка, развить память, объективно оценить свои способности к переводческой деятельности.

Обучение базируется на понимании перевода как межъязыковой и межкультурной коммуникации. Рассмотрение культурологических аспектов перевода позволяет лучше узнать историю и культуру страны изучаемого языка, сформировать представление о современном мире в целом,

понять

важность

роли переводчика как

посредника

в диалоге разных культур.

 

 

Большое внимание уделяется восприятию иноязычной

речи на

слух, переводу аудиозаписей и видеофильмов.

В ходе

работы

над текстами

учащиеся

знакомятся

с искусством художественного

перевода,

сравнивают

оригиналы и опубликованные переводы произведений известных зарубежных писателей и поэтов.

Отдельный блок составляет перевод в сфере бизнеса. Учащиеся знакомятся с особенностями написания на иностранном языке деловых писем, анкет, заявлений, изучают лексику телефонных переговоров.

Кроме того, занятия по переводу позволяют лучше понять особенности родного языка, способствуют повышению грамотности русской речи.

145