ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательная программа «Абитуриент Ин-Яз»

реализуется институтом с 1988 г. В свое время это была двухгодичная программа обучения и подготовки абитуриентов по иностранным языкам, которая не только повышала уровень знаний, но и психологически готовила абитуриентов к студенческой жизни. Объем одного года обучения составлял 220 академических часов. В настоящее время работа школы «Абитуриент Ин-Яз» регламентирована рядом официальных документов и, прежде всего, Постановлением от 2 марта 2005 г. № 108 «О проведении в 2005 г. единого государственного экзамена» [Поста-

новление… 2005: URL].

Школа «Абитуриент Ин-Яз» занимается подготовкой учащихся школ, лицеев, гимназий к вступительным экзаменам и ЕГЭ, помогает им расширить кругозор и пополнить знания по таким дисциплинам, как иностранный язык (английский, немецкий, французский), русский язык и литература, являющимся предметами экзаменационного цикла. Задача данных курсов – повышение уровня общеобразовательной подготовки поступающих. Известно, что ЕГЭ по иностранному языку – это один из самых сложных экзаменов, поэтому для успешной подготовки к нему необходим комплексный подход. Образовательная программа «Абитуриент Ин-Яз» помогает обеспечить:

систематизацию знаний, накопленных за годы учебы в школе;

углубленное изучение наиболее сложных тем;

психологическую готовность к сдаче ЕГЭ. Подготовка по иностранному языку ведется на

модульной основе. Программа курса состоит из двух основных частей: развития языковых навыков и подготовки к экзаменационным упражнениям. За период подготовки (72 академических часа) учащиеся получают:

146

необходимую практику для эффективного выполнения заданий ЕГЭ по иностранному языку;

баланс всех языковых навыков (грамматика, вокабуляр, чтение, письмо и аудирование), необходимых для экзамена;

тренировку в выполнении упражнений в рамках экзаменационных технологий;

регулярный контроль навыков;

своевременную помощь при возникающих трудностях.

Программа предназначена для учащихся 10–11 классов, имеет гибкий график работы и предлагается в двух форматах обучения: очном и сетевом. Занятия на подготовительных курсах ведут преподаватели института, среди них – специалисты, имеющие многолетний опыт работы с абитуриентами.

Образовательная программа «Для самых сильных: Школа олимпийского резерва» заявлена в 2012 г. Про-

грамма обязана своим появлением существующей в институте на протяжении многих лет традиции проведения олимпиад. Имеются варианты программы для английского, немецкого и французского языков. Предлагаемая программа является уникальной в своем роде, так как предназначена исключительно для школьников, чья языковая подготовка соответствует повышенному уровню сложности. Зачисление в группу ведется по результатам тестирования и собеседования.

Программа обучения состоит из нескольких модулей, один из которых посвящен подготовке к сдаче международных экзаменов. Учащимся предлагается курс практической фонетики, который направлен на коррекцию произносительных и интонационных навыков. Благодаря максимально эффективной методике обучения слушатели программы также получают возможность значительно

147


улучшить навыки говорения, существенно расширить свой словарный запас и знание грамматики иностранного языка.

Успешное овладение языком невозможно без глубокого знания истории и культуры стран изучаемого языка, поэтому в программу включен раздел «Страноведение», в рамках которого у учащихся имеется реальная возможность ознакомиться не только с богатым историческим прошлым, но и с особенностями современной жизни стран изучаемого языка.

Занятия проводятся высококвалифицированными специалистами института, которые прошли стажировку в ведущих колледжах Англии, Америки, Германии и Франции.

Виды деятельности. Помимо образовательных программ Центр дополнительного образования ИИЯЛ предлагает учащимся школ несколько видов образовательной и рекламной деятельности: широкий спектр олимпиад, интернет-тестирование по ЕГЭ, языковые клубы и реклам- но-презентационные акции. Все они являются новым направлением деятельности центра и появились как результат проведенного изучения рынка образовательных услуг в Удмуртии и России.

Олимпиада «Ин-яз» (с 1996 г.). В рамках работы школы «Абитуриент Ин-Яз» ежегодно проводятся олимпиады по иностранным языкам для учащихся 10–11 классов. Как правило, контингент участников состоит из потенциальных абитуриентов, которые могут попробовать в ней свои силы и проверить уровень языковой подготовки.

Проведение олимпиад по иностранным языкам – давняя традиция института [Войтович 2002: 34; Войтович, 2004]. Олимпиады ИИЯЛ по иностранным языкам (английский, немецкий, французский) популярны как среди учащихся различных городов и сел Удмуртской Республики, так и соседних регионов. Например, в английской и французской олимпиадах из года в год участвуют учащиеся школ г. Набережные Челны (Респуб-

148

лика Татарстан), которые стабильно демонстрируют высокие знания по иностранным языкам.

Олимпиады традиционно проводятся в два тура. Первый тур олимпиады открыт для всех желающих, поэтому в нем участвует, как правило, весь потенциальный контингент абитуриентов ИИЯЛ. Ко второму туру олимпиады допускаются лишь победители первого тура. Для того чтобы попасть во второй тур, нужно набрать определенное количество баллов.

Цели и задачи олимпиады [Войтович 2004: 49]:

популяризация иностранных языков и культур;

формирование мотивации к изучению иностранных языков;

укрепление творческого сотрудничества старшеклассников, студентов, учителей, преподавателей ИИЯЛ УдГУ на основе общего интереса – изучения иностранных языков;

распространение инновационных форм внеклассной работы;

выявление, поощрение и развитие одаренных детей. Однако было бы несправедливо ограничивать возмож-

ности олимпиады указанными целями и задачами. Олимпиада должна рассматриваться как средство совершенствования лингвострановедческой компетенции, повышения интереса и мотивации к изучению иностранных языков, совершенствования и активизации профессиональной подготовки в целом.

Последнее особенно касается студентов, принимающих участие в проведении олимпиады. Итогом участия студентов в олимпиаде является выработка у них целого комплекса умений: работать в жюри на тестовых этапах олимпиады, проводить регистрацию участников и объяснять им цели и задачи каждого этапа, работать в счетной комиссии I и II тура, проводить различные конкурсы и развлекательные программы во II туре.

149



Наряду с изложенным выше олимпиада помогает:

получить объективную картину уровня знаний учащихся – потенциальных студентов ИИЯЛ;

показать учащимся возможности и перспективы, которые открывает перед человеком владение иностранным языком;

определить, насколько слушатели школы «Абитуриент Ин-Яз» готовы к вступительным экзаменам по языкам, т. е. оценить эффективность работы школы;

дать возможность участникам олимпиады увидеть свои сильные и слабые стороны на фоне других.

Являясь краткосрочным видом деятельности, олимпиада, тем не менее, требует большой подготовительной работы, как организационной, так и методической. Оргкомитет выработал такой способ проведения олимпиады, который позволяет привлечь к участию большое количество учащихся и в то же время провести ее в строго ограниченное время. В нашем случае были годы, когда все этапы I тура (максимум шесть) проходили за 3,5–4,0 часа и допускали к участию до 300 человек одновременно. Добиться этого позволяют, с одной стороны, использование тестирования (грамматика, аудирование, текст) и, с другой стороны, особая технология обработки результатов и проведения самих туров олимпиады. Мы стремились так организовать проверку заданий, чтобы не задерживать и не утомлять участников, но одновременно обеспечить правильную и объективную оценку их ответов.

Чтобы исключить предвзятое отношение к участникам, на регистрации им присваивается индивидуальный регистрационный номер, результаты по каждому заданию в ходе олимпиады известны только счетной комиссии, состоящей из студентов ИИЯЛ, а общий результат становится известным только в конце, когда складываются все набранные баллы.

150

Не менее важными являются и методические требования к олимпиаде: отбор материала, определение заданий, объектов проверки и критериев оценки. Прежде всего встает вопрос об уровне трудности материала. При проведении олимпиады мы руководствуемся требованиями действующей программы для 10–11 классов и нормами, установленными Министерством образования и науки РФ для проверки уровня владения иностранным языком. Типы предлагаемых для олимпиады заданий ежегодно утверждаются на Учебно-методической комиссии ИИЯЛ УдГУ.

Начиная с декабря 2009 г. Институт проводит и дистанционные олимпиады по иностранным языкам. Именно они стали первым шагом в программе информатизации иноязычного образования в ИИЯЛ. Россия имеет определенный опыт проведения дистанционных олимпиад. Это, например, международные дистанционные эвристические олимпиады, проводимые центром ЭЙДОС и являющиеся одним из наиболее эффективных и массовых педагогических новшеств, разработанных в научной школе А. В. Хуторского [Эвристические… 2012: URL].

Дистанционные олимпиады проводятся на базе электронной учебной оболочки МООДУС, которая имеет большие возможности для осуществления тестовых заданий, каковыми и являются задания по олимпиаде. Мы предлагаем тесты по аудированию, чтению, лексикограмматический тест и тест по страноведению. Система МООДУС обладает мультимедийными возможностями, которые оживляют сухой тестовый материал.

Все олимпиады, в том числе дистанционные, проводятся институтом бесплатно. Олимпиада – это своего рода рекламная акция института, поэтому ее главная задача – обеспечить охват как можно большего числа участников. Для обеспечения необходимого количества участников мы делаем информационные электронные рассылки по школам Удмуртской Республики. Победители дистанцион-

151


ной олимпиады награждаются грамотами и приглашаются принять участие в очных олимпиадах института, которые традиционно проводятся в апреле. По идеологии института дистанционные олимпиады не рассматриваются как отборочный тур очных олимпиад. Наши участники имеют право состязаться во всех олимпиадах без ограничений. Мы рассматриваем олимпиады как хорошую возможность для учащихся надежно проверить свой уровень знаний по иностранным языкам, увидеть пробелы и поработать над их ликвидацией. Для нас же это хорошая возможность поднять престиж института как в сфере основного, так и дополнительного образования.

Клубы. Клубы не являются традиционной образовательной программой, это скорее один из видов образовательной деятельности. Привычное словосочетание «Английский клуб», «Немецкий клуб», «Французский клуб» превратилось в нечто совершенно иное. Сейчас это авторские методики, подразумевающие единые принципы работы с разными возрастными группами [English… URL]. Проект клуба разработан специально для тех, кто хочет говорить на иностранном языке.

В деятельности предлагаемых Центром дополнительного образования ИИЯЛ клубов существует несколько направлений:

по языкам – английский, немецкий или французский клубы;

по возрастам – клубы для школьников или клубы для взрослых.

Нам потребовалось много времени, чтобы осознать несколько простых истин: во-первых, из поля нашей деятельности выпали дети с высоким уровнем языковой подготовки и, во-вторых, обученные нами дети нуждаются в языковом общении на несколько ином, отличном от обычного занятия, уровне. В связи с этим в 2012 г. появилась программа «Клуб», которая рассчитана, прежде

152

всего, на тех школьников, которые хотят общаться и говорить на иностранном языке. В клубе проводятся встречи, на которых в неформальной обстановке обсуж-

даются интересные и

актуальные темы, связанные

с современной жизнью

англичан, немцев, французов и

т. д. Кроме этого, у посетителей клуба есть уникальная возможность постигнуть не только тонкости современных иностранных языков, их мелодичность, многогранность, но и проникнуться атмосферой страны изучаемого языка, приобщиться к ее истории, культуре, обычаям, традициям

иискусству. Встречи клуба проводятся один раз в неделю

идлятся 2–3 академических часа. Мы организуем игрыдискуссии, просмотр фильмов на изучаемом иностранном языке и фильмов о стране изучаемого языка; празднуем знаменательные даты, связанные с ее историей и культурой; знакомимся с национальной кухней, а также проводим вебинары с носителями языка и по возможности приглашаем их на наши встречи. К проведению встреч клуба активно привлекаются студенты ИИЯЛ. Клуб – это повод собраться вместе и поговорить на актуальные темы. Здесь каждый может высказаться о том, что интересует и волнует именно его.

Программы клуба для школьников максимально учитывают возрастные особенности: любознательность, высокую активность, необходимость частой смены видов деятельности. Главная задача клуба не научить ребенка языку, а привить ему желание изучать язык. Клуб – это другой мир, в который погружается школьник, воспитание положительных нравственных качеств ребенка. Это возможность найти новых друзей, общение с которыми не прекращается и во время учебного года.

Воснове клуба для школьников лежит методика интенсивного изучения иностранного языка с применением игровых технологий и частичного погружения. Так называемый «интенсив» позволяет за короткое время

153