ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
КОНЦЕПЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ
В ОБУЧЕНИИ
Сущность данной концепции заключается в том, что обучение понимается как процесс обобщения получаемых знаний и образования определенных «понятий». Под «понятием» в этом случае понимается вся совокупность знаний, которые относятся к изучаемому явлению.
Логическая последовательность познавательной деятельности обучаемых
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Овладение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
понятием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образование |
|
|
|
Опознание |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
единичных |
|
|
|
||
|
|
|
представлений |
|
|
|
предметов |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на практике |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Восприятие |
|
|
|
Обобщающая |
|
|
|
Применение |
||||||
учебной |
|
|
мыслительная |
|
|
|
понятий |
|||||||
информации |
|
|
|
деятельность |
|
|
|
на практике |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32
КОНЦЕПЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Данная концепция реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности. Сущность проблемнодеятельностной концепции обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную профессиональную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее разрешения.
|
|
Этапы учебной познаватель- |
|
|
|
|
|
ной деятельности |
|
|
|
Педагогическое |
|
|
|
Педагогическое |
|
условие |
Восприятие и осмысление |
|
условие |
||
ОРГАНИЗАЦИЯ |
|
обучаемыми созданной препо- |
|
ОБЪЕКТИВИЗА- |
|
ИНТЕНСИВНОГО |
|
давателем проблемной ситуа- |
|
ЦИЯ ПРОЦЕССА |
|
МЫШЛЕНИЯ |
|
ции, выявление лежащего в ее |
|
МЫШЛЕНИЯ - |
|
ОБУЧАЕМЫХ: |
|
основе противоречия. Осозна- |
|
необходимость сде- |
|
последовательная |
|
ние сущности затруднения. |
|
лать его видимым, |
|
проблематизация |
|
|
|
|
замечаемым: |
студентов; |
|
Создание и обоснование моде- |
|
фиксация всех эта- |
|
наращивание проти- |
|
ли возможных действий по |
|
пов мыслительной |
|
воречий в учебной |
|
разрешению проблемной си- |
|
деятельности; |
|
познавательной |
|
туации. |
|
уточнение, коррек- |
|
деятельности; |
|
|
|
|
тировка предложен- |
ограничение време- |
|
Индивидуальные действия в |
|
ной версии; |
|
ни разрешения про- |
|
соответствии с созданной мо- |
|
показ педагогом |
|
блемной ситуации и |
|
делью. |
|
своего отношения к |
|
др. |
|
|
|
|
высказанной обучае- |
|
|
Анализ проведенного |
|
мым мысли и др. |
|
|
|
действия, проверка правильно- |
|
|
|
|
|
сти решения проблемы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия мышления в ходе |
|
|
|
|
|
проведенного действия. |
|
|
Педагогическое условие
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЕМЫХ В ХОДЕ ВСЕГО ПРОЦЕССА ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ:
индивидуальная разработка, доклад и защита принятого решения;
участие в выработке коллективного решения;
определение наиболее оптимального варианта решения проблемы и др.
33
СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию. Предполагает комплексное использование всех средств суггестии (внушения).
СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАВАЕМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Авторитет |
|
|
«Инфантилизация» - |
|
|
Двуплановость |
|
||||
|
обучающего |
|
Установление естественной |
|
при введении но- |
|
||||||
|
|
|
|
обстановки доверия, |
|
|
вого материала |
|
||||
|
- широкая извест- |
|
когда обучаемый как бы вверя- |
|
|
|
||||||
|
ность; |
|
|
ет себя преподавателю. |
|
|
Каждое слово, не- |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сущее самостоя- |
|
|
- впечатляющие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тельную смысло- |
|
|
успехи в обучении; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вую нагрузку, со- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
провождается |
|
|
- выдающиеся лич- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
особой интонаци- |
|
|
ные качества и др. |
|
|
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ |
|
|
ей, жестом, мими- |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кой и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постоянное по- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особые сроки обу- |
|
|
ложительное |
|
|
ОБУЧАЕМЫЙ |
|
|
чения учебной |
|
||||
|
эмоциональное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дисциплине, |
|
|
подкрепление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
концентрирован- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ное изучение ма- |
|
|
за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
териала |
|
|
- эстетических и комфортных условий; |
|
Каждый день только одна |
|
||||||||
|
- внушения мысли об огромных возможностях |
|
учебная дисциплина по 4-6 |
|
||||||||
|
интеллекта обучаемых; |
|
|
|
|
|
|
часов в течение 2-3 месяцев |
|
|||
|
- демонстрации быстрого продвижения вперед в |
|
|
|
и др. |
|
||||||
|
изучении дисциплины и др. |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение алгоритмированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера, др.). Алгоритмированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации (“кадры”, файлы, “шаги”), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности.
|
|
Линейные программы представляют собой последовательно |
|
|
сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с кон- |
|
|
трольным заданием. Обучающийся должен дать правильный |
|
|
ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. |
|
|
В случае правильного ответа он получает новую учебную ин- |
|
|
формацию, а если ответ неправильный - то предлагается |
|
|
вновь изучить первоначальную информацию. |
|
|
|
|
|
Разветвленная программа отличается от линейной тем, что |
ВИДЫ |
|
обучаемому, в случае неправильного ответа, может представ- |
|
|
ляться дополнительная учебная информация, которая |
ОБУЧАЮЩИХ |
|
позволит ему выполнить контрольное задание, дать правиль- |
ПРОГРАММ |
|
ный ответ и получить новый блок учебной информации. |
|
|
|
|
|
Адаптивная программа предоставляет обучаемому возмож- |
|
|
ность самостоятельно выбирать уровень сложности нового |
|
|
учебного материала, изменять его по мере усвоения и |
|
|
обращаться к электронным справочникам, словарям, пособи- |
|
|
ям и т.д. |
|
|
|
|
|
Комбинированная программа включает в себя фрагменты |
|
|
линейного, разветвленного и адаптивного программирования. |
|
|
|
35
П Р О Б Л Е М Н О Е О Б У Ч Е Н И Е
такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руко-
водством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучаемых по их разрешению, в результате которой происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблема - это теоретический или практический вопрос, выражающий противоречие между имеющимися у обучаемых знаниями и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно.
Проблемная задача - понимание необходимости осуществления определенных познавательных действий с целью получения новых знаний для разрешения возникшей проблемы.
Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
возможности |
|
уровень |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
обучаемого по |
|
трудности |
|
новое |
|
|
|||||
|
познавательная |
|
|
достижению но- |
? |
|
|
|
знание |
|
|
||||
|
потребность |
|
|
|
вого знания |
|
|
|
или |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
способ |
|
|
|
|
|
|
|
|
имеющиеся |
|
противоречие |
|
действий |
|
|
||||
|
|
|
|
|
знания |
|
между знанием и |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
незнанием |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
На основе специально подобранного преподавателем |
|
|
|
|||||||
|
|
^ |
|
учебного материала обучаемые самостоятельно обна- |
|
^ |
|
||||||||
|
|
|
|
|
руживают противоречие и разрешают его |
|
|
|
|
||||||
|
Уровни |
|
|
|
Преподаватель создает проблемную ситуацию, а обу- |
|
|
|
|||||||
|
|
^ |
|
чаемые, осознав лежащее в ее основе противоречие, |
|
^ |
|
||||||||
проблемного |
|
|
|
самостоятельно ее разрешают |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
Преподаватель создает проблемную ситуацию и в диа- |
|
|
|
|||||||
|
обучения |
^ |
|
логе с обучаемыми разрешает ее |
|
|
^ |
|
|||||||
|
|
|
|
|
Преподаватель сам создает проблемную ситуацию и |
|
|
|
|||||||
|
|
^ |
|
сам ее разрешает, а обучаемые это осмысливают |
|
|
^ |
|
36