ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 603
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования
1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования
1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования
1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)
1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования
1.6. Принципы социально-культурного проектирования
Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации
2.1. Сущность проблемно-целевого анализа
2.2. Понятие и структура ситуации
2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации
2.5. Типы проблем и технология их анализа
2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений
2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.
Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).
Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.
Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ
3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ
3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры
Глава 4. Методика формирования целевых проектов
4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере
4.2. Логика и технология организационного проектирования
4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов
4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ
Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.
Тема 2. Технология разработки оргпроектов.
Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования
5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования
5.2. Проективные возможности инновационных игр
5.3. Принципы игрового проектирования
5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Тематика Практических заданий:
Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ
6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)
6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ
Самостоятельным направлением такой программы может стать организация физкультурно-оздоровительных групп “Движение и здоровье” (ритмические движения с использованием элементов танца, гимнастики). Опыт организации такого рода групп показывает, что в результате существенно улучшается ощущение своего тела, уменьшается психологическая тревожность, появляется раскованность, улучшается контакт и устанавливаются дружественные и доверительные отношения с членами группы.
— “Искусство и здоровье” — вовлечение лиц пенсионного возраста в работу коллективов художественной самодеятельности, групп гимнастики, танца, объединений народных ремесел; организация дискуссионных групп, предметом интереса которых может быть любой вид или жанр искусства. Искусство здесь не является самоцелью, а служит средством выстраивания внутреннего мира личности, повышения психической культуры. Например, участники объединения любит изобразительного искусства доступными способами выражают на бумаге свои мысли, чувства, эмоции, желания — каждый рисует то, что он видит внутренним зрением. Затем идет групповое обсуждение, анализ и интерпретация рисунков, раскрывается символическое значение полученных образов. Подобное обращение к искусству дает возможность заполнить досуг даже тем лицам, которые не владеют навыками исполнительства.
— ”День за городом” — программа предполагает выезд на природу и активное участие пожилых в различных конкурсных и спортивных мероприятиях, художественном творчестве, она предоставляет возможность общения с природой и друг с другом, создает условия для плодотворного отдыха и приобретения новых друзей. Примерный перечень занятий: рыбная ловля, катания на лодках, велосипедах, плавание, рисование, лепка, кормление и наблюдение за птицами, разведение костра, игра в карты, шарады, приготовление пищи, различные ремесла (резьба по дереву, вязание, плетение корзины и др.), танцы, хоровое пение, интеллектуальные игры (шарады, викторины, конкурсы, дискуссии), игры, фотография, охота, прогулки по историческим местам, спортивные игры, рассказывания истории и др.).
— ”Активный досуг” — организация системы мероприятий и конкурсов (“А ну-ка, бабушки”) с рассказыванием народных сказок, пословиц, исполнением частушек, колыбельных песен, демонстрацией мод, самостоятельно созданных детских игрушек и др.).
— ”Живая история” — организация выставок старинных фотографий, альбомов, писем, стихов, демонстрация мод прошлых времен, проведение литературных вечеров с устными воспоминаниями о художественной жизни и традициях предыдущих поколений, культурно-исторических эпох.
Кроме того на базе культурно-досуговых центров и библиотек могут проводиться тематические вечера (например, "Рождественские встречи", "Мелодии фронтовых лет", "Ностальгические посиделки"), создаваться объединения по интересам — клубы любителей путешествий, садоводов, домохозяек, любителей природы, птицеводов, любителей игры в бридж и др. Целесообразно также создавать консультационные службы, выпускать бюллетени “Новостей”, содержащие информацию о здоровье, питании, путешествиях, спорте, книгах, информацию о деятельности местных общественных организаций, кинотеатров, парков и т.д.
Обозначенные выше идеи проектов и программ могут быть успешно реализованы при условии создания по месту жительства специализированных и многофункциональных социально-культурных центров для пожилых, которые включали бы площадки для общения, пассивного и активного отдыха, комнаты для различных курсов и кружков, залы для проведения собраний, врачебные и процедурные кабинеты и др. Финансирование такого центра могло бы осуществляться не только из местного бюджета, но и за счет средств, выделяемых различными фондами, общественными организациями, коммерческими структурами, церковью и т.д. Например, подобный центр в ФРГ предлагает своим посетителям оздоровительные мероприятия, бальные танцы, игру в бридж, разнообразные программы обучения: основам рисования и живописи, изготовления керамических изделий, резьбы по дереву и др.
Лица с ограниченными функциями: направления и методы социокультурной реабилитации и адаптации1. Характерная для этой категории проблемная ситуация заключается прежде всего в социально-психологической неадаптированности инвалидов, их отверженности социумом и возникающих на этой почве чувства тревожности, незащищенности, комплекса неполноценности. Основной источник этих проблем — определенные нарушения, ограничивающие возможности человека (трудности, связанные с контролем за своим поведением, ограниченные способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, способности самостоятельно ориентироваться в окружающей среде, осуществлять трудовую деятельность, устанавливать оптимальные контакты с другими людьми и др.).
Но есть и другая сторона проблемной ситуации — негативное отношение здоровых людей к инвалидам. Исследования американских социологов показывают, что отношения эти носят характер “доминирования-подчинения” и порождают противоречивые чувства — с одной стороны, неприятие или даже враждебность, с другой — симпатию и сочувствие. Поэтому программы для этой категории должны носить прежде всего социально и психолого-реабилитационный характер. Методология их формирования — не изоляция, а социальная интеграция, включение человека в различные виды и сферы общественной деятельности и социальные институты (путем формирования социальных навыков, отработки правил и норм общения); изменение отношений здоровых к лицам с физическими и психическими недостатками.
Программы для инвалидов могут иметь различную направленность1:
— Программы психологической реабилитации. Основной целевой установкой таких программ является формирование психологических качеств и способностей, обеспечивающих мотивационную готовность и успешность человека в различных сферах деятельности, и прежде всего в образовательной и трудовой.
Основными задачами таких программ являются:
— восстановление и развитие интеллектуальных функций (психомоторики, памяти, интеллекта, мышления и др.);
— снижение уровня локальных эмоциональных расстройств (возбудимости, тревожности, эмоциональной неустойчивости и т.д.);
— развитие навыков и способностей к волевым усилиям и психической саморегуляции;
— повышение коммуникативной культуры личности (развитие коммуникативных навыков, оптимизация отношений в семье, расширение круга интересов, формирование социальных ценностных ориентаций);
— формирование адекватного отношения к собственному “Я” (адекватной самооценки, понимания своих проблем и возможностей);
— развитие навыков творческого самовыражения и принятия решений, потребности в самореализации в социально значимых формах.
В процессе разработки психолого-реабилитационных программ необходимо определить целевые установки и задача проекта в зависимости от функционального состояния, имеющихся нарушений и ограничений, возрастного этапа развития, а также реабилитационных возможностей планируемых в рамках проекта средств и методов.
Психолого-реабилитационные программы могут включать такие методы и способы организации аудитории как психологический тренинг (аутотренинг, тренинг креативности, коммуникативный тренинг и др.), психотерапию (в том числе семейную), игротерапию (сюжетно-ролевые, спортивные, диагностические, дитактические, вербальные и другие игры), арттерапию, библиотерапию (как один из ее вариантов — сказкотерапию), психологические консультации и др.
Социально-реабилитирующие программы решают задачи успешной социализации детей с ограниченными возможностями путем включения их в различные формы внеобразовательной социокультурной практики, способствуют социально-средовой и социально-бытовой адаптации в зависимости от имеющихся нарушений и ограничений жизнедеятельности, содействуют наиболее эффективной подготовке к труду и самостоятельной жизнедеятельности (включая формирование навыков самообслуживания), развивают пространственно-временные представления (социально-бытовая ориентировка, ориентация в пространстве), расширяют социальные связи человека со средой (например, посредством включения ребенка в деятельность общественных организация, учебно-воспитательных, спортивных и культурно-досуговых учреждений).
Одной из форм выработки навыков взаимодействия с социумом может стать социально-психологический тренинг, в рамках которого проигрывается активная роль инвалида в общении с другим человеком, обсуждается его положение в обществе, формируется положительная “Я-концепция”, обретается уверенность в себе; происходит отработка социальных навыков и специфических социальных умений: поиск работы, взаимоотношений в семье, дружба, ухаживание и т.д.
Вторая группа задач в рамках социально-реабилитирующих программ должна быть ориентирована на здоровых людей — формирование у них соответствующей установки по отношению к инвалидам (т.е. научить принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками; изменить установку здоровых людей, придать ей позитивный характер). В рамках такого рода программ можно предусмотреть специальные уроки в школах, которые будут включать наблюдение и помощь инвалидам, общение с ними, вхождение в их ситуацию (например, здоровые дети двигаются с закрытыми глазами, примеряют ортопедическую обувь, пробуют освоить книги для слепых и др., после чего проводятся дискуссии, дети описывают свои переживания). За рубежом практикуется создание кукольных театров, в которых часть персонажей представлена куклами-инвалидами. Задача таких спектаклей — передать детям убеждение, что инвалид имеет право быть принятым в общество таким, какой он есть.
Профессионально-ориентационные и реабилитационные программы обеспечивают адекватное профессиональное самоопределение (выбор профессии в соответствии с индивидуальными возможностями личности и запросами общества); формируют ценностные ориентации, мотивы и установки по отношению к определенным видам профессиональной деятельности, воспитывают трудолюбие, развивают инициативу, предприимчивость, творчество.
Например, проект “Выбор профессии” решает задачи профессионального самоопределения детей с различного рода отклонениями в развитии, помогая человеку понять себя, свои сильные и слабые стороны, интересы и ценности, уровень способностей и границы возможностей, определить перспективы профессионального образования и трудовой жизни в целом. Формы и содержание деятельности в рамках проекта выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить пять аспектов личностного развития и профессионального самоопределения: а) “Образ “Я” — знание себя, своих качеств, способностей и возможностей, сильных и слабых сторон; б) “Мои социальные роли” — выработка позиций и адекватных ожиданий личности в отношении семьи, друзей, общества, трудовой деятельности; в) ”Работа” — моделирование вариантов максимально эффективного использования своего потенциала на рынке труда, возможных условий профессионального самоопределения и роста; г) ”Карьера” — осознание карьеры как способа достижения личного успеха и удовлетворенности трудом, как нелинейной модели продвижения по служебной лестнице, которая не исключает последовательную смену видов деятельности, профессий и даже мест работы, где периоды работы могут чередоваться с безработицей; д) “Изменение” — развитие качеств и способностей личности, обеспечивающих ее адекватную реакцию и успешную адаптацию к возможным изменениям, формирование навыков решения социальных и личностных проблем.
В рамках такой программы можно предусматривать практику-стажировку подростков на конкретных рабочих местах — в различных фирмах (помощник секретаря, лаборант, экспедитор), учреждениях образования (помощник психолога, социального педагога), здравоохранения и социальной защиты (санитар, сиделка, помощник социального работника), на производстве и в торговле (розничная продажа и торговля, обслуживание и ремонт).
Формами реализации программ, обеспечивающих профессиональное самоопределение и направленных на решение психофизических и социально-психологических проблем путем включения подростка в различные виды трудовой деятельности, могут быть:
— производственные мастерские при школьных учебно-производственных комбинатах (или непосредственно при коррекционных школах);
— предпринимательские мини-фирмы, участие в которых будет способствовать развитию навыков предпринимательской деятельности, приобретению опыта организации собственного дела;
— производственные кооперативы (в том числе и совместного труда с родителями, сверстниками, педагогами).
Профессионально-образовательные программы. Их основная задача — подготовка человека к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях рыночной экономики, помощь в овладении знаниями, умениями и навыками в области рекомендуемой профессии.
В качестве примера проектного решения такого рода задач можно привести программу “Технология”, которая сегодня вводится как в общеобразовательные, так и коррекционные школы. Программа включает основы экономики, менеджмента, бизнеса, маркетинга, предпринимательства. В рамках программы подростки знакомятся с наиболее распространенными и перспективными с точки зрения будущего трудоустройства технологиями — графикой, технологиями обработки ткани, пищевых продуктов, художественной обработки материалов, информационными, оформительско-дизайнерскими и строительными технологиями.
Рост числа инвалидов1, превращение их во все более значимую в количественном отношении социальную группу диктует необходимость поиска принципиально новых подходов к решению проблем социально-психологической и социально-культурной реабилитации инвалидов, актуальность разработки научно-обоснованных принципов, приоритетов и механизмов специализированной социокультурной политики в отношении данной группы населения, учитывающей ее количественные и качественные особенности, региональные возможности и специфику современной социокультурной ситуации2.