ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 3
Литература для самостоятельной работы
Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982. Зорина Л. Я. Слово учителя в учебном процессе. – М., 1984.
Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их решения на уроке. – М.,
1985.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. –
М., 1991.
Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. – М.,1976. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология
дореволюционной России. – Дубна, 1995.
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006. – 512 с.
Педагогика высшей школы: учеб. Пособие / Р. С. Пионова. − Мн.: Университетское, 2002. − 256 с.
Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методологии, цели и содержание, творчество. – М., 2002.
Якунин В. А. Современные методы обучения в высшей школе. − СПб, 1991.
ТЕМА 11. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.О понятиях «теория» и «технология» обучения.
2.Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль.
3.Интенсификация обучения и проблемное обучение. Эвристические технологии обучения.
4.Активное обучение. Деловая игра как форма активного обучения.
5.Личностно-ориентированное обучение.
6.Технология знаково-контекстного обучения.
7.Технологии развивающего обучения. Дифференцированное обучение.
8.Компетентностно-ориентированное обучение.
9.Информационные технологии обучения и технологии дистанционного образования.
Интенсификация образовательного процесса (ИОП) как стратегия и тактика развития высшей школы, средство повышения качества подготовки специалистов. Принципы, пути и средства ИОП. Интенсификация образовательного процесса как средство организации эффективной самостоятельной работы и итогового контроля. Коммуникация как основа интенсификации образовательного процесса. Субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов как основа эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе.
36
О понятиях «теория» и «технология» обучения. Педагогическая технология − это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.
Критерии технологии обучения: целенаправленности, концептуальности, системности, диагностичности, гарантированности качества обучения, новизны. Этапа проектирования педагогических систем: I этап − моделирование; II этап − проектирование; III этап − конструирование.
Принципы педагогического проектирования:
1.Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека − участника подсистем, процессов или ситуаций − является главным.
2.Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Дидактическое творчество − это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися. Технологическое творчество − это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педагогических систем, педагогических процессов и учебных педагогических ситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся. Организаторское творчество − это творчество в сфере управления
иорганизаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т.д.
Проблема классификации технологий обучения.
Классификация образовательных технологий (Савельев А. Я., НИИ высшего образования):
− по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и
т.д.);
−по целям обучения;
−по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т.д.);
−по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т.д.);
−по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);
−по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода).
Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль. Учебный модуль − это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебную задачу,
37
методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности и выполнения учебной деятельности. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Контроль по модулям обычно производится 3-4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу.
Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая − профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя. Виды рейтингового контроля при модульном обучении. Достоинства и недостатки, ограничения модульного обучения.
Интенсификация обучения и проблемное обучение. Интенсификация обучения − это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности. Совершенствование методов обучения. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения.
Методы активного обучения. Активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также в формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Проблемное обучение в вузе это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучаемые усваивают новые знания, умения и навыки. Проблема формирования творческих способностей студентов. Проблемная лекция. Проблемная ситуация. Условия успешности и цепи проблемного обучения. Развитие профессионального проблемного мышления студентов.
Формы и средства проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах; самостоятельная исследовательская деятельность. Проблемный семинар. Основная цель проблемного подхода это развитие творческих умений и навыков, формирование творческого профессионально ориентированного мышления.
38
Проблема поиска методов активного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и др.). Ролевая игра, проблемные лекции, проблемные семинары, мозговой штурм, метод игрового производственного проектирования, анализ конкретных ситуаций, МАСТАК-технология (метод активного социологического тестирования, анализа и контроля). Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Принципы, структура деловых игр.
Личностно-ориентированное обучение включает следующие понятия: индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъект, субъективность, Я-концепция, выбор, педагогическая поддержка. Принципы данного подхода: самоактуализации, индивидуальности, субъективности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. Методы: диалога, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создания ситуации выбора и успеха.
Эвристические технологии обучения. Современный этап развития эвристики. Эвристические методы и методики их применения.
Технология знаково-контекстного обучения − технология профессионального образования. Основной характеристикой обучения контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.
Технологии развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). Под развивающим обучением понимается новый активно- деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному способу (типу). Акмеология и акмеологический подход к инженерному образованию.
Дифференциация обучения − это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности обучающихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т.д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения. Виды дифференциации: внешняя и внутренняя, системно-целевая.
Компетентностно-ориентированное обучение.
Информационные технологии обучения определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Проблема их классификации.
Рекомендуемая тематика исследований
1.Диагностика качества образовательного процесса в вузе.
2.Пути технологизации программ учебных дисциплин и указания уровней усвоения элементов их содержания.
3.Методики конструирования образовательного процесса в вузе.
39
4. Интерактивное обучение.
Литература для самостоятельной работы
Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Книга 2. – Казань, 1998.
Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М., 1999.
Беспалько В. П. Программированное обучение. – М., 1970. Бородина-Глебская Е. А. Возможности технологии интенсивного
образования для становления профессиональной компетентности будущих педагогов // Вестник педагогических инноваций. Научно-практич. журнал. –
Новосибирск. – 2006. – № 3. – С. 54 – 66.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Дьяченко В. Развивающее обучение и развитие личности // Народное образование. – 1998. – № 7.
Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис,
– М., 1994.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. –
М., 1991.
Соловьева Н. В. Дидактическое моделирование профессиональной деятельности социального педагога в образовательном процессе университета. – Воронеж, 2002.
Лазарев В. С., Миртиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. – № 4.
Чошанов М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. – 1997. – № 2.
Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.,
2002.
Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М., 2006.
Фокин Ю. Г. Психодидактика высшей школы. – М., 2000.
Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 224 с.
40