Файл: osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНЦЕПЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ

В ОБУЧЕНИИ

Сущность данной концепции заключается в том, что обучение понимается как процесс обобщения получаемых знаний и образования определенных «понятий». Под «понятием» в этом случае понимается вся совокупность знаний, которые относятся к изучаемому явлению.

Логическая последовательность познавательной деятельности обучаемых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

понятием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование

 

 

 

Опознание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

единичных

 

 

 

 

 

 

представлений

 

 

 

предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие

 

 

 

Обобщающая

 

 

 

Применение

учебной

 

 

мыслительная

 

 

 

понятий

информации

 

 

 

деятельность

 

 

 

на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32


КОНЦЕПЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Данная концепция реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности. Сущность проблемнодеятельностной концепции обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную профессиональную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее разрешения.

 

 

Этапы учебной познаватель-

 

 

 

 

ной деятельности

 

 

Педагогическое

 

 

 

Педагогическое

условие

Восприятие и осмысление

 

условие

ОРГАНИЗАЦИЯ

 

обучаемыми созданной препо-

 

ОБЪЕКТИВИЗА-

ИНТЕНСИВНОГО

 

давателем проблемной ситуа-

 

ЦИЯ ПРОЦЕССА

МЫШЛЕНИЯ

 

ции, выявление лежащего в ее

 

МЫШЛЕНИЯ -

ОБУЧАЕМЫХ:

 

основе противоречия. Осозна-

 

необходимость сде-

последовательная

 

ние сущности затруднения.

 

лать его видимым,

проблематизация

 

 

 

 

замечаемым:

студентов;

 

Создание и обоснование моде-

 

фиксация всех эта-

наращивание проти-

 

ли возможных действий по

 

пов мыслительной

воречий в учебной

 

разрешению проблемной си-

 

деятельности;

познавательной

 

туации.

 

уточнение, коррек-

деятельности;

 

 

 

 

тировка предложен-

ограничение време-

 

Индивидуальные действия в

 

ной версии;

ни разрешения про-

 

соответствии с созданной мо-

 

показ педагогом

блемной ситуации и

 

делью.

 

своего отношения к

др.

 

 

 

 

высказанной обучае-

 

 

Анализ проведенного

 

мым мысли и др.

 

 

действия, проверка правильно-

 

 

 

 

сти решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия мышления в ходе

 

 

 

 

проведенного действия.

 

 

Педагогическое условие

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЕМЫХ В ХОДЕ ВСЕГО ПРОЦЕССА ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ:

индивидуальная разработка, доклад и защита принятого решения;

участие в выработке коллективного решения;

определение наиболее оптимального варианта решения проблемы и др.

33


СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию. Предполагает комплексное использование всех средств суггестии (внушения).

СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАВАЕМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторитет

 

 

«Инфантилизация» -

 

 

Двуплановость

 

 

обучающего

 

Установление естественной

 

при введении но-

 

 

 

 

 

обстановки доверия,

 

 

вого материала

 

 

- широкая извест-

 

когда обучаемый как бы вверя-

 

 

 

 

ность;

 

 

ет себя преподавателю.

 

 

Каждое слово, не-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сущее самостоя-

 

 

- впечатляющие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельную смысло-

 

 

успехи в обучении;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вую нагрузку, со-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

провождается

 

 

- выдающиеся лич-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

особой интонаци-

 

 

ные качества и др.

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

 

 

ей, жестом, мими-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кой и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постоянное по-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особые сроки обу-

 

 

ложительное

 

 

ОБУЧАЕМЫЙ

 

 

чения учебной

 

 

эмоциональное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дисциплине,

 

 

подкрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

концентрирован-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ное изучение ма-

 

 

за счет:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

териала

 

 

- эстетических и комфортных условий;

 

Каждый день только одна

 

 

- внушения мысли об огромных возможностях

 

учебная дисциплина по 4-6

 

 

интеллекта обучаемых;

 

 

 

 

 

 

часов в течение 2-3 месяцев

 

 

- демонстрации быстрого продвижения вперед в

 

 

 

и др.

 

 

изучении дисциплины и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34


КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение алгоритмированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера, др.). Алгоритмированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации (“кадры”, файлы, “шаги”), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности.

 

 

Линейные программы представляют собой последовательно

 

 

сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с кон-

 

 

трольным заданием. Обучающийся должен дать правильный

 

 

ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных.

 

 

В случае правильного ответа он получает новую учебную ин-

 

 

формацию, а если ответ неправильный - то предлагается

 

 

вновь изучить первоначальную информацию.

 

 

 

 

 

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что

ВИДЫ

 

обучаемому, в случае неправильного ответа, может представ-

 

 

ляться дополнительная учебная информация, которая

ОБУЧАЮЩИХ

 

позволит ему выполнить контрольное задание, дать правиль-

ПРОГРАММ

 

ный ответ и получить новый блок учебной информации.

 

 

 

 

 

Адаптивная программа предоставляет обучаемому возмож-

 

 

ность самостоятельно выбирать уровень сложности нового

 

 

учебного материала, изменять его по мере усвоения и

 

 

обращаться к электронным справочникам, словарям, пособи-

 

 

ям и т.д.

 

 

 

 

 

Комбинированная программа включает в себя фрагменты

 

 

линейного, разветвленного и адаптивного программирования.

 

 

 

35


П Р О Б Л Е М Н О Е О Б У Ч Е Н И Е

такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руко-

водством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучаемых по их разрешению, в результате которой происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблема - это теоретический или практический вопрос, выражающий противоречие между имеющимися у обучаемых знаниями и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Проблемная задача - понимание необходимости осуществления определенных познавательных действий с целью получения новых знаний для разрешения возникшей проблемы.

Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

возможности

 

уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обучаемого по

 

трудности

 

новое

 

 

 

познавательная

 

 

достижению но-

?

 

 

 

знание

 

 

 

потребность

 

 

 

вого знания

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

способ

 

 

 

 

 

 

 

имеющиеся

 

противоречие

 

действий

 

 

 

 

 

 

 

знания

 

между знанием и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

незнанием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе специально подобранного преподавателем

 

 

 

 

 

^

 

учебного материала обучаемые самостоятельно обна-

 

^

 

 

 

 

 

 

руживают противоречие и разрешают его

 

 

 

 

 

Уровни

 

 

 

Преподаватель создает проблемную ситуацию, а обу-

 

 

 

 

 

^

 

чаемые, осознав лежащее в ее основе противоречие,

 

^

 

проблемного

 

 

 

самостоятельно ее разрешают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель создает проблемную ситуацию и в диа-

 

 

 

 

обучения

^

 

логе с обучаемыми разрешает ее

 

 

^

 

 

 

 

 

 

Преподаватель сам создает проблемную ситуацию и

 

 

 

 

 

^

 

сам ее разрешает, а обучаемые это осмысливают

 

 

^

 

36