ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
1.3. Мотивы изучения иностранных языков
Интерес к социальной обусловленности языка одним из первых проявил Вильгельм фон Гумбольдт, который в рамках немецкой классической философии рассматривал язык не как продукт деятельности, а как созидающий процесс, как саму деятельность. Анализируя свои антропологические и лингвистические исследования, Гумбольдт пытался ответить не только на вопрос «Что такое язык?», но и на вопрос «Какие цели достигает человек посредством языка?» [Блажевич, 2010; Гумбольдт, 1984].
В последние годы активно изучаются формы образовательного поведения различных слоев общества [Ключарев, 2004], роль образования в адаптации населения к изменяющимся экономическим и социальным условиям [Авраамова, 2003], социальная поддержка молодежи в контексте модернизации образования [Выборнова, 2004], социокультурные аспекты изучения иностранных языков [Булкин, 1998], социальная востребованность знания иностранных языков [Готлиб, 2009]. Широко обсуждаются перспективы Болонского процесса, обращается особое внимание на изучение образования как фактор социальной дифференциации и мобильности [Образование… 2003].
Мотивы обучения взрослых являются важным моментом при разработке образовательных программ, поэтому многие исследователи задаются вопросом: «что» и «почему» изучают люди? Изучением мотивов обучения взрослых активно занимались, например, американские исследователи [Peterson 1979: 112], в результате чего было установлено, что в ответ на вопрос «Почему?» часто звучит: «Чтобы быть лучше информированным» или «Для личного удовлетворения». На вопрос «Что они хотят учить?», большинство людей дает прагматические ответы, имеющие отношение к их работе или практической стороне жизни. Это здоровье и благосостояние, финансы,
28
досуг и хобби, вопросы сохранения окружающей среды, социальные навыки и личное развитие, общественные и политические вопросы, компьютер и компьютерные умения, спорт и активный отдых, обычаи и традиции, интимные отношения, уход за домашними животными, религия, практические умения, наука и технология, прочие общие интересы [Livinstone, 2001].
Заметим, что причины, которые люди называют, отвечая на вопрос «Почему они учатся?», не очень четко объясняют выбор предметов для изучения. Один и тот же курс кто-то выбирает по профессиональным мотивам, а кто-то для удовольствия. Интересно также и то, сколько времени люди тратят и каков бывает результат обучения. Время, затраченное на обучение, не всегда гарантирует позитивный результат. Менее способным учащимся приходится тратить намного больше времени, чтобы добиться положительных результатов в обучении [Войтович, 2006].
Как было показано выше, иностранные языки всегда привлекали внимание людей. Тем не менее изучение иностранного языка является не таким простым занятием, как это может показаться на первый взгляд. Это продолжительный и сложный процесс, требующий много времени и усилий. Некоторые люди изучают язык, так как им это нужно для работы, другие часто путешествуют за границей, для третьих изучение языков – хобби. Различны и причины, способствующие усилению мотивации в изучении иностранных языков. Часть из них – практические. Другие носят интеллектуальный характер. Третьи могут показаться сентиментальными. Рассмотрим факторы, провоцирующие изучение иностранных языков [Балезин 2007: URL; Зачем… URL].
•Работа – знание иностранного языка поможет найти более перспективную работу, получить повышение по службе, отправиться в командировку в другую страну, заключить выгодные контракты,
29
повысить продажи… В любой области нашей деятельности – образовании, промышленности, коммерции, международном туризме, компьютерных технологиях и т. д. – пригодятся знания иностранных языков.
•Наука – при знании иностранного языка можно почерпнуть полезную информацию из иностранных источников, иметь доступ к более обширным знаниям. В условиях расширения связей с зарубежными странами и интернационализации научных знаний особое значение приобретает хорошо организованная система международной информации, нормальное функционирование которой немыслимо без специалистов, реально владеющих иностранными языками, способных быстро извлекать информацию из иностранных источников без переводчика, излагать ее на родном языке и использовать в научной работе. Обучение иностранным языкам стало социальным заказом общества и необходимым условием эффективной работы научной и научно-технической интеллигенции.
•Учеба – вступление России в единое образовательное пространство открывает новые перспективы для обучения за рубежом. Культура – литература, художественные фильмы, телевизионные программы, музыка, принадлежащие к культуре определенной страны, станут еще доступнее при знании языка.
•Эмиграция – со знанием иностранного языка проще и быстрее проходит процесс адаптации и интеграции в местное общество.
•Путешествия – расстояния сейчас уже не являются помехой, как в прошлом веке. Все путешествуют и общаются. Даже минимальное знание иностранного языка помогает «продержаться» в чужой стране:
30
купить еду или билеты, добраться до нужного места, пообщаться с новыми людьми.
•Религия – миссионеры и прочие религиозные деятели изучают иностранные языки, чтобы проповедовать свои учения во всем мире. Следует отметить, что миссионерские организации сыграли важную роль в сохранении многих языков, а также в создании их письменных строев.
•Личные мотивы – интернациональные браки (знание языка упрощает общение), возвращение к истокам (например, обучение языку детей для сохранения традиций семьи или для сохранения языка), друзья (знание языка упростит общение, поможет лучше понять другой образ мышления), хобби (возможно, вам нравится звучание отдельного иностранного языка, как на нем пишут или как на нем поют; выучив язык, вы сможете наслаждаться им в полной мере).
Выводы по главе 1
Современный динамичный мир развивается так, что образованному человеку становится все сложнее обходиться без иностранных языков. В первой главе мы увидели, что мотивы и причины изучения иностранных языков, то есть интересы потребителя образовательных услуг по иностранным языкам, в эпоху интернационализации и глобализации разнообразны. При разработке программ дополнительного образования по иностранным языкам это особенно важно, так как помогает определить целевую аудиторию и потребительский спрос. В следующей главе мы рассмотрим, что предлагает рынок образовательных услуг в области иностранных языков.
31
Глава 2. МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ИДЕИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Как известно, количество новой информации, которая ежегодно появляется в мире, постоянно увеличивается. Это накладывает на современного человека определенные обязательства: чтобы стать успешным, ему сначала необходимо получить хорошее образование, а затем регулярно, практически непрерывно, повышать уровень своих знаний. Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что в скором времени человеку придется учиться в течение всей жизни, c большой долей вероятности, и после выхода на пенсию [Макарова 2009–2010: URL].
Система образования в России за последние годы пережила целый ряд существенных изменений. Отказ от государственной монополии в области образования, переход на платное обучение, изменение уклада общественной жизни привели к созданию множества негосударственных образовательных учреждений в различных областях образования, что, в свою очередь, вызвало повышение спроса на образовательные услуги и в иностранных языках.
Изменения системы образования отражены в ряде официальных документов, например, таких, как:
•Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Официальные… 2000]. Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. Доктрина отмечает, что система образования призвана обеспечить непрерывность образования в течение всей жизни человека;
•Федеральная программа развития образования
[Обзор… 2000]. В программе установлены конкретные направления и мероприятия развития сис-
32
темы образования по видам образовательных программ – общеобразовательных, профессиональных, дополнительных;
•Программа «Реформирование образования» [Ме-
неджмент… 2004: 51]. Данная программа является составной частью программы «Основные направления социальной и экономической политики Правительства Российской Федерации на долговременную перспективу». В разделе 1.3 сделан акцент на повышение качества образования на основе его открытости и информатизации, финансирования информатизации образования и внедрения современных технологий обучения, включая Интернет. В разделе 1.10 даны предложения по развитию дополнительного и послевузовского профессионального образования;
•Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Официальные… 2002].
Концепция определяет приоритеты образовательной политики и основные направления, этапы и меры по модернизации системы образования.
Новый подход к образованию предполагает, что образование более не должно замыкаться исключительно на школе. Напротив, оно должно включать досуг, семью, работу, общество, международные отношения, окружающую среду и т. д. Оно требует, чтобы люди стали сами себе учителями и осознали свой интеллектуальный, эмоциональный и творческий потенциал [Leclerc 1991: 39]. Для того чтобы такой тип образования стал возможен и не казался утопией, нужны новые образовательные структуры и измененный образ мыслей. В данном случае система непрерывного языкового образования должна быть построена таким образом, чтобы своевременно и гибко удовлетворять образовательные и профессиональные потребности личности. Важнейшим компонентом данной
33
системы является, как уже было отмечено, ее непрерывность, т. е. открытость для вхождения любого индивида, желающего приобрести соответствующий уровень языкового образования или приобрести иную специализацию, на любом этапе его или ее жизнедеятельности [Paye 1996: 4].
Образование ХХI в. должны отличать следующие черты [Менеджмент… 2004: 44]:
•общедоступность, обеспечение предпосылок и гарантий качественного образования для всех;
•многообразие, создание условий качественного образования для каждого;
•непрерывность, развитие системы оперативно обновляемого образования в течение всей жизни;
•фундаментальность и глубина основ начального, основного, общего среднего и профессионального образования;
•практическая направленность образования;
•адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий;
•международный характер образования.
Чтобы реализовать эти идеи, необходимо существенно усилить подготовку педагогического персонала, значительно повысить оплату его труда, столь же важно создать условия для повышения здоровой предпринимательской активности учебных заведений всех форм собственности, расширить рынок предоставляемых ими платных образовательных, информационных и научно-технических услуг
[Менеджмент… 2004: 44].
Новый взгляд на образование – это объективно обусловленная необходимость. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания
34
иорганизации материала, использование адекватных форм
ивидов контроля при разных вариантах его изучения. В эпоху глобализации существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросла образовательная и самообразовательная функции иностранных языков, их профессиональная значимость в школе, в вузе, на рынке труда
в целом, что повлекло за собой |
усиление мотивации |
в изучении языков международного |
общения. |
2.1. Иностранные языки на рынке образовательных услуг
Система образования тесным образом связана с теми социально-экономическими и политическими условиями, в которых она существует. Одной из основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг является глобализация, которая представляет собой главную силу, изменяющую сегодня мир. Процессом глобализации охвачены все национальные системы образования. Высшее образование претерпевает серьезную трансформацию под прямым и опосредованным воздействием глобальных тенденций. Усиление конкуренции по разным направлениям является неотъемлемым фактором глобализации и характеризует современное развитие мирового рынка образования. Растет конкуренция между классическими университетами, принадлежащими государству, и альтернативными высшими учебными заведениями типа виртуальных, корпоративных образовательных ассоциаций, которые находятся в руках частного капитала. Увеличивается борьба за студентов между вузами внутри страны и на межстрановом уровне. Глобализация рынка стала возможна благодаря либерализации рынков образовательных услуг [Айдрус 2008: 26].
35