Файл: Markov_A_P__Birzhenyuk_G_M__Osnovue_sociokul.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 568

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования

1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования

1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования

1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)

1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования

1.6. Принципы социально-культурного проектирования

Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа

2.2. Понятие и структура ситуации

2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)

2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации

Экологическая культура

2.5. Типы проблем и технология их анализа

2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования

2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений

2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем

Тематика практических занятий

Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.

Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.

Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).

Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.

Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ

3.1. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ

3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры

Глава 4. Методика формирования целевых проектов

4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере

4.2. Логика и технология организационного проектирования

4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов

1 Раздел — название проекта.

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ

Тематика ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.

Тема 2. Технология разработки оргпроектов.

Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования

5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования

5.2. Проективные возможности инновационных игр

5.3. Принципы игрового проектирования

5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр

5.5. Опыт организации инновационной игры по разработке городской програаммы поддержки и развития культуры

Тематика Практических заданий:

Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ

6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)

6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ

6.3. Внебюджетные источники финансирования

- организацию общ. приемных для оказания юрид. помощи населению;

- юридическое просвещение работников СМИ,

- повышение правовой культуры лиц, осуществляющих правозащитную деятельность.

Предпочтение при оценке заявок в данном конкурсе будет отдано проектам, осуществляемым при участии студентов старших курсов юридических вузов.

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВ. ТЕРРИТОР. САМОУПРАВЛЕНИЯ»

В конкурсе могут принять участие органы общественного территор. самоуправления (советы, комитеты к др.), которые находятся на любом этапе юрид. оформления (регистрации).

Приоритетными являются проекты, направленные на:

  1. Участие в решении вопросов, затраг. интересы жителей в коммунально-бытовой и иных сферах жизни населения конкр. территории;

  2. Взаимодействие органов общ. терр. тамоуправления с гос., Муниципальными, коммерч. и др. организациями в целях развития и обустройства территории;

  3. Развитие правовой базы общ. территор. самоуправления и распространение имеющегося положит. опыта практ. деят-сти;

  4. Содействие повышению 1)правовой грамотности и 2)соц. активности населения в целях развития общ. территор. самоуправления.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ LIEN (В ПОМОЩЬ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ НАСЕЛЕНИЯ)

Программа LIEN, осуществляемая в рамках программ Тасис и Фаре в помощь неблагополучным категориям населения, разработана Европейской Комиссией и обращена к неправит. организациям, работающим в социальной сфере.

Цели программы LIEN

1. Стимулирование деятельности и расширение возможностей некоммерческих организаций, работающих в соц. сфере, оказывающих помощь неблагополучным категориям населения.

2. Развитие обмена и сотрудничества между НО различных стран-участниц программ ФАРЕ и ТАСИС.

3. Содействие в реинтеграции группам населения, испытывающим потребность в соц. адаптации (профессиональная, медицинская, духовная, физическая реабилитация и др.).

Целевые группы, включенные в сферу действия программы: безработные (и особенно безработные женщины, испытывающие трудности с устройством на работу и имеющие ограниченный доступ к учреждениям здравоохранения и социального обеспечения - с целью улучшения материального положения и повышения их социального статуса, а также расширения возможностей получения ими общего и профессионального образования; женщины, являющиеся жертвами жестокого обращения; представители национальных меньшинств; инвалиды; престарелые; бездомные; беспризорные дети; наркологические больные, больные спидом и вирусоносители; жертвы насилия и репрессий и т.д.


Проект должен быть представлен, как минимум, двумя неправительственными организациями из разных стран, одна из которых находится в стране, включенной в сферу действия программ Фаре и Тасис.

Участниками проекта могут быть только неправительственные организации, не осуществляющие коммерческой деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Критерии оценки

Оценки членов

команды

Коллективные оценки команд

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1.Заслуживает первоочередного финансирования

2.Может быть реализована при наличии средств

3.Есть смысл реализовать при наличии внебюджетных источников

4.Не имеет смысла финансировать в данное время из каких-либо источников

5.Нет оснований финансировать вообще


Порядок работы:

Каждый член команды изучает содержание полученных проектов и выставляет в соответствующей графе + или — .

При подсчете результатов экспертизы порядковый номер критерия умножается на число знаков + в строке и все суммируется. Победителем является член команды, набравший наименьшую сумму.


Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования

Основные дидактические единицы. Понятие “деловая игра”. Типология игр и их проективный потенциал. Инновационные игры как средство решения проектных задач. Принципы игрового проектирования. Логика решения проектных задач в игровом процессе, позиционно-ролевая структура состава участников, организационное обеспечение игры и использование специфических игротехнических методик как условие реализации проективных возможностей ИНИ.

5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования

Социально-культурное проектирование с полным основанием можно отнести к категории сложных наукоемких технологий, интегрирующих в себе методы целого ряда наук и одновременно располагающее собственными проектными средствами.

Как уже отмечалось выше, в процессе социально-культурного проектирования необходимо всесторонне продиагностировать проблемы, определив одновременно их источники и характер, найти и проработать различные варианты решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов, оценив возможные последствия реализации каждого из вариантов, выбрать наиболее оптимальное решение и оформить его в виде проекта, наконец, разработать механизмы внедрения проекта в социальную практику и материально-технические, финансовые, правовые условия, обеспечивающие его реализацию1.

Объект социально-культурного проектирования в последние годы чрезвычайно усложнился, поскольку сложившиеся в прошлые десятилетия административные и организационные структуры, где вертикальные связи преобладают над горизонтальными, все менее соответствуя складывающейся динамичной ситуации. Они не обладают необходимым запасом "пластичности" не только для поддержки и развития складывающиеся естественным путем социальных процессов, новых организационных (в том числе и общественных) структур, но и для адекватного их восприятия. Фактом последних лет стало не только внедрение различных новшеств, но и одновременное усиление действия бюрократических и других сдерживающих механизмов.

Социально-культурное проектирование, которое не только осуществляется в этих условиях, но и вынуждено учитывать их в разрабатываемых проектах, в поисках технологий, максимально соответствующих задачам и специфике этого процесса, совершенно закономерно обратилось к игротехническим методам.


Под деловой игрой принято понимать метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях в форме игры по заданным правилам группы людей или человека с компьютером в режиме интерактивного диалога. Деловые игры широко применяются в обучающих, хозяйственных и научно-исследовательских целях. Часто они используются в ситуациях, когда другие методы неприемлемы из-за трудностей экономического и организационного характера (например, т.н. “штабные учения” в армии), когда реальное воздействие на объект может привести к негативным и неисправимым последствиям (в педагогике, экологии) и т.д. Не случайно в специальной литературе часто применяется термин “игровое моделирование”, поскольку он подчеркивает проектные возможности деловых игр.

В существующих многообразных определениях деловых игр также часто вычленяется именно ее проектно-моделирующая сущность. Так, Ю.С.Арутюнов считает, что деловую игру можно рассматривать как область деятельности и научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач2.

Привлекательность деловой игры как одной из эффективных технологий социально-культурного проектирования определяется ее объективными возможностями.

Во-первых, в игре происходит встреча и взаимодействие участников, выступающих как носители различных, порой прямо противоположных интересов, оперирующих сырьевыми, материально-техническими, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. В процессе принятия индивидуальных и совместных решений на основе обратной связи с партнером по деловой игре вырабатывается некая модель оптимального решения и одновременно апробируются ведущие к нему пути.

Во-вторых, игра по своей природе носит импровизационный характер. Возникающие ситуации часто непредсказуемы, любое решение, принимаемое участником игры, основано на его собственной трактовке происходящего, предшествующем опыте и коррективах, вызванных действиями других участников. В силу этого деловая игра, независимо от ее конкретной формы и поставленной организаторами цели, реализует функции самообучения и самоорганизации.

В-третьих, в игре воспроизводится не материально-техническая, а информационно-процедурная сторона процесса любой реальной управленческой деятельности. Каждая деловая игра, несмотря на все различия целей, строения, правил и т.д., имеет информационную структуру, обусловливающую способы коммуникации между ее участниками. Творческая деятельность участников игры состоит в отыскании на основе имеющейся информации проблемы и выработке способов ее решения. В этой связи деловая игра выступает как действенная и специфическая форма познавательной деятельности.