Файл: Markov_A_P__Birzhenyuk_G_M__Osnovue_sociokul.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 562

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования

1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования

1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования

1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)

1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования

1.6. Принципы социально-культурного проектирования

Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа

2.2. Понятие и структура ситуации

2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)

2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации

Экологическая культура

2.5. Типы проблем и технология их анализа

2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования

2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений

2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем

Тематика практических занятий

Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.

Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.

Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).

Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.

Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ

3.1. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ

3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры

Глава 4. Методика формирования целевых проектов

4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере

4.2. Логика и технология организационного проектирования

4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов

1 Раздел — название проекта.

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ

Тематика ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.

Тема 2. Технология разработки оргпроектов.

Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования

5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования

5.2. Проективные возможности инновационных игр

5.3. Принципы игрового проектирования

5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр

5.5. Опыт организации инновационной игры по разработке городской програаммы поддержки и развития культуры

Тематика Практических заданий:

Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ

6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)

6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ

6.3. Внебюджетные источники финансирования

а) объявление через средства массовой информации, а также на различных инструктивно-методических совещаниях с работниками учреждений культуры, искусства, досуга, спорта, образования конкурса на разработку региональных и локальных программ в соответствии с приоритетными направлениями социокультурного развития территории. Тем самым возникают необходимые условия для привлечения к реализации культурной политики как работников культурно-досуговых учреждений, так и других субъектов – кооперативов, инициативных групп, работников досуговых центров, других хозрасчетные структур, а также граждан, желающих в индивидуальном порядке внести свой вклад в оптимизацию культурной жизни региона.

б) организация региональных общественных слушаний по проблемам культуры. Такого рода акция позволяет решить целый ряд задач. Во-первых, появляется реальная возможность обнародовать концепцию развития культуры региона, сделать ее предметом своеобразной общественной экспертизы и, возможно, в чем-то ее уточнить, откорректировать. Во-вторых, слушания, как показывает опыт, усиливают внимание населения, администрации, различных общественных формирований и пр. к проблемам культуры. В-третьих (и это самое главное) слушания инициируют различные идеи, проекты, программы, авторами которых выступают потенциальные исполнители этих программ и проектов. Проведение общественных слушаний по проблемам культуры само по себе может составить один из проектов, направленных на реализацию концепции развития культуры1.

На рассматриваемом этапе возникает еще одна задача. Дело в том, что в рамках каждого из приоритетов предлагаются самые разнообразные по объему, качеству, стоимости, продолжительности и другим параметрам региональные и локальные программы. В этой связи актуализируется проблема объективной оценки и отбора для реализации и финансирования тех из них, которые максимально способны решить цели и задачи культурной политики. Таким образом, на данном этапе наряду с конкурсом программ целесообразно организовать их экспертную оценку Ее задачи состоят в выявлении альтернативных способов решения приоритетных проблем, (в соответствии с проблемными областями а также целями, сформулированными на стадии нормативного прогноза), оценке каждого проекта с точки зрения имеющихся ресурсов, т.е. возможностей совершенствования социокультурной среды и оптимизации образа жизни человека: инфраструктурных, финансовых, организационных, предметных, информационных, человеческих и др.


Эта процедура осуществляется следующим образом. Перед экспертами ставится задача оценить проекты в баллах (от 1 до 5) по следующим критериям, зафиксированным в карте экспертной оценки:

№ критерия

Объект экспертной оценки

Оценки

Соответствие приоритетному направлению, сформулированному как на уровне концепции, так и региональной программы

1

2

3

4

5

Ориентация на социальную категорию, культурный минимум который должен обеспечиваться из бюджетных источников

1

2

3

4

5

Учет и использование регионального социокультурного потенциала (наличие социальных групп – носителей традиций, историко-культурных ценностей, социально-политических идей и т.п.).

1

2

3

4

5

Степень предполагаемого участия в программе общественности (самодеятельных объединений, инициативных групп, отдельных народных мастеров)

1

2

3

4

5

Реалистичность программы с точки зрения: а) материально-технических; б) финансовых; в) кадровых возможностей региона Ожидаемая результативность программы в решении: а) социально-культурных проблем в масштабах региона; б) проблем определенной социальной группы

1

2

3

4

5

Степень гармоничности ориентаций программы на проблемы региона, с одной стороны, и проблемы конкретной социальной группы, с другой стороны

1

2

3

4

5

Полнота раскрытия и аргументированность основных разделов программы

1

2

3

4

5

Опора на действующие в регионе социальные институты (общественные организации, добровольные общества, отделения различных фондов, учебные заведения, учреждения профессионального искусства и т., п.)

1

2

3

4

5

Мера реализации проекта до принятия программы (т.е. в какой мере предлагаемый проект или отдельные его компоненты уже освоены, включены в работу)

1

2

3

4

5

Оптимальность программы (т.е. достижение поставленных целей с минимальными затратами ресурсов)

1

2

3

4

5


Эксперты индивидуально, каждый в своей карте, оценивают программу или проект. Далее оценки суммируются по каждому критерию и выводится средний балл путем деления суммы баллов на число экспертов. Это позволяет объективно оценить программы по различным критериям. Затем необходимо получить обобщенную оценку каждой программы в отдельности. Для этого сумму средних значений оценок по каждому критерию делят на число критериев, т.е. на 10.

Таким образом создается система обоснованных суждений, позволяющих отобрать наиболее эффективные и в то же время оптимальные проекты, которые конкретизируют концепцию и программу социально-культурного развития территории. Они представляют собой совокупность локальных программ, которые соответствуют основным направлениям культурной политики и, будучи претворены в жизнь, могут разрешить выявленные диспропорции, проблемы и противоречия на региональном уровне.

Пятый этап — исполнительско-внедренческий — создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Эти договора могут заключаться между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами, с одной стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, кооперативы и т.д.), с другой стороны.

Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями. Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов работы, которые по возможности должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры. Здесь необходима дополнительная юридическая и экономическая экспертиза для определения нормативной базы реализации программы, взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, а также между соисполнителями (если их несколько), для более точного определения объемов, содержания и характера фондообеспечения программы. Все это фиксируется в договоре на выполнение социально-творческого заказа.

Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает в форме текущей деятельности культурно-досуговых учреждений, общественных объединений и др. субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программ, их эффективности. Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки.


Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут выступать те же показатели, что применялись на формирующем этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе. К этим критериям добавляются показатели соотнесения намеченных в договоре конечных результатов выполнения социально-творческого заказа и реальных итогов работы. Данный этап может рассматриваться как подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или уже завершились, но практика показала целесообразность их возобновления.

Шестой этап — контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.

Последовательность и общую логику разработки территориальных СКП можно представить в виде следующей схемы:

Характеристика

территории

(включая анализ проблем и выявление историко-культурной самобытности)

Приоритеты культурного

развития

Цели и

задачи

Практические

мероприятия

Актуальность

проекта

Аудитория

Цели и

задачи

Содержание проекта


Подводя итоги этого подраздела главы, попытаемся представить в виде таблицы последовательность этапов формирования региональной культурной политики и вытекающей из нее программы социокультурного развития, их содержание и результаты каждого из них, наличие которых является свидетельством возможности и необходимости перехода от предыдущего этапа к последующему.

№ этапа

Этап разработки

Содержание деятельности

«Выход» этапа

1.

Информационно-аналитический (диагностический)

Сбор, обработка, анализ информации о социально политической, экономической и культурной жизни территории.

а) Паспорт социокультурного развития региона.

б) Матрица анализа социокультурной жизни.

2.

Нормативно-прогнозный

Прогнозирование развития ситуации как в случае сохранения существующих тенденций, так и в случае принятия проектов и программ, направленных на оптимизацию ситуации

Прогноз развития ситуации в регионе

3.

Концептуальный

Определение приоритетных направлений социокультурного развития;

Обоснование социальной базы культурной политики («проблемных» групп населения).

Концепция социокультурной политики региона.

4.

Проектно-планирующий

а) Организация общественных слушаний по проблемам культуры региона;

б) Проведение открытого конкурса проектов и программ.

а) Региональная программа;

б) Локальные программы по приоритетам и категориям.

5.

Исполнительско-внедренческий:

а) Заключение договоров на реализацию локальных программ.

б) Реализация территориальной программы.

б) Кадровое, правовое, материально-техническое, правовое, организационное, финансовое обеспечение локальных программ.

а) Договора на реализацию локальных программ.

б) Реальные изменения в культурной жизни, обусловленные в договорах в форме конечного результата реализации программ

6.

Контрольно-коррекционный

а) Анализ хода реализации программ;

б) Корректировка программ в соответствии с обнаружившимися просчетами, вариантами боле оптимального решения поставленных задач

Откорректированные программы.