ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 591
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования
1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования
1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования
1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)
1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования
1.6. Принципы социально-культурного проектирования
Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации
2.1. Сущность проблемно-целевого анализа
2.2. Понятие и структура ситуации
2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации
2.5. Типы проблем и технология их анализа
2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений
2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.
Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).
Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.
Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ
3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ
3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры
Глава 4. Методика формирования целевых проектов
4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере
4.2. Логика и технология организационного проектирования
4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов
4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ
Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.
Тема 2. Технология разработки оргпроектов.
Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования
5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования
5.2. Проективные возможности инновационных игр
5.3. Принципы игрового проектирования
5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Тематика Практических заданий:
Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ
6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)
6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ
Если реализация основного замысла проекта требует создания общественного объединения со статусом юридического лица, то необходимо предварительно определить его организационно-правовую форму. Закон РФ “Об общественных объединениях” регламентирует пять таких форм1:
1. Общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное гражданами для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Собственностью имущества является общественное объединение, обладающее правами юридического лица, отдельные члены общественной организации права собственности не имеют.
2. Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социально-политические и иные общественно полезные цели, разделяемые его участниками.
3. Общественный фонд — вид некоммерческих Фондов, представляющий собой не имеющий членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать его в собственных интересах. Руководящий орган фонда формируется учредителями (решением учредителей фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений) или участниками — путем избрания на съезде, конференции или общем собрании. Субъекты права собственности в общественных Фондах — постоянно действующие руководящие органы, которые осуществляют права собственности на имущество от имени общественных Фондов и в соответствии с уставом.
4. Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям. Управление учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями), которые получают имущество на правах оперативного управления. Доходы, полученные от самостоятельной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.
5. Орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является удовлетворение потребностей лиц, интересы которых связаны с достижением уставных целей и совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.
В частности, одной из перспективных форм разрешения проблем национальных меньшинств (обозначенных в третьем разделе структуры проекта) является национально-культурный центр, который представляет собой разновидность общественного объединения. Именно эта организационная структура может обеспечить культурное саморазвитие и самоопределение национальных меньшинств и лиц некоренной национальности, сохранение и развитие этнической группы как целостного социокультурного образования, включая значимые для данной общности ценности, образ жизни, традиционные виды труда, ремесла; создает условия для взаимопонимания и взаимопроникновения культур различных национально-этнических групп.
6 раздел проекта — содержание проекта. Ответ в рамках проекта на вопрос “как” может быть представлен в виде следующей таблицы:
Направления деятельности |
Содержание деятельности |
База реализации |
Исполнители и соисполнители |
Сроки реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Направления деятельности — это конкретные шаги по решению основных задач проекта, они зависят как от характера проблемы и основной идеи проекта, так и от возможностей (потенциала, ресурсов) соответствующей проектной области.
Например, основными направлениями деятельности в рамках социально-культурных программ историко-культурной проблематики могут быть:
— организация краеведческой деятельности (содержание деятельнорсти: выявление, учет и изучение памятников истории и культуры, ландшафтных зон, создание территориальных энциклопедий краеведения; возвращение памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения; изучение своей родословной, истории орденов, костюмов и т.д.);
— развитие туризма на базе культурно-исторического ландшафта;
— музеефикация ландшафтных зон, историко-культурных памятников и застроек;
— возрождение традиционных форм культурной деятельности (промыслов, обрядов и т.д.).
Содержательная модель “Дома Ремесел”, целью которого является создание условий для возрождения ремесел, промыслов, трудовых традиций, социальной востребованности технологий прикладного искусства и народного зодчества, педагогики, этики, помощь в овладении технологиями народных ремесел и промыслов, может включать такие направления деятельности как:
— поисково-исследовательскую работу по изучению "уходящих" технологий и ремесел;
— организацию системы мастерских (в том числе и на дому), встреч с народными умельцами, проведение коллективных и персональных выставок прикладного творчества, открытых уроков ("Мастер и подмастерье", "В гостях у мастера"), аукционов и лотерей;
— подготовку и проведение семинаров-практикумов, конференций, консультаций по проблемам народного творчества;
— создание информационного банка данных и видеофонда “Уходящие ремесла”, “Исчезающие технологии”.
Но можно выделить некие универсальные направления (и виды) социально-культурной деятельности, с помощью которых структурируется содержательный блок проекта. Доминирование одного из них может определять характер проекта в целом. По преобладающей направленности проекты могут быть:
— информационно-просветительными;
— обучающими (или познавательными);
— поисково-исследовательскими (преимущественно, в сфере исторической культуры);
— художественно-творческими (производство, сохранение и воспроизводство художественных ценностей, народных ремесел, фольклора и т.д.);
— социально-творческими;
— профессионально-ориентационными;
— ценностно-ориентационными (например, дискуссионный клуб по проблемам политики, истории, художественной жизни);
— реабилитационными (проекты психологической, социально-психологической, социальной, трудовой, творческой, душевной реабилитации);
— культуроохранными (коллекционирование, музейное дело, охрана памятников);
— природоохранными;
— физкультурно-оздоровительными.
Конкретное соотношение данных направлений не только определяет тип проекта, но и характеризует доминирующий способ организации активности аудитории по реализации проектного решения.
Базой реализации проектов может стать любой объект инфраструктуры культуры, образования, досуга, спорта (культурно-досуговые центры, библиотеки, кинотеатры, спортивные залы, учреждения системы образования и т.д.). Например, отдельные фрагменты городской программы развития исторической культуры (уроки истории отечественной и мировой художественной культуры, циклы мероприятий для всей семьи: "Литературный абонемент школьника", "Папа, мама и я — читающая семья" и др.) могут проводиться на базе библиотек. Для реализации проектов, аудиторией которых являются социально ослабленные категории и группы населения (инвалиды, пожилые), можно использовать здания школ (после окончания занятий и в каникулы), помещения различных организаций в вечернее время и др.
7 раздел — бюджет (общая сумма, структура затрат и назначение их расходования).
8 раздел: — источники финансирования (в т.ч. и распределение финансовых затрат путем указания источников и доли бюджетного и внебюджетного финансирования тех или иных разделов проекта, которых соответствуют федеральным или региональным программам, конкурсным условиям различных фондов и т.д.).
4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов
Рассматриваемые в этом разделе проекты носят ярко выраженную социальную направленность (т.е. имеют социально-педагогический, адаптационный, реабилитационный характер).
Проект такого типа предполагает оптимизацию социальных и социально-психологических условий существования человека, группы. Целевой ориентацией проекта может выступать: содействие разрешению, минимизации или профилактики проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека (группы); создание условий для успешной самореализации личности.
Задачи-средства социально-ориентированных проектов можно свести к трем группам:
— оптимизация образа жизни человека (помощь в освоении культурных технологий, например, овладение новой профессией, новыми средствами коммуникации, видом культурно-досуговой или художественной деятельности и т.д.);
— изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности;
— оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.
Социально-ориентированные проекты имеют различный характер: художественно-творческая адаптация и реабилитация; социально-психологическая адаптация; духовной реабилитация; профессиональная ориентация и реабилитация; физическая реабилитация.
Специфика разработки такого типа проектов:
1. “Точкой отсчета” здесь является аудитория. Первый шаг в общей логике формирования проекта — характеристика всей совокупности проблем (и прежде всего личностных), носителем которых является конкретная социальная группа — реальная или потенциальная аудитория проекта. Характер личностных проблем определяется тем, что они возникают в системе “человек — среда” — лишь решение такого рода проблем делает проект социально-адаптирующим.
Социально-культурные проблемы здесь вторичны, их анализ необходим для доказательства социальной значимости проекта (особенно на этапе “упаковки” проекта в форме заявки на финансирование).
В то же время содержательная часть проекта может быть связана с самыми разными сферами и областями проектирования, что определяется содержанием социально-культурных проблем, но главное — возможностями того или иного вида социально-культурной деятельности разрешить трудности и противоречия, возникшие в процессе жизнедеятельности человека, социальной группы1.