ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 573
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования
1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования
1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования
1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)
1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования
1.6. Принципы социально-культурного проектирования
Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации
2.1. Сущность проблемно-целевого анализа
2.2. Понятие и структура ситуации
2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации
2.5. Типы проблем и технология их анализа
2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений
2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.
Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).
Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.
Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ
3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ
3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры
Глава 4. Методика формирования целевых проектов
4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере
4.2. Логика и технология организационного проектирования
4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов
4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ
Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.
Тема 2. Технология разработки оргпроектов.
Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования
5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования
5.2. Проективные возможности инновационных игр
5.3. Принципы игрового проектирования
5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Тематика Практических заданий:
Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ
6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)
6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ
Схема разработки целевого проекта второго типа:
Аудитория проекта (социальная категория или группа населения) |
|
Характеристика личностных (социально-психологических) проблем |
|
|
|
Характеристика социально-культурных проблем |
|
Цели и задачи проекта |
|
|
|
Направления и содержание деятельности
|
|
Форма реализации проекта |
В технологии разработки проектов (особенно второго типа) весьма существенным является четкое определение аудитории проекта и ее соответствующая характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем абстрактную “аудиторию”, а изначально знаем типичные проблемы, потребности и интересы устойчивых социальных групп и социально-культурных общностей, умеем использовать эту информацию при разработке и реализации социально-культурных программ.
В этой связи возникают две взаимосвязанные задачи:
Во-первых, поиск критериев классификации и дифференциации социальных групп и общностей, которые позволили бы представить социальное «поле» проектирования как определенное и устойчивое множество групп и общностей (т.е. тех групп, в которые включен человек в силу ряда жизненных обстоятельств и социальных ролей).
Во-вторых, определение для каждой социальной группы круга типичных жизненных проблем, которые отличают ее от других групп, т.е. выступают в качестве дифференцирующего признака.
Критериями классификации в данном случае могут выступать различные социально-демографические и социально-культурные признаки, в частности, такие как:
— Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди. Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица пожилого возраста.
— Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы: многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.
— Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой остротой проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица некоренной национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест заключения и др.
— Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения, группы, клубы по интересам).
Дополнительными критериями характеристики аудитории проекта могут служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности и т.д.
В качестве примера характеристики проблемного поля проекта рассмотрим типичные проблемы вынужденных мигрантов — лиц, в силу ряда обстоятельств сменивших место жительства. Значительная часть их имеет невысокую профессиональную квалификацию, характеризуется отчужденностью от местных проблем, культурным и бытовым аутсайдерством, бесперспективностью социального, личного и бытового устройства. Все это вызывает потерю личностного достоинства и самоуважения, духовную деградацию, которая является следствием утраченной связи с культурными традициями, родиной. Отсутствие чувства хозяина, отчужденность от местных политических структур и форм общественной жизни порождает разрушающие личность формы проведения свободного времени, враждебность и вандализм по отношению к окружающей среде, которая чужда ценностно и недоступна материально. Разработка и реализация социально-адаптирующих программ для этой категории населения представляет особую актуальность, ибо свободное время в данном случае играет, скорее, роль отрицательного фактора — пустота субъективно-личностного пространства, экзистенциальный вакуум часто заполняется алкоголизмом, наркоманией, преступностью.
Особой поддержки и внимания заслуживают целевые проекты, формой реализации которых является та или иная форма самодеятельной общности. Дело в том, что культура становится условием формирования и самореализации личности в том случае, если основой социокультурного поведения человека станет его творческая активность, внутренне детерминированная самодеятельность. Перевод общественных ценностей в личные невозможен без свободной самодеятельности человека, его “встречной” активности по усвоению общественных норм и идеалов. Лишь творческая индивидуальность гарантирует накопление культурных ценностей, их развитие и сохранение. И здесь роль самодеятельной общности трудно переоценить.
Есть и более формальный аргумент в пользу поддержки проектов социально-творческого характера — учитывая ограниченные материальные ресурсы и финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее вкладывать деньги в создание условий, стимулирующих образование различных самодеятельных объединений (национально-культурных центров, политических клубов, коллективов художественной самодеятельности и т.п.). В таком случае поддерживаемые социокультурные образования сами становятся инициаторами и исполнителями общественно значимых проектов и программ.
Структура и содержание разделов социально ориентированного проекта.
Предпочтение данному типу целевого проекта (и соответствующей логике разработки) отдается в том случае, если определен носитель социально-культурных проблем — вполне конкретная социальная группа, и при характеристике данной аудитории преобладает личностная проблематика.
1 Раздел — название проекта.
2 раздел — аудитория. В этом разделе дается характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той категории или социальной группы, которой адресована программа. Причем, в данном типе проектов определяющим является характер социально-психологических проблем. Изучение интересов и потребностей потенциальной аудитории проекта имеет смысл при разработке программ, финансируемых самим населением (платные мероприятия, услуги и пр.), т.е. коммерческих программ. По сути это предполагает зондаж потенциального рынка (а точнее – изучение спроса как готовности людей оплатить те или иные услуги), где будут реализованы те или иные виды товаров и услуг в сфере досуга.
Кроме анализа ведущих проблем и нереализованных потребностей, дополнительными характеристиками аудитории проекта являются: возраст, доход, семейное положение, профессия, образование, ценности, признаваемые этой группой как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности (в культуре, политике, искусстве и т.д.). На характер социально-культурных и личностных проблем оказывает влияние социальный статус человека, его семья, друзья, религиозные убеждения, уровень образования и другие факторы, которые формируют культуру человека, определяют его ближайшее социальное окружение.
3 раздел — сфера проектирования — характеристика группы социально-культурных проблем и определение на этой основе приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности. Здесь необходимо учитывать, что одна и та же группа личностных проблем может разрешаться с помощью различных по форме и содержанию видов социально-культурной деятельности — последние определяются по критерию значимости социально-культурной проблематики (значимости с позиции проектировщика, субъекта социальной педагогики, культурной политики и т.д.), носителем которой является аудитория проекта.
4 раздел — цели и задачи проекта, которые формулируются на основе анализа личностных и социально-культурных проблем.
Например, проект, адресованный семье и объединяющий родителей, испытывающих потребность в новых методах творческого развития личности ребенка, может быть направлен на повышение их педагогической культуры, кооперацию воспитательные усилий и возможностей семьи, создание условий для обмена педагогическим опытом, организацию воспитывающей и развивающей социокультурной среды.
Задачами проектов, аудиторией которых являются лица, нуждающиеся в социальной адаптации, могут быть: содействие социально-психологической адаптации человека; помощь в решении социально-психологических проблем, обретении социального статуса и чувства личностной значимости; укрепление социальных и межличностных связей, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам района, города; социальная реабилитация инвалидов средствами искусства (за счет использования терапевтических возможностей различных видов и жанров искусства); создание условий для самореализации детей-инвалидов в сфере досуга; изменение отношений учреждений и властей к проблеме инвалидов; формирование оптимального общественного климата, создающего атмосферу психологического комфорта и благоприятного самочувствия; содействие средствами искусства процессу социальной реабилитации детей и подростков, имеющих личностные проблемы; обучение детей и взрослых навыкам социальной работы, искусству помогать людям.
Мы видим, что большинство задач проектов, адресованных группам населения, нуждающимся в социально-психологической адаптации, соответствует наиболее актуальным проблемам двух областей социокультурного проектирования: социально-психологической и духовно-нравственной.
5 раздел — форма реализации проекта. Как и в первом типе, формой реализации проекта может быть, во-первых, та или иная форма самодеятельной общности (общественное объединение, фонд, клуб, ассоциация и т.д.). Но есть и специфические формы реализации, которые могут быть обусловлены спецификой аудитории и характером решаемых задач. Например, для лиц, нуждающихся в социальной адаптации, в частности, для детей родителей-переселенцев, проекты могут осуществляться в форме организации социально-адаптационных программ, включающих психологический тренинг, социально-педагогические игры, спортивно-оздоровительную и коррекционную гимнастику и др. Инвалидам могут быть адресованы такие проекты как “Библиотека на дому”; ”Клуб социальной помощи”; Школа детского милосердия ”Надежда”; ”Телефон доверия”, “Мы все можем” (фестиваль искусств детей-инвалидов); “Дом без одиночества” (в рамках этого проекта здоровые дети проводят занятия с детьми-инвалидами дома — помогают освоить школьную программу, обучают ремеслам и т.д.).
6 раздел — содержание деятельности. Его можно оформить по такой же схеме, как и в проектах первого типа: