ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 248
Скачиваний: 3
педагогической науки, что создает определенные предпосылки для более интенсивного и плодотворного ее развития. Дидактика − теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.
Дидактическая система − это система процесса и результатов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание (деятельность преподавателя) и учение (учебная деятельность студентов). Преподавание это педагогическая деятельность преподавателя по организации учебной деятельности студентов. Учение − это целенаправленно организованная преподавателем с помощью дидактических и технических средств прямого или косвенного управления деятельность студента по решению определенного класса учебных задач, в результате которой студент овладевает знаниями, умениями, развивает свои личностные качества.
Дидактика высшей школы − наука о высшем образовании и обучении в высшей школе − интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания. Предмет исследования современной дидактики − это процесс и результат функционирования и саморазвития дидактических систем.
Анализ актуальных проблем современной дидактики высшей школы. Одна из них это систематика научного знания в области самой дидактики. Проблемы «технологичности» дидактической системы, разработки авторских технологий обучения, гарантированности наперед заданного качества обучения и воспитания и др.
Для формирования педагогического мышления важно понять сущность, структуру, логику функционирования и развития учебного процесса в высшей школе. Чтобы понять сущность обучения, необходимо выделить основные компоненты этого процесса − целевой, стимулирующе- мотивационный, содержательный, контрольно-регулирующий, оценочно- результативный.
Процесс обучения есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.
Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов. Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двухсторонний: преподавание и учение.
В. П. Беспалько выражает процесс обучения формулой:
ДП = М + Аф + Ау
где ДП − дидактический процесс, М −мотивация студентов к учению, Аф − алгоритм функционирования, учебно-познавательная деятельность студента, Ау − алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением.
31
Учебно-воспитательный процесс вуза реализует 4 основные функции:
1)образовательную, дающую студентам возможность в процессе обучения приобрести научные систематизированные знания в соответствии с учебным планом по профилю подготовки, а также соответствующие умения
инавыки, позволяющие применять, использовать персонифицированные знания на практике;
2)воспитывающую, которая направлена на то, чтобы содержание учебного материала, сама организация процесса обучения способствовали формированию личности будущего специалиста, его индивидуально и профессионально значимых качеств;
3)развивающую, которая ориентирует на то, что познавательные процессы более продуктивно воздействуют на развитие мышления, памяти, воображения, наблюдательности, речи;
4)профессиональную, которая проявляется в том, что осознание и восприятие ее дает возможность придать учебно-воспитательному процессу профессиональную направленность.
Движущей силой процесса обучения являются его противоречия. Выявление этих противоречий. Одним из универсальных противоречий выступает противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков студентов, их умственным развитием. Основное условие превращение противоречий в движущую силу процесса обучения это их соразмерность с познавательными возможностями студентов. Определение этой соразмерности и соответствия − дело педагогического мастерства преподавателя высшей школы.
Рекомендуемая тематика исследований
1.Проблемы содержания образования и перспективы его развития.
2.Политехническое и профессиональное образование.
3.Национально-региональный компонент содержания образования.
Творческие задания
1.Почему всегда существовало такое обостренное отношение к содержанию образования? Каковы перспективы его совершенствования?
2.Каково соотношение политехнического образования с общим и профессиональным? В чем их взаимосвязь? Попытайтесь схематически выразить это соотношение графическим путем.
3.В каком соотношении находятся знания, умения и навыки? Подтвердите свои соображения конкретными примерами.
4.Почему нельзя противопоставлять преподавание и учение? Какую роль играет каждый из этих видов деятельности в современном процессе обучения?
5.Приведите примеры практического использования в процессе обучения основных положений учения о высшей нервной деятельности.
32
6.Как добиться в студентах внутреннего интереса к познавательной деятельности, сознание долга как стимула учения?
7.Какими мотивами руководствуются учащиеся разных возрастов в учебной деятельности? Что должен знать учитель об учащихся для их успешного обучения? Составьте анкету по выявлению мотивов учения студентов и проведите её в группе, проанализировав результаты и сделав выводы о преобладающем характере мотивов учения.
8.Составьте схему принципов дидактики в их историческом развитии.
9.Приведите примеры ситуаций, в которых нарушение определенных принципов обучения вызвало негативные последствия.
Литература для самостоятельной работы
Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. – М., 1987. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология
дореволюционной России. – Дубна, 1995.
Мешков Н. И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. – Саранск, 1995.
Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. – Саранск, 1991.
Окунь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. Зорина Л. Я. Программа – учебник – учитель. – М., 1989.
Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1982.
Кульневич С. В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов н/Д, 2001.
Леднев В. С. Содержание образование: Сущность, структура, перспективы. – М., 1991. Наумченко И. Л. Стандартизация образования – процесс творческий // Педагогика. – 1997. – № 2.
Педагогика высшей школы: Учеб. Пособие / Р. С. Пионова. − Мн.: Университетское, 2002. − 256 с.
Перминова Л. М. Содержание с позиций самоидентификации личности
// Педагогика. – 1997. – № 3.
Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред В. А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2004.
− 368 с.
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006. – 512 с.
Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
33
ТЕМА 10. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ
ИМЕТОДЫ
1.Систематика педагогических закономерностей, принципов и правил.
2.Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности.
3.Многомерный подход к классификации методов обучения, воспитания личности.
4.Эвристические методы генерирования новых идей.
5.Оптимальный выбор методов обучения преподавателем высшей школы.
Проблема педагогических закономерностей, принципов и правил в работах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, В. В. Краевского и других. Закономерности обучения − это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые связи между компонентами учебно-воспитательного процесса в вузе, опора на которые повышает его продуктивность.
Принципы обучения − это основные исходные положения-требования, определяющие направленность образовательного процесса, его содержание, методическую инструментовку, деятельность преподавателя.
Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности. Система принципов дидактики в вузе: историзма; научности; системности и последовательности; связи теории с практикой при ведущей роли теории; наглядности и образности обучения; сознательности, активности и ответственности студентов; совместной деятельности (взаимодействия) преподавателей и студентов; соединения самостоятельной работы студентов с учебно-познавательной деятельностью в аудитории; профессиональной направленности обучения.
Многомерный подход к классификации методов обучения, воспитания личности. Дидактические методы − это способы совместной теоретической и практической деятельности преподавателя и студентов по достижению дидактических целей и задач. Анализ понятий «прием» и «средства» обучения.
Теоретико-информационные методы обучения (беседа, рассказ, дискуссия, консультирование и др.). Практико-операционные методы обучения (упражнения, алгоритм, педагогическая игра, эксперимент и др.). Поисково-творческие методы обучения (наблюдение, сократическая беседа, «мозговая атака», творческий диалог и др.). Методы самостоятельной работы студентов (чтение, видеолента и др.). Контрольно-оценочные методы.
Эвристические методы − это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности студентов (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности студентов в решении творческих задач. Модификации метода «мозговая атака», методы эвристических вопросов и многомерных матриц, метод организованных стратегий и др.
34
Оптимальный выбор методов обучения преподавателем высшей школы.
Рекомендуемая тематика исследований
1.Мастерство преподавателя высшей школы и его творческий подход к методам воспитания.
2.Методы воспитания в западной педагогике.
3.Средства педагогического воздействия на личность.
4.Традиционные и новаторские методы и приемы в опыте В. Ф. Шаталова по его книгам «Педагогическая проза», «Куда и как исчезли тройки», «Эксперимент продолжается».
5.Специфика методических приемов в опыте Е. Н. Ильина по его книгам «Рождение урока», «Искусство общения» и по книге В. В. Иванихина «Почему у Ильина читают все».
Творческие задания
1.Докажите, что методы обучения не тождественны принципам обучения?
2.Как взаимосвязаны между собой методы и приемы обучения?
3.По каким критериям классифицируются методы обучения? Какая из известных Вам классификаций методов обучения наиболее приемлема? Свой ответ мотивируйте. Подготовьте её схему, выделив в ней: основание классификации, авторов данной концепции, основные группы методов.
4.Какие современные методы и приемы практикуются в опыте педагогов высшей школы?
5.Проанализировав, многообразие существующих на сегодняшний день классификаций методов обучения, схем выведите и изобразите схематично свою классификацию методов обучения.
6.Исследуйте, какие методы обучения предпочитают использовать в своей практической деятельности:
а) преподаватели гуманитарных предметов в сравнении с преподавателями естественно-математических предметов;
б) начинающие преподаватели в сравнении с преподавателями, имеющими высокий уровень педагогического мастерства.
7.Исследуйте, в каком случае, в каких ситуациях оценка стимулирует интерес, творческое отношение студента к изучаемому предмету, а в каком, наоборот, снижает его интерес к предмету.
8.Исследуйте, каким из эвристических методов отдают предпочтение преподаватели, а каким – нет? Постарайтесь объяснить, почему?
9.Исследуйте, каким методам воспитания отдают предпочтение: а) начинающие преподаватели; б) преподавателями, обладающие высоким уровнем педагогического мастерства.
35