ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 265
Скачиваний: 2
пространенное направление в маркетинговых исследованиях. Сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах являются важным моментом при выборе и реализации стратегии и тактики деятельности образовательного учреждения. В связи с этим далее будут рассмотрены те услуги, которые наиболее типичны для рынка образовательных услуг по иностранным языкам. Анализ рынка образовательных услуг дает возможность использовать новые рыночные перспективы, отыскивать новые направления для своего развития и перестраивать деятельность в соответствии с требованиями рынка. Собственная многолетняя деятельность и анализ рекламной информации по иностранным языкам (проспекты, буклеты, реклама в газетах и журналах, сайты сети Интернет) в Удмуртии и России помогли нам выстроить функционирующую ныне в ИИЯЛ систему непрерывного иноязычного образования.
2.2. Иностранные языки в программах непрерывного образования: лингвистические центры
и курсы по иностранным языкам
Мировой рынок образовательных услуг условно объединяет в себе несколько сегментов, основными из которых являются языковые курсы, школьное обучение, высшее образование, дополнительное профессиональное образование и др. Следует отметить, что все сегменты мирового рынка образовательных услуг связаны между собой [Айдрус 2008: 5]. Тем не менее на рынке образовательных услуг они представлены по-разному. Наиболее популярным сегментом являются языковые курсы. Это своего рода основной элемент образовательных услуг по иностранным языкам, на базе которого выстраиваются другие сегменты и создаются целые образовательные системы. Анализ сайтов по иностранным
44
языкам показал, что курсы предлагаются как государственными, так и негосударственными учреждениями. Но далеко не всегда предлагаемые курсы складываются
впродуманную, научно обоснованную систему образовательных услуг по иностранным языкам, учитывающую последние достижения и требования времени. В данном случае речь не идет о применении популярных в преподавании иностранных языков зарубежных методик или учебных пособий. Речь идет о таких значимых концепциях, как, например, концепция непрерывного образования, которая послужила толчком к созданию многочисленных проектов и проведению в области образования экспериментов во всех частях мира, и тем самым сыграла важную роль в развитии современного взгляда на образование.
Интернет буквально пестрит объявлениями о курсах по иностранным языкам. Большинство из них не вызывают особого интереса с научной точки зрения, так как являются лишь коммерческим предложением. То же можно сказать и о лингвистических центрах. Далеко не всем из них удалось пройти путь от маленькой компании, созданной с нуля, до крупной организации, которую знают и достойно оценивают многие тысячи благодарных клиентов
вразличных регионах страны. И лишь немногие из них предлагают хорошо продуманные модели непрерывного обучения иностранным языкам. Например, хочется особо остановиться на деятельности лингвистического центра ЛИНГВА (Мурманская область), который существует на рынке образовательных услуг по иностранным языкам уже более 15 лет. В центре преподают основные европейские языки (английский, французский, немецкий, испанский), языки Баренцрегиона (финский, норвежский, шведский), а также русский язык для зарубежных студентов. Введено обучение восточным языкам: китайскому, японскому, арабскому [Тилене 2011: URL].
45
Главная задача центра – обучение иностранным языкам детей и взрослых, проведение научно-исследо- вательской работы, связанной с особенностями обучения детей в северных регионах не только России, но и Норвегии, Финляндии, Швеции, Голландии и др. Центр работает под эгидой ЮНЕСКО, имеет договоры с ведущими зарубежными университетами Европы и Америки. В этой связи центр уделяет пристальное внимание профессиональной подготовке учителя.
Повышение квалификации носит системный характер и предполагает со стороны учителей участие в курсах, семинарах, лингвометодических форумах, посещение уроков своих коллег в ЛИНГВЕ и в учебных центрах за рубежом, составление совместных программ, проектов и пр. Кроме этого, практикуется приглашение известных российских и зарубежных ученых и специалистов для проведения курсов и семинаров на базе лингвистического центра. Особого внимания заслуживает тот факт, что центр ЛИНГВА активно готовит квалифицированных специалистов для себя сам. Более того, здесь практикуются стимулирующие надбавки, премии всем, успешно повышающим квалификацию. Центр исходит из того, что преподаватель иностранных языков должен быть конкурентоспособен и восприимчив к современным технологиям, Интернету, компьютерам и т. д. Модернизация системы образования предполагает модель специалиста, готового к инновационной, творческой самореализации в профессиональной деятельности. Современному специалисту, чтобы справляться с возложенными на него функциями, для его профессионального развития и карьерного роста также необходимо креативное мышление.
Деятельность центра ЛИНГВА вышла на международный уровень. Большая часть проектов связана с развитием русского языка и русской культуры за границей. С 1996 г. центр является действительным членом Меж-
46
дународной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, имеет договор о научно-методическом сотрудничестве с Российской академией образования, тесно сотрудничает с преподавателями зарубежных университетов и языковых центров, совместно разрабатывает программы обучения.
Научное направление деятельности лингвистического центра ЛИНГВА связано с методологическими проблемами обучения иностранным языкам, проблемами билингвизма, лингводидактическими, лингвострановедческими и психологическими аспектами в обучении иностранным языкам дошкольников, школьников и взрослых.
В центре внедряются самые последние достижения российской и зарубежной науки, направленные на повышение качества обучения иностранным языкам, развитие личности детей средствами иностранного языка, формирование нового поколения молодежи, активно владеющего двумя-тремя иностранными языками.
ЛИНГВА является экзаменационным центром, официально аккредитованным Кембриджским экзаменационным синдикатом. Отличительной особенностью ЛИНГВЫ является то, что ежегодно учащиеся и взрослые проходят международную сертификацию, сдают экзамены и получают международные сертификаты.
Анализ деятельности лингвистического центра ЛИНГВА еще раз показывает, что главное в деятельности любого учреждения – качественная, инициативная, креативная и увлеченная работа всего коллектива, высокий профессионализм всех членов команды, внедрение инноваций и новых технологий в учебный процесс и, конечно, вера во всеобщее дело.
Новые информационные технологии находят широкое применение в обучении и самостоятельном изучении иностранных языков. В Интернете имеется немало проектов, предлагающих интерактивные программы изучения ино-
47
странных языков. Это, например, программа LinguaLeo, успешный российский проект, в котором заложена игровая форма изучения иностранного языка; программа Kimir.org, предлагающая изучение через небольшие ролики из популярных фильмов и предназначенная для тех, кто еще не может смотреть фильмы целиком; программы сайта freelanguage.org или сайта englishpod.com [Интересные… URL].
Анализировать деятельность лингвистических центров не только интересно, но и полезно. Мы, например, с одной стороны, порадовались за себя (Центр дополнительного образования Института иностранных языков и литературы – ЦДО ИИЯЛ предлагает широкий спектр образовательных услуг, начиная от детей до продвинутых в годах взрослых), а с другой стороны, сделали для себя много немаловажных открытий, которые помогут нам усовершенствовать нашу работу и сделать ее более эффективной.
2.3.Иностранные языки в программах дополнительного образования высших учебных заведений
Вузы, как и организации в сфере предпринимательства и бизнеса, являются активными участниками рынка, которые также стремятся повлиять на процесс обмена денег на образовательные услуги. Очевидно, что выбор наиболее рациональной стратегии рыночного поведения организации требует адекватного учета состояния региональных рынков труда. Поэтому необходимо своевременно улавливать возникающие, иногда краткосрочные, потребности рынка труда и оперативно реагировать на них. При этом в современных условиях руководство вуза вынуждено считаться с влиянием двух факторов: сокращением традиционных источников финансирования и ориентацией на запросы рынка [Разработка… 2008: URL].
48
Выше было показано, как возросла роль иностранных языков в современном обществе. Сегодня студенты выдвигают новые требования к преподаваемым дисциплинам. Наблюдается резкий рост рейтинга таких предметов, как компьютерная грамотность и иностранный, особенно английский, язык. На вопрос, какими навыками должен обладать современный специалист, ответы распределились следующим образом: умение работать с компьютером – 91%, владение иностранным языком – 84%, умение выражать мысли в устной и письменной форме – 56%, умение работать в команде – 24%, коммуникабельность – 22%. Можно сказать, что под давлением рынка набор навыков и качеств специалиста будет изменяться и дальше
[Вузы… 2003: URL].
Мировой рынок высшего образования часто называют третичным рынком. К образовательным услугам третичного уровня относят, как правило, высшее и послевузовское образование. Во многих странах к третичному образованию относят обучение в бакалавриате, магистратуре и докторантуре. Еще один подход к определению третичного образования можно встретить в Международной стандартной классификации образования (МСКО) (International Standard Classification of Education – ISCED),
согласно которой к третичному образованию относятся среднее профессиональное образование, высшее образование и послевузовское образование [Айдрус 2008: 7]. Борьба вузов за лидерство продолжается, поэтому каждый год рейтинг университетов меняется.
Для реализации программ дополнительного или непрерывного иноязычного образования необходимы вузы, имеющие образовательные центры, где преподают лучшие квалифицированные преподаватели, создана соответствующая образовательная инфраструктура, позволяющая принимать большое количество учащихся, и имеется высокий уровень предоставляемых образовательных услуг.
49
Наблюдается появление новых тенденций в языковом образовании и существенное развитие некоторых старых [Махмурян, URL]: усиление вариативности обучения иностранным языкам, расширение поликультурности, расширение спектра иностранных языков, возможностей индивидуализации процесса обучения иностранному языку, интернационализации обучения, увеличение числа вузов, использующих мультимедийные технологии при обучении иностранному языку. Вышеназванные тенденции положительно сказываются на развитии языкового образования и позволяют повысить качество обучения иностранному языку.
Образовательные программы по иностранным языкам представлены в системе дополнительного образования практически любого вуза, о чем свидетельствует анализ, проведенный в рамках данного исследования. Анализ производился на основе изучения сайтов высших учебных заведений России и охватывал как центральные, так и периферийные вузы [Вузы… URL]. Мы периодически проводим подобного рода срезы, потому что они помогают нам адекватно выстраивать деятельность Центра дополнительного образования при ИИЯЛ УдГУ. В ходе подобного исследования на период 2009–2011 гг. были сделаны следующие заключения.
• Как правило, образовательные программы по иностранным языкам предлагаются либо в системе дополнительного образования, либо через имеющиеся в вузах центры иностранных языков – центр американистики, французский центр, центр изучения Канады, немецкий учебно-культурный центр и др. Названия центров разнообразны, но миссия у них, как правило, одна – популяризация культуры страны представляемого языка, изучение ее экономики, политики, культуры, лингвистических проблем и т. д., развитие с ней всесторонних связей и сотрудничества. В центрах подобного рода регулярно
50
проводятся встречи с носителями языка, тематические встречи, подготовленные студентами и преподавателями, может работать видеоклуб. Образовательная деятельность центра в большинстве случаев бывает связана с подготовкой к международным экзаменам по иностранным языкам, а подавляющее большинство языковых курсов реализуются через систему дополнительного образования вуза.
•Предлагаемые вузами курсы известны своим эффективным преподаванием иностранных языков с активным использованием коммуникативной методики, которая
всочетании с разговорной практикой помогает слушателям выработать навыки устной речи.
•Наиболее популярными предлагаемыми языками являются английский, испанский, французский, немецкий, итальянский, финский, китайский. При этом центральные вузы, например вузы Москвы или Санкт-Петербурга,
предлагают большее количество европейских языков (в том числе голландский, шведский и др.), чем периферийные вузы. Такие языки, как китайский или японский, характерны для образовательных программ дальневосточных вузов. А языки типа арабского, латинского или иврита достаточно редко представлены в программах дополнительного образования вузов.
• Целевой аудиторией являются в основном взрослые молодого или среднего возраста. Программы раннего языкового образования редко встречаются в вузе. То же самое характерно и для образовательных программ для школьников. Исключение составляют выпускники школ, которые являются потенциальными абитуриентами вуза и поэтому имеют возможность обучаться в программах профильной подготовки вузов. Целевая аудитория вузов разнообразна: специалисты, студенты, другие категории взрослого населения, школьники – в основном абитуриенты. Редко целевой аудиторией являются дети младшего возраста. Вузы в своей дополнительной обра-
51