ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 249
Скачиваний: 3
ТЕМА 12. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ВВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
1.Роль и место лекции в вузе. Структура лекционного занятия и оценка его качества.
2.Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения.
3.Семинарские и практические занятия в высшей школе. Семинар как взаимодействие и общение участников.
4.Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых.
5.Проектно-творческая деятельность студентов.
6.Основы педагогического контроля в высшей школе.
Форма организации обучения в вузе − это внешний вид учебно- воспитательного процесса, способ существования и выражения содержания образования. Выбор формы обучения студентов зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, а также от уровня педагогической культуры преподавателя и состояния учебно-методической базы вуза.
Формы учебной деятельности в современной высшей школе:
1)теоретические (лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия);
2)практические (лабораторно-практические занятия, практикум);
3)комбинированные (педагогическая и производственная практика);
4)контрольные (коллоквиум, зачет, экзамен).
Роль и место лекции в вузе как главного звена дидактического цикла обучения. Исторический экскурс. Выдающиеся лекторы − математик М. В. Остроградский, историки О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский.
Лекция − одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно и последовательно преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а студенты слушают и записывают содержание лекции, а в отдельных ситуациях и задают вопросы, на которые преподаватель отвечает.
Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка − выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.
41
Структура лекции зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции и строгое ему следование.
Лекция выполняет три основные функции: информационную (излагает необходимые сведения), стимулирующую (пробуждает интерес к теме), воспитывающую и развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление). Иногда выделяют такие функции, как ориентирующая (в проблеме, в литературе), разъясняющая (направленная, прежде всего, на формирование основных понятий науки), убеждающая (с акцентом на системе доказательств). Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по данной дисциплине.
Вводная лекция. Обзорно-повторительные лекции. Обзорная лекция. Критерии оценки качества: содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.
Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Проблемная лекция. Лекция-визуализация. Лекция вдвоем. Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-пресс-конференция. Лекция- дискуссия.
Семинарские и практические занятия в высшей школе. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Методика практических занятий. Структура: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя. Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.
Семинарские занятия. Цель семинара − синтез изученной студентами литературы, соотнесение ее с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поиско-исследовательских способностей студентов. Педагогические задачи семинара (по А. М. Матюшкину): развитие творческого профессионального мышления; познавательная мотивация; профессиональное использование знаний в учебных условиях; повторение и закрепление знаний; контроль; педагогическое общение.
Три типа семинарских занятий:
1)развернутая дискуссия по плану, заранее предложенному преподавателем;
2)дискуссия по проблеме, названной предварительно, но вопросы сформулированы совместно преподавателем и студентами на самом занятии;
3)обсуждение и защита рефератов по теме занятия.
42
Семинар как взаимодействие и общение участников. Формы семинарских занятий: семинар-дискуссия, семинар-исследование, семинар- диспут и др.
Критерии эффективности семинарского занятия: степень активности студентов; уровень дискуссионности; глубина обсуждения темы; весомость коллективно сформулированных выводов; удовлетворенность студентов и преподавателя проведенным занятием.
Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Совместная групповая деятельность − одна из самых эффективных форм. Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения.
Самостоятельная работа студентов (СРС) как развитие и самоорганизация личности обучаемых. СРС наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения. СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество. Психолого-педагогические аспекты успешности СРС и пути ее дальнейшего совершенствования. Организационные формы СРС.
Коллоквиум это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя с учащимися для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно- обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.
Проектно-творческая деятельность студентов − это одна из форм самостоятельной работы студентов, направленная на решение учебных и научных проблем, творческих (исследовательских) задач и заданий, выполнение (решение) которых осуществляется студентом преимущественно самостоятельно на основе педагогических методов и средств проблемного и эвристического обучения. Этапы этой деятельности: 1) самоопределение, самоактуализация, мотивация; 2) организационное и информационное обеспечение; 3) выдвижение предположений, формулирование гипотез, идей,
43
разработка проекта; 4) планирование; 5) сбор дополнительной информации и выполнение проекта; 6) оформление результатов выполненного проекта; 7) защита проекта.
Основы педагогического контроля в высшей школе, позволяющего стимулировать обучение и влиять на поведение студентов. Функции педагогического контроля: диагностическая, обучающая и воспитательная. Формы педагогического контроля: экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности. По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.
Оценка и отметка. Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка − способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Отметка − численный аналог оценки. Абсолютизация отметки ведет к формализму и безответственности по отношению к результатам обучения. Пути повышения объективности контроля.
Рекомендуемая тематика исследований
1.Проблема соотношения лекционных и семинарских занятий.
2.Дистанционное обучение.
3.Семинары и конференции. Как управлять дискуссией?
Творческие задания
1.Почему именно семинарское занятие дидакты считают наиболее сложной формой учебного процесса в вузе?
2.Обоснуйте утверждение «семинар – важная форма выработки у студентов самостоятельности, активности, умения работы с литературой».
3.Разработайте и обоснуйте акмеологическую концепцию обучения, т.е. обучения, ориентированного на максимальную творческую самореализацию студентов.
4.Разработайте модель обучения, максимально ориентированную на взаимообучение самих студентов.
5.Сформулируйте 10 – 15 проблем современной дидактики и обоснуйте: а) какие из них наиболее актуальны; б) разработка каких из них может существенно продвинуть теорию обучения; в) оцените и прорецензируйте, в какой степени решение предложенных вами проблем будет способствовать качеству обучения?
Литература для самостоятельной работы
Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
Гапонов П. М. Лекция в высшей школе. – Воронеж, 1997.
44