ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 562
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования
1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования
1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования
1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)
1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования
1.6. Принципы социально-культурного проектирования
Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации
2.1. Сущность проблемно-целевого анализа
2.2. Понятие и структура ситуации
2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации
2.5. Типы проблем и технология их анализа
2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений
2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.
Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).
Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.
Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ
3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ
3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры
Глава 4. Методика формирования целевых проектов
4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере
4.2. Логика и технология организационного проектирования
4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов
4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ
Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.
Тема 2. Технология разработки оргпроектов.
Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования
5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования
5.2. Проективные возможности инновационных игр
5.3. Принципы игрового проектирования
5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Тематика Практических заданий:
Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ
6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)
6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ
а) объявление через средства массовой информации, а также на различных инструктивно-методических совещаниях с работниками учреждений культуры, искусства, досуга, спорта, образования конкурса на разработку региональных и локальных программ в соответствии с приоритетными направлениями социокультурного развития территории. Тем самым возникают необходимые условия для привлечения к реализации культурной политики как работников культурно-досуговых учреждений, так и других субъектов – кооперативов, инициативных групп, работников досуговых центров, других хозрасчетные структур, а также граждан, желающих в индивидуальном порядке внести свой вклад в оптимизацию культурной жизни региона.
б) организация региональных общественных слушаний по проблемам культуры. Такого рода акция позволяет решить целый ряд задач. Во-первых, появляется реальная возможность обнародовать концепцию развития культуры региона, сделать ее предметом своеобразной общественной экспертизы и, возможно, в чем-то ее уточнить, откорректировать. Во-вторых, слушания, как показывает опыт, усиливают внимание населения, администрации, различных общественных формирований и пр. к проблемам культуры. В-третьих (и это самое главное) слушания инициируют различные идеи, проекты, программы, авторами которых выступают потенциальные исполнители этих программ и проектов. Проведение общественных слушаний по проблемам культуры само по себе может составить один из проектов, направленных на реализацию концепции развития культуры1.
На рассматриваемом этапе возникает еще одна задача. Дело в том, что в рамках каждого из приоритетов предлагаются самые разнообразные по объему, качеству, стоимости, продолжительности и другим параметрам региональные и локальные программы. В этой связи актуализируется проблема объективной оценки и отбора для реализации и финансирования тех из них, которые максимально способны решить цели и задачи культурной политики. Таким образом, на данном этапе наряду с конкурсом программ целесообразно организовать их экспертную оценку Ее задачи состоят в выявлении альтернативных способов решения приоритетных проблем, (в соответствии с проблемными областями а также целями, сформулированными на стадии нормативного прогноза), оценке каждого проекта с точки зрения имеющихся ресурсов, т.е. возможностей совершенствования социокультурной среды и оптимизации образа жизни человека: инфраструктурных, финансовых, организационных, предметных, информационных, человеческих и др.
Эта процедура осуществляется следующим образом. Перед экспертами ставится задача оценить проекты в баллах (от 1 до 5) по следующим критериям, зафиксированным в карте экспертной оценки:
№ критерия |
Объект экспертной оценки
|
Оценки |
||||
|
Соответствие приоритетному направлению, сформулированному как на уровне концепции, так и региональной программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Ориентация на социальную категорию, культурный минимум который должен обеспечиваться из бюджетных источников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Учет и использование регионального социокультурного потенциала (наличие социальных групп – носителей традиций, историко-культурных ценностей, социально-политических идей и т.п.). |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Степень предполагаемого участия в программе общественности (самодеятельных объединений, инициативных групп, отдельных народных мастеров) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Реалистичность программы с точки зрения: а) материально-технических; б) финансовых; в) кадровых возможностей региона Ожидаемая результативность программы в решении: а) социально-культурных проблем в масштабах региона; б) проблем определенной социальной группы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Степень гармоничности ориентаций программы на проблемы региона, с одной стороны, и проблемы конкретной социальной группы, с другой стороны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Полнота раскрытия и аргументированность основных разделов программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Опора на действующие в регионе социальные институты (общественные организации, добровольные общества, отделения различных фондов, учебные заведения, учреждения профессионального искусства и т., п.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Мера реализации проекта до принятия программы (т.е. в какой мере предлагаемый проект или отдельные его компоненты уже освоены, включены в работу) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Оптимальность программы (т.е. достижение поставленных целей с минимальными затратами ресурсов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Эксперты индивидуально, каждый в своей карте, оценивают программу или проект. Далее оценки суммируются по каждому критерию и выводится средний балл путем деления суммы баллов на число экспертов. Это позволяет объективно оценить программы по различным критериям. Затем необходимо получить обобщенную оценку каждой программы в отдельности. Для этого сумму средних значений оценок по каждому критерию делят на число критериев, т.е. на 10.
Таким образом создается система обоснованных суждений, позволяющих отобрать наиболее эффективные и в то же время оптимальные проекты, которые конкретизируют концепцию и программу социально-культурного развития территории. Они представляют собой совокупность локальных программ, которые соответствуют основным направлениям культурной политики и, будучи претворены в жизнь, могут разрешить выявленные диспропорции, проблемы и противоречия на региональном уровне.
Пятый этап — исполнительско-внедренческий — создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Эти договора могут заключаться между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами, с одной стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, кооперативы и т.д.), с другой стороны.
Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями. Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов работы, которые по возможности должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры. Здесь необходима дополнительная юридическая и экономическая экспертиза для определения нормативной базы реализации программы, взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, а также между соисполнителями (если их несколько), для более точного определения объемов, содержания и характера фондообеспечения программы. Все это фиксируется в договоре на выполнение социально-творческого заказа.
Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает в форме текущей деятельности культурно-досуговых учреждений, общественных объединений и др. субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программ, их эффективности. Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки.
Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут выступать те же показатели, что применялись на формирующем этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе. К этим критериям добавляются показатели соотнесения намеченных в договоре конечных результатов выполнения социально-творческого заказа и реальных итогов работы. Данный этап может рассматриваться как подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или уже завершились, но практика показала целесообразность их возобновления.
Шестой этап — контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.
Последовательность и общую логику разработки территориальных СКП можно представить в виде следующей схемы:
Характеристика
территории
(включая анализ
проблем и выявление историко-культурной
самобытности)
Приоритеты культурного
развития
Цели и
задачи
Практические
мероприятия
Актуальность
проекта
Аудитория
Цели и
задачи
Содержание проекта
Подводя итоги этого подраздела главы, попытаемся представить в виде таблицы последовательность этапов формирования региональной культурной политики и вытекающей из нее программы социокультурного развития, их содержание и результаты каждого из них, наличие которых является свидетельством возможности и необходимости перехода от предыдущего этапа к последующему.
№ этапа |
Этап разработки |
Содержание деятельности |
«Выход» этапа |
1. |
Информационно-аналитический (диагностический) |
Сбор, обработка, анализ информации о социально политической, экономической и культурной жизни территории. |
а) Паспорт социокультурного развития региона. б) Матрица анализа социокультурной жизни. |
2. |
Нормативно-прогнозный |
Прогнозирование развития ситуации как в случае сохранения существующих тенденций, так и в случае принятия проектов и программ, направленных на оптимизацию ситуации |
Прогноз развития ситуации в регионе |
3. |
Концептуальный |
Определение приоритетных направлений социокультурного развития; Обоснование социальной базы культурной политики («проблемных» групп населения). |
Концепция социокультурной политики региона. |
4. |
Проектно-планирующий |
а) Организация общественных слушаний по проблемам культуры региона; б) Проведение открытого конкурса проектов и программ. |
а) Региональная программа; б) Локальные программы по приоритетам и категориям. |
5. |
Исполнительско-внедренческий:
|
а) Заключение договоров на реализацию локальных программ. б) Реализация территориальной программы. б) Кадровое, правовое, материально-техническое, правовое, организационное, финансовое обеспечение локальных программ. |
а) Договора на реализацию локальных программ. б) Реальные изменения в культурной жизни, обусловленные в договорах в форме конечного результата реализации программ
|
6. |
Контрольно-коррекционный
|
а) Анализ хода реализации программ; б) Корректировка программ в соответствии с обнаружившимися просчетами, вариантами боле оптимального решения поставленных задач |
Откорректированные программы.
|