ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 245
Скачиваний: 3
3.Чем и как определяются нормы и правила, по которым устанавливаются отношения людей?
4.Почему нравственное воспитание невозможно осуществлять в отрыве от других видов воспитания: умственного, трудового, правового, гражданского, эстетического, экологического, экономического?
5.В чем вы видите причины нравственной запущенности детей? Приведите примеры преодоления этих причин.
6.В чем вы видите трудности формирования правовой культуры современной молодежи?
7.Раскройте противоречия эстетического воспитания, связанные с ними недостатки в духовном развитии молодежи. Покажите основные пути борьбы с бездуховностью, сыростью и безвкусицей.
8.Определите, в чем различие понятий «физическое воспитание» и «физическое развитие». Какое из них является более широким?
9.Каковы на ваш взгляд, причины зарождения вредных привычек, употребления алкоголя, наркотиков, токсических средств и табака юношами и девушками?
Литература для самостоятельной работы
Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно- прогностический курс. − Казань: Центр инновац. технологий, 2008. –500 с.
Болотина Т. В. Проблема прав человека в содержании образования // Педагогика. – 1999. – № 2.
Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся. – М.,
1983.
Гаснов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. – 1996. – № 6.
Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. – М.,
1986.
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. –
М., 1995.
Дежникова Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М., 2000.
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М., 1992.
Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. – М., 1980.
Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. – Дубна, 1995.
Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3.
Сухомлинский В. А. Как воспитывать настоящего человека. − М.: Педагогика, 1990. − 286 с.
50
Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. – 1999. – № 8.
ТЕМА 16. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
1.Совершенствование организационной структуры и научно-методического обеспечения воспитания студентов.
2.Воспитательная деятельность куратора студенческой группы.
Воспитывающий характер обучения. Воспитательный потенциал учебных дисциплин. Мировоззренческие и ценностные ориентации студентов при изучении учебных предметов. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Возможности усиления воспитывающей функции обучения. Стимулирование исследовательской деятельности студентов.
Организационная структура и научно-методическое обеспечение воспитания студентов. Управление воспитательной работой в вузе. Система воспитательной работы на факультете, в учебной группе.
Воспитательная деятельность кафедры, куратора студенческой группы. Задачи и обязанности куратора. Работа куратора как организатора педагогического управления и общественного самоуправления коллектива, ориентированно-просветительной работы и самовоспитания студентов. Изучение студентов. Формирование органов самоуправления учебной группы. Постановка задач коллектива.
Планирование воспитательной работы в учебной группе. Задачи планирования воспитательной работы в учебных заведениях. Показатели планирования: формирование коллектива, организация деятельности, ориентационно-просветительная работа, организация контроля, организация педагогической учебы. Требования к планам. Научная обоснованность, целенаправленность планов, оптимальность планов. Предусмотрение активности студентов в выполнении планов. Виды планов воспитательной работы. Организация планирования воспитательной работы в учебном заведении.
Содержание плана работы куратора. Методика его составления: анализ результатов воспитания группы, постановка воспитательных задач на планируемы период, определение содержания работы для решения этих задач, подбор исполнителей, установление конкретных сроков выполнения. Структура плана воспитательной работы в учебной группе.
Организация деятельности и отношений студентов.
Контроль и оценка в воспитании студентов. Обучение студентов самоуправлению. Индивидуальная работа со студентами. Поисковый подход в организации самоуправления коллектива студентов.
Многообразие и назначение форм воспитательной работы. Характеристика конкретных видов работы со студентами: беседы, диспута,
51
собрания и т. д. Цели, содержание и методика подготовки и проведения этих видов работы со студентами. Ориентационно-просветительная работа студентов в группе, ее задачи, содержание, организация и методика проведения. Профессиональное воспитание студентов.
Совместная работа куратора с преподавателями-предметниками. Оценка результативности воспитательной работы.
Воспитательная работа со студентами во внеучебной деятельности, в общежитиях. Условия эффективности воспитательной деятельности, критерии и показатели оценки ее качества, критерии и показатели оценки ее качества.
Рекомендуемая тематика исследований
1.Народная школа С. А. Рачинского.
2.Царскосельский лицей.
3.Педагогическая система С. Т. Шацкого.
4.Педагогическая система А. С. Макаренко.
5.Педагогическая система В. А. Сухомлинского.
6.Инновационные вузы: история и современность.
Творческие задания
1.Что нового, с Вашей точки зрения, вносят названные концепции в содержание воспитания?
2.Назовите положения, объединяющие данные концепции воспитания?
3.Охарактеризуйте основные принципы, которые лежат в основе вышеуказанных концепций воспитания.
4.Обоснуйте, какие из целей, принципов, методов, форм обучения и воспитания, применяемых в Царскосельском лицее, применимы и сегодня, а какие − нет?
5.Обоснуйте и обсудите в группе, какие идеи педагогической системы С. Т. Шацкого особенно актуальны сегодня, а какие являются спорными или даже устарели?
6.Проведите сравнительный анализ педагогической системы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, что у них общего и в чем отличие?
7.Как соотносятся понятия гармонического, всестороннего и разностороннего развития личности?
8.Охарактеризуйте приоритетные направления в деятельности куратора, основываясь на концепции воспитательной деятельности и направления ее реализации в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева.
Литература для самостоятельной работы
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. − Книга 2. – Казань, 1998.
Бершадская Л. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т.
Шацкого. – М., 1960.
52
Гаврилин А. В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. – Владимир, 1998.
Красовицкий М. Ю. Непреходящее в педагогическом наследии А.С. Макаренко (взгляд из США) // Педагогика. – 2001. – № 1.
Лазарев В. С. О развивающихся педагогических системах // Педагогика. –
2002. – № 8.
Даринский А. В. Нужна ли государственная элитарная школа? // Педагогика. – 2002. – № 9.
Концепция воспитательной деятельности и направления ее реализации в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева / Авторы: Н. П. Макаркин, М. Д. Мартынова, И. Л. Сиротина. – Саранск: Изд-во Мордов.
ун-та, 2004. – 63 с.
Концепция воспитания учащейся молодежи Р.Мордовия. – Саранск,
1997.
Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней школе) //Российская газета. 15 декабря 1999 г.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. – Воронеж, 2006.
Лазарев В. С., Миртиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. – № 4.
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. – М., 2006.
Малькова З. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Народное образование. – 1991. – № 11.
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1983. – Т. 1. Т.
2. Т. 4. Т. 5.
Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811
− 1817). – М., 1993.
Рачинский С. А. [Библиографический очерк] // Школа православного воспитания / Сост. А. Н. Стрижев. М., 1999.
Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2005. Пугачева Н. Б. Правовое и нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения // Завуч для
администрации школы. – 2004. – № 2.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1978. –
Т. 2. Т.3.
Стрелкова Л. Ю. Рачинский С. А. / РПЭ: В 2 т. – М., 1998. – Т. 2.
ТЕМА 17. СУБЪЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
3.Анализ структуры студенческого коллектива.
4.Основные вопросы самоуправления студентов.
5.Основные вопросы организации студенческого коллектива.
6.Академическая группа как субъект воспитания.
53