ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

педагогической науки, что создает определенные предпосылки для более интенсивного и плодотворного ее развития. Дидактика теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактическая система это система процесса и результатов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание (деятельность преподавателя) и учение (учебная деятельность студентов). Преподавание это педагогическая деятельность преподавателя по организации учебной деятельности студентов. Учение это целенаправленно организованная преподавателем с помощью дидактических и технических средств прямого или косвенного управления деятельность студента по решению определенного класса учебных задач, в результате которой студент овладевает знаниями, умениями, развивает свои личностные качества.

Дидактика высшей школы наука о высшем образовании и обучении в высшей школе интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания. Предмет исследования современной дидактики это процесс и результат функционирования и саморазвития дидактических систем.

Анализ актуальных проблем современной дидактики высшей школы. Одна из них это систематика научного знания в области самой дидактики. Проблемы «технологичности» дидактической системы, разработки авторских технологий обучения, гарантированности наперед заданного качества обучения и воспитания и др.

Для формирования педагогического мышления важно понять сущность, структуру, логику функционирования и развития учебного процесса в высшей школе. Чтобы понять сущность обучения, необходимо выделить основные компоненты этого процесса целевой, стимулирующе- мотивационный, содержательный, контрольно-регулирующий, оценочно- результативный.

Процесс обучения есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов. Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двухсторонний: преподавание и учение.

В. П. Беспалько выражает процесс обучения формулой:

ДП = М + Аф + Ау

где ДП дидактический процесс, М мотивация студентов к учению, Аф алгоритм функционирования, учебно-познавательная деятельность студента, Ау алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением.

31


Учебно-воспитательный процесс вуза реализует 4 основные функции:

1)образовательную, дающую студентам возможность в процессе обучения приобрести научные систематизированные знания в соответствии с учебным планом по профилю подготовки, а также соответствующие умения

инавыки, позволяющие применять, использовать персонифицированные знания на практике;

2)воспитывающую, которая направлена на то, чтобы содержание учебного материала, сама организация процесса обучения способствовали формированию личности будущего специалиста, его индивидуально и профессионально значимых качеств;

3)развивающую, которая ориентирует на то, что познавательные процессы более продуктивно воздействуют на развитие мышления, памяти, воображения, наблюдательности, речи;

4)профессиональную, которая проявляется в том, что осознание и восприятие ее дает возможность придать учебно-воспитательному процессу профессиональную направленность.

Движущей силой процесса обучения являются его противоречия. Выявление этих противоречий. Одним из универсальных противоречий выступает противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков студентов, их умственным развитием. Основное условие превращение противоречий в движущую силу процесса обучения это их соразмерность с познавательными возможностями студентов. Определение этой соразмерности и соответствия дело педагогического мастерства преподавателя высшей школы.

Рекомендуемая тематика исследований

1.Проблемы содержания образования и перспективы его развития.

2.Политехническое и профессиональное образование.

3.Национально-региональный компонент содержания образования.

Творческие задания

1.Почему всегда существовало такое обостренное отношение к содержанию образования? Каковы перспективы его совершенствования?

2.Каково соотношение политехнического образования с общим и профессиональным? В чем их взаимосвязь? Попытайтесь схематически выразить это соотношение графическим путем.

3.В каком соотношении находятся знания, умения и навыки? Подтвердите свои соображения конкретными примерами.

4.Почему нельзя противопоставлять преподавание и учение? Какую роль играет каждый из этих видов деятельности в современном процессе обучения?

5.Приведите примеры практического использования в процессе обучения основных положений учения о высшей нервной деятельности.

32


6.Как добиться в студентах внутреннего интереса к познавательной деятельности, сознание долга как стимула учения?

7.Какими мотивами руководствуются учащиеся разных возрастов в учебной деятельности? Что должен знать учитель об учащихся для их успешного обучения? Составьте анкету по выявлению мотивов учения студентов и проведите её в группе, проанализировав результаты и сделав выводы о преобладающем характере мотивов учения.

8.Составьте схему принципов дидактики в их историческом развитии.

9.Приведите примеры ситуаций, в которых нарушение определенных принципов обучения вызвало негативные последствия.

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. – М., 1987. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология

дореволюционной России. – Дубна, 1995.

Мешков Н. И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. – Саранск, 1995.

Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. – Саранск, 1991.

Окунь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. Зорина Л. Я. Программа учебник учитель. – М., 1989.

Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1982.

Кульневич С. В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов н/Д, 2001.

Леднев В. С. Содержание образование: Сущность, структура, перспективы. – М., 1991. Наумченко И. Л. Стандартизация образования процесс творческий // Педагогика. – 1997. – 2.

Педагогика высшей школы: Учеб. Пособие / Р. С. Пионова. − Мн.: Университетское, 2002. − 256 с.

Перминова Л. М. Содержание с позиций самоидентификации личности

// Педагогика. – 1997. – 3.

Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред В. А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2004.

− 368 с.

Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д:

Феникс, 2006. – 512 с.

Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

33


ТЕМА 10. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ

ИМЕТОДЫ

1.Систематика педагогических закономерностей, принципов и правил.

2.Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности.

3.Многомерный подход к классификации методов обучения, воспитания личности.

4.Эвристические методы генерирования новых идей.

5.Оптимальный выбор методов обучения преподавателем высшей школы.

Проблема педагогических закономерностей, принципов и правил в работах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, В. В. Краевского и других. Закономерности обучения это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые связи между компонентами учебно-воспитательного процесса в вузе, опора на которые повышает его продуктивность.

Принципы обучения это основные исходные положения-требования, определяющие направленность образовательного процесса, его содержание, методическую инструментовку, деятельность преподавателя.

Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности. Система принципов дидактики в вузе: историзма; научности; системности и последовательности; связи теории с практикой при ведущей роли теории; наглядности и образности обучения; сознательности, активности и ответственности студентов; совместной деятельности (взаимодействия) преподавателей и студентов; соединения самостоятельной работы студентов с учебно-познавательной деятельностью в аудитории; профессиональной направленности обучения.

Многомерный подход к классификации методов обучения, воспитания личности. Дидактические методы это способы совместной теоретической и практической деятельности преподавателя и студентов по достижению дидактических целей и задач. Анализ понятий «прием» и «средства» обучения.

Теоретико-информационные методы обучения (беседа, рассказ, дискуссия, консультирование и др.). Практико-операционные методы обучения (упражнения, алгоритм, педагогическая игра, эксперимент и др.). Поисково-творческие методы обучения (наблюдение, сократическая беседа, «мозговая атака», творческий диалог и др.). Методы самостоятельной работы студентов (чтение, видеолента и др.). Контрольно-оценочные методы.

Эвристические методы это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности студентов (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности студентов в решении творческих задач. Модификации метода «мозговая атака», методы эвристических вопросов и многомерных матриц, метод организованных стратегий и др.

34


Оптимальный выбор методов обучения преподавателем высшей школы.

Рекомендуемая тематика исследований

1.Мастерство преподавателя высшей школы и его творческий подход к методам воспитания.

2.Методы воспитания в западной педагогике.

3.Средства педагогического воздействия на личность.

4.Традиционные и новаторские методы и приемы в опыте В. Ф. Шаталова по его книгам «Педагогическая проза», «Куда и как исчезли тройки», «Эксперимент продолжается».

5.Специфика методических приемов в опыте Е. Н. Ильина по его книгам «Рождение урока», «Искусство общения» и по книге В. В. Иванихина «Почему у Ильина читают все».

Творческие задания

1.Докажите, что методы обучения не тождественны принципам обучения?

2.Как взаимосвязаны между собой методы и приемы обучения?

3.По каким критериям классифицируются методы обучения? Какая из известных Вам классификаций методов обучения наиболее приемлема? Свой ответ мотивируйте. Подготовьте её схему, выделив в ней: основание классификации, авторов данной концепции, основные группы методов.

4.Какие современные методы и приемы практикуются в опыте педагогов высшей школы?

5.Проанализировав, многообразие существующих на сегодняшний день классификаций методов обучения, схем выведите и изобразите схематично свою классификацию методов обучения.

6.Исследуйте, какие методы обучения предпочитают использовать в своей практической деятельности:

а) преподаватели гуманитарных предметов в сравнении с преподавателями естественно-математических предметов;

б) начинающие преподаватели в сравнении с преподавателями, имеющими высокий уровень педагогического мастерства.

7.Исследуйте, в каком случае, в каких ситуациях оценка стимулирует интерес, творческое отношение студента к изучаемому предмету, а в каком, наоборот, снижает его интерес к предмету.

8.Исследуйте, каким из эвристических методов отдают предпочтение преподаватели, а каким нет? Постарайтесь объяснить, почему?

9.Исследуйте, каким методам воспитания отдают предпочтение: а) начинающие преподаватели; б) преподавателями, обладающие высоким уровнем педагогического мастерства.

35