ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 564
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования
1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования
1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования
1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)
1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования
1.6. Принципы социально-культурного проектирования
Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации
2.1. Сущность проблемно-целевого анализа
2.2. Понятие и структура ситуации
2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации
2.5. Типы проблем и технология их анализа
2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений
2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.
Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).
Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.
Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ
3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ
3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры
Глава 4. Методика формирования целевых проектов
4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере
4.2. Логика и технология организационного проектирования
4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов
4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ
Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.
Тема 2. Технология разработки оргпроектов.
Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования
5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования
5.2. Проективные возможности инновационных игр
5.3. Принципы игрового проектирования
5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Тематика Практических заданий:
Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ
6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)
6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ
Русский Север и особенно — Поморье на протяжении всей российской истории имел наиболее грамотное население. В ХVII-ХVIII вв процент грамотных среди крестьян здесь был наивысшим не только в России, но и в Европе. В традиции архангельской культуры уважительное отношение и тяга к образованию, грамоте, книге. Характерной чертой этой культуры является подчеркнуто уважительное отношение к женщине.
Архангельск был и остается духовной столицей Севера. Его духовная атмосфера и культурная жизнь фокусируют и интенсивно выражают своеобразие и уникальность культуры Русского Севера. Удаленность от центра России, близость к Европе также сказались на городских культурных традициях, способствовали оформлению и закреплению своеобразия этой культуры. По своему типу и культурной атмосфере Архангельск скорее европейский, чем среднерусский город.
Население города исторически формировалось из людей свободных от крепостной зависимости, поморов, служилых и вольно— наемных, политических ссыльных, людей различных конфессий и этносов (немцы, скандинавы). Этим обусловлены, очевидно, веротерпимость, уважение к другим этническим культурам, свободолюбие, своеобразный европеизм и космополитизм архангелогородцев. В состав Архангельской области входит территориально обширный Ненецкий национальный автономный округ, со своей чрезвычайно специфической этнической культурой. Места проживания ненцев и коми на северо-востоке области расположены компактно.
Традиционными были для Поморья и культурные контакты и связи с народами Западной Европы, особенно — Скандинавии, Англии, Голландии, Германии. Все это с неизбежностью наложило отпечаток на культуру быта, специфику семейных обрядов и праздников, игры, забавы и т.д., как архангельских горожан, так и крестьян. С Архангельском связано творчество северных сказочников Писахова и Шергина.
Обобщая материалы раздела, можно следующим образом сформулировать историко-культурную уникальность и самобытность города:
— Соединение традиций культуры русского Севера с традициями и культурой северных территорий Западной Европы, обусловленное местоположением и назначением города-порта и выражающееся в архитектурном облике города, ценностях, нравах, обычаях и образе жизни населения, содержании и формах культурной деятельности;
— Этнокультурное многообразие с ярко выраженным доминированием специфических черт культуры русского Севера;
— Концентрированное выражение в ландшафтном, архитектурном и духовном облике города доминант " речной" и “лесной" цивилизации;
— Архангельск как столица европейского Севера, центр поморской культуры;
— Ярко выраженная культурная "специализация" районов города, придающая культуре Архангельска особое своеобразие;
— Наличие мастеров — носителей уникальных народных ремесел и промыслов, отражающих специфику народной культуры региона;
— Высокая певческая культура населения города, определяющая как специфику городских культурных акций, так и особенности семейного досуга;
— Высокая насыщенность городской среды памятниками истории и культуры, создающими атмосферу исторической преемственности и связи времен;
— Богатство и многообразие форм деревянного зодчества различных исторических эпох, бережно сохраняемых в контексте современной городской цивилизации;
— Культурный "иммунитет", позволивший городу сохранить свою самобытность в условиях многолетнего доминирования культурной политики, ориентированной на нивелирование культурного облика российских городов;
— Уникальная в судьбе России роль города как первого порта, базы строительства российского флота;
— Традиционно высокая грамотность населения, особая языковая культура, богатые традиции устного народного творчества.
Среди функциональных образов (градообразующих метафор) Архангельска — "Первый порт России", "Ворота в Арктику", "Северный форпост", "Город-помор", "Город-музей дерева", "Духовная столица Севера", "Парадиз на Двине" — культура имеет особое значение. Более того, к концу ХХ столетия сферу культуры Архангельска можно рассматривать в качестве одного из градообразующих комплексов. И в следующем столетии эта тенденция, с очевидностью, только усилится.
Третий раздел. “Тенденции и проблемы развития культурной жизни”. В процессе формирования данного раздела необходимо ответить на вопросы: а) каковы социально-культурные проблемы территории; б) в чем проявляются и каково содержание ”отраслевых” проблем развития культурной жизни (или факторов, препятствующих оптимальному развитию сферы культуры). Анализу подлежат социально-экономические проблемы развития культуры, проблемы финансирования сферы культуры, особенности развития материальной базы сферы культуры и др.
Учитывая структуру разработки дальнейших разделов программы, опирающихся на данную информацию, материал целесообразно группировать следующим образом: проблемы культурного наследия и музейного дела; проблемы библиотечного обслуживания; проблемы театрального дела; проблемы развития концертно-зрелищной деятельности; проблемы развития системы кинообслуживания; проблемы развития паркового дела; проблемы развития клубного дела. Оценивается также состояние и проблемы культурной политики.
Четвертый раздел: “Концепция развития культурной жизни территории”. Основу раздела составляют а) приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности); б) цели и задачи культурной политики; в) ресурсы развития культурной жизни (материальные, кадровые, человеческий и т.д.).
Логика формулировки приоритетов может быть различная. Первый вариант — традиционный — по устоявшимся в практике сферам деятельности. Здесь наиболее типичными приоритетами являются:
— Сохранение и использование культурно-исторического наследия. Данное направление следует рассматривать как основной ресурс совершенствования культурной жизни, решения многих социальных и даже экономических проблем;1
— Возрождение и развитие народного творчества, художественных ремесел, промыслов;
— Развитие детского творчества, поддержка молодых дарований;
— Развитие художественной жизни;
— Организация культурно-досуговой деятельности и развлечений;
— Развитие туристско-экскурсионного дела;
— Эстетическое развитие среды;
— Развитие межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере культуры;
— Обеспечение доступа к культурным ценностям социально незащищенных групп.
Оптимальное развитие культурной жизни в рамках обозначенных выше приоритетов предполагает: создание и поддержку в каждой подпрограмме центров высокой культуры — учреждений-лидеров (поддержка теоретическая, методическая, организационная, финансовая и т.д.), которые будут возглавлять соответствующую подсистему в идейном и методическом отношении.
Например, в подпрограмме ”Наследие” методическим центром может стать музей или музейно-этнографический комплекс; в подпрограмме “Народное творчество” — Дом ремесел, Школа искусств, Центр декоративно-прикладного искусства; подпрограмму “Культура и дети” обеспечивает Дом творчества юных, Центральная библиотека; подпрограмму “Художественная жизнь” — Филармония, ДК и т.д.
Второй вариант определения приоритетов — в соответствии с основными областями проектной деятельности1. В этом случае приоритетами культурной политики будет поддержка и развитие исторической, художественной, духовно-нравственной, экологической, политической культуры различных слоев и групп населения.
Цели формируются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на частичное или полное разрешение выявленных проблем. Задачи — это относительно самостоятельные части программы (подпрограммы), получаемые путем разделения цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направленные на реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на подпрограммы более низкого уровня, в которых, в свою очередь, есть свои цели и задачи (см. схему разработки территориальных программ).
Пример формулировки целей и задачи культурной политики.
Успешная реализация перспективных направлений развития социально-культурной жизни возможна при условии целенаправленной культурной политики, первоочередными задачами которой выступают: сохранение и развитие духовной среды Архангельска, ее уникального культурного значения; сохранение и использование памятников истории и культуры (включая уникальные территории, зоны, объекты, музейные и библиотечные фонды); развитие музейного дела (музеефикация объектов, расширение фондов, совершенствование выставочной деятельности и т.д.); осуществление целенаправленной системы культурных акций, способствующих развитию интереса и любви населения к истории своего края, города, формированию национально-культурной идентичности граждан; развитие празднично-обрядовой культуры города (в т.ч. приведение праздничного календаря г.Архангельска в соответствие с традициями и современными культурными реалиями); поддержка профессионального искусства; совершенствование гастрольной политики за счет расширения жанрово-видового состава приглашаемых коллективов и исполнителей; переориентация культурной политики с финансирования разовых дорогостоящих мероприятий на сохранение и поддержку творческих коллективов, отдельных мастеров, художников, музыкантов, способных внести реальный вклад в культуру города; расширение сети культурно-досуговых учреждений, приведение ее в соответствие с реально сложившейся структурой интересов и запросов населения; развитие новых и поддержка традиционных форм любительства; приоритетная поддержка, кадровое и организационное обеспечение и финансирование проектов и программ, способствующих развитию творчества; финансирование проектов и программ, ориентированных на развитие творческой индивидуальности детей и подростков, формирование их как будущих субъектов культурной, экономической и политической жизни города и страны; отказ от выделения средств за сам факт существования учреждений культуры и переход на финансирование проектов и программ, соответствующих приоритетам культурной политики в городе; формирование общественного мнения по вопросам культурной политики с помощью средств массовой информации; Развитие межнациональных и международных культурных связей со странами СНГ и дальним зарубежьем.
Пятый раздел “Содержание программы”. В рамках данного раздела обоснованные выше приоритеты культурной политики получают свое дальнейшее развитие и конкретизацию. Осуществляется это путем разработки каждого приоритета как самостоятельной подпрограммы, структура которой включает:
1. Приоритетное направление развития социально-культурной жизни (характеристика “проблемного поля”, т.е. описание ситуации, которая определяет актуальность и приоритетность данного направления или сферы социально-культурной жизни);
2. Социальную базу программы (характеристика тех категорий и групп населения, которые являются носителями различного рода проблем и выступают в качестве аудитории мероприятий и акций в рамках программы);
3. Цели и задачи программы;
4. Методы (или способы решения задач). Этот раздел целесообразно оформить в табличном варианте, который сопровождается текстовыми комментариями, что позволяет более оперативно оценить проект и получить по нему информацию в требуемом объеме.
Мероприятия в рамках программы |
Содержание деятельности |
База реализации |
Исполнители и соисполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сроки реализации |
Смета расходов |
Источники финансирования
|
5 |
6 |
7 |
Шестой раздел. “Меры по обеспечению реализации программы поддержки и развития сферы культуры”.
Мероприятия по обеспечению программы могут включать в себя:
1) Создание организационно-экономических условий развития культурной жизни (совершенствование системы управления; создание условий для развития спонсорства и меценатства);
2) Координация субъектов культурной политики (создание Совета директоров учреждений культуры; Научно-экспертного и координационного Совета; Справочно-консультативного центра обмена опытом и обучения и др.)
3) Информационно-методическое обеспечение программы (информация, реклама, издательская деятельность, презентации проектов и программ и т.д.). Инновационным лидером здесь может быть: РОМЦ, Центр культуры и информатики).