Файл: Bastrikov_Bastrikova_RYaiKR_biblioteka-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 376

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Казанский (приволжский) федеральный университет

Программа дисциплины «русский язык и культура речи»

Занятие 1

Тестовый тренинг

1) Твердо, 2) мягко.

Болезнь языка

Тестовый тренинг

Казнить или миловать

Тестовый тренинг

Мутантом можешь ты не быть?

Воздействие музыки

Задание 57. Определите жанр текста. Назовите функцию выделенных клише. Обратите внимание на библиографическое описание книги.

О регламентации смехопроизводства и упорядочении смехопотребления

Заявление.

6. Резюме

Типовые информационные блоки текста резюме

Петрова марина николаевна

Иванов павел фёдорович

Тестовый тренинг

Несколько слов об одном спектакле…

Задания к тексту:

Тестовый тренинг

Язык и личность

Тестовый тренинг

Самостоятельная работа № 2 Фразеологические единицы русского языка

Словник

Акцентологические нормы

Произносительные нормы

Орфографический минимум

Краткий словарь паронимов русского языка

Выборный – выборочный

Героический – геройский

Главный – заглавный

Деловитый – деловой – дельный

Дипломант – дипломат – дипломник

Доходный – доходчивый

Драматический – драматичный – драматургический

Дружеский – дружественный – дружный

Духовный – душевный

Единичный – единственный – единый

Заменить – подменить

Злобный – злой – злостный

Искусный – искусственный

Командированный – командировочный

Лирический – лиричный

Личностный – личный

Логический – логичный

Методический – методичный

Мифический – мифологический

Надеть – одеть

Натуралистический – натуралистичный – натуралистский – натуральный

Невежа – невежда

Опасливый – опасный

Практический – практичный

Предоставить – представить

Проблематический – проблемный

Романический – романтический – романтичный

Скрытный – скрытый

Стилевой – стилистический

Типичный – типовой

Трагический – трагичный

Факт – фактор

Целый – цельный

Эффективность – эффектность

Явный – явственный

Сокращения, принятые в библиографических описаниях и официально-деловых документах

Рекомендуемая и использованная литература

Оглавление

Задание 8. В каком пространстве приемлемы правила поведения, сформулированные в книге А.Пиза «Язык телодвижений»?

1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.

2. Не рекомендуется смотреть в упор на других.

3. Лицо должно быть совершенно беспристрастным – никакого проявления эмоций не разрешается.

4. Если у вас в руках книга или газета, вы должны быть полностью погружены в чтение.

5. Чем теснее в (каком пространстве?), тем сдержаннее должны быть ваши движения.

6. В (каком пространстве?) следует смотреть только на указатель этажей над головой.

Задание 9. Соотнесите описание жеста и его значение.

описание жеста

значение

1) прикосновение к уху, опускание век, передвижение, поворот всем корпусом в сторону двери

а) открытость

2) скрещенные руки

б) подозрительность и скрытность

3) собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками

в) защита

4) прикосновение к носу или его легкое потирание

г) размышление и оценка

5) партнер протягивает руки в вашу сторону, ладонями вверх, расстегивание пиджака

д) сомнение и неуверенность

6) «рука у щеки», «пощипывание» переносицы, почесывание подбородка и прищуривание глаз

е) несогласие

7) собирание несуществующих ворсинок с костюма

ж) нежелание слушать

Задание 10. Какие жесты используют телеведущий, спортивный судья, регулировщик, дирижёр, сурдопереводчик?

Задание 11. Какие утверждения правильные?

1. Культура речи человека символизирует его компетентность.

2. Повтор обращения только раздражает собеседника.

3. Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения.

4. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации о мире.


5. Невербальные сигналы используются в основном для передачи информации об отношениях участников коммуникации.

6. Вербальный сигнал несет больше информации, чем невербальный.

7. В официальном общении используются преимущественно стандартные невербальные сигналы.

8. Умеренная жестикуляция – признак воспитанности.

9. Дети и молодежь жестикулируют больше, чем взрослые.

10. Имидж необходим каждому человеку.

11.Имидж необходим только людям, ведущим публичный образ жизни.

12. Собеседнику надо преимущественно смотреть в глаза.

13. Собеседнику надо преимущественно смотреть в лицо.

14. Улыбчивого человека воспринимают как несерьезного.

15. Улыбчивого человека воспринимают как носителя положительных качеств.

Задание 12. К элементам каких разновидностей национального языка относятся выделенные слова и словосочетания?

1. Как-то раз Домна Платоновна спросила у меня:

– Ты Егупова полковника знаешь?

– Нет, не знаю.

– Ну как, чай, не знать! Красивый так, брюхастый: отличный мужчина. Девять лошадей под ним на войне убили, а он жив остался. В газетах писано было об этом (Н.С.Лесков. Воительница).

2. Как Лавровская деревня / Начинает богатеть: / Окна тряпкам затыкает, / Чтоб вороне не влететь (Частушка).

3. – Что ты вертишь туда-сюда?! Кокнешь, гицель этот потом мне всю печень выест, – сказала бабушка, застав меня в разгар эйфории.

– Да вот, разбираюсь… – снова небрежно сказал я и тоном человека, который во многом уже разобрался, добавил: – Тут как раз кнопка есть, если с музыки на другое что-нибудь переключать. Языком, например, заниматься…

– Вот это хорошо! – одобрила бабушка (П.Санаев. Похороните меня за плинтусом).

4. Пересекая быстрину, баркас двинулся к левому берегу. От хутора догоняли их гулкие на воде петушиные переклики. Чертя бортом черный хрящеватый яр, лежавший над водой урубом, баркас причалил к котловине. Саженях в пяти от берега виднелись из воды раскоряченные ветви затонувшего вяза. Вокруг него коловерть гоняла бурые комья пены.

– Разматывай, а я заприважу, – шепнул Григорию отец и сунул ладонь в парное зевло кубышки (М.А.Шолохов. Тихий Дон).


5. Из письма в редакцию:

«Хай, веселая компания! Это я, Настена Саврасова из Архангельска. Посоветуй мне, как в новогоднюю ночь выглядеть супер-пупер. Я учусь в 11-ом классе. Как-то глупо напяливать костюм Снежинки. Расскажи, пожалуйста, о новогоднем прикиде для челов 14-17 лет».

Задание 13. Проанализируйте ситуацию, описанную в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Скажите, получился ли разговор у Базарова с мужиком? Если нет, то почему? Базаров и мужик при общении использовали русский язык, но не понимали друг друга. Объясните, почему? Почему, когда заговорили два мужика, то сразу нашли общий язык?

Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. «Ну, – говорил он ему, – излагай свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, – вы нам дадите и язык настоящий, и законы». Мужик либо не отвечал ничего, либо произносил слова вроде следующих: «А мы могим... Тоже, потому, значит... какой положен у нас, примерно, предел». – «Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир? – перебивал его Базаров, – и тот ли это самый мир, что на трех рыбах стоит?»

– Это, батюшка, земля стоит на трех рыбах, – успокоительно, с патриархально добродушною певучестью, объяснял мужик. – А против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику.

Выслушав подобную речь, Базаров однажды презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрел восвояси.

– О чем толковал? – спросил у него другой мужик средних лет и угрюмого вида, издали, с порога своей избы, присутствовавший при беседе с Базаровым. – О недоимке, что ль?

– Какое о недоимке, братец ты кой! – отвечал первый мужик, и в голосе его уже не было следа патриархальной певучести, а, напротив, слышалась какая-то небрежная суровость, – так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин, разве он что понимает?

– Где понять! – отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах.

Задание 14. Среди общеупотребительных слов найдите эмоционально окрашенные слова.

Сад, берег, разгильдяй, дом, головушка, работяга, ветер, глубоко, умничать, крутой, лобастый, языкастый, ручища, ручей, тетрадь, старикашка, избенка, зимушка.


Задание 15. Охарактеризуйте языковые единицы, нарушающие литературные нормы.

«Любить» по-ростовски

Пишу к тебе, и слёзы льются,

Моя любов!

С женой за так не расстаются,

Покинув кров.

Пришла домой я с магазина –

Тебя же ж нет!

Куда умёлся, наверно, к Зины?

Простыл и след.

А я консервочку купила

За рубель пять

И макаронов, гля, сварила

Тебе ж опять!

Тебе обратно ж кило купила

Я помидор.

А тут, выходит, обходят с тыла?

Какой позор!

Зазря прибрала я вход парадный

И ждала час...

Где ж ты ушёл, мой ненаглядный?

В тоске я щас.

Ты б только глянул – понял бы сразу:

Пора домой!

Я ж красивей её в три раза,

Голуба мой!

А не вернешься – предупреждаю:

Иди совсем!

Я за тобою уж не страдаю,

Консерву – съем!

Задание 16. О каких литературных произведениях идет речь? Что лежит в основе комического эффекта?

«Беспрайсовая Лиза», «Ботанику – атас», «Спик о тусовке Гарика-милитариста», «Кидалы», «Кранты от мозгов».

Задание 17. Ознакомьтесь с комментарием сложных слов, объясните шуточную интерпретацию:

компромисс – девушка, на которую имеется компромат;

дарвинизм – практика получения взяток спиртными напитками;

страхолюдина – агент по страхованию людей;

заморыш иностранец;

держиморда – шея;

глюкоза – коза-наркоманка;

фортепьяно – сильное опьянение.

Задание 18. Перепишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Текст 1

Что такое язык? В словаре Даля соответствующая статья начинается с формулировки которая всегда очень мне нравилась (М,м)ясистый снаряд во рту служащий для по(д,т)кладки зубам пищи для Ра(з,с)познания вкуса её а так(же) для словесной речи или у животных для отдельных звуков <...>.

В совреме(н,нн)ой лингвистике проводится четкое ра(з,с)граничение понятий язык и речь. Язык (знание языка) существует в сознании говорящих речь существует в звуковой или письме(н,нн)ой форме. Речь каждый ведёт о своем и (по)своему и у кого(то) речь может быть бе(з,с)грамотной или (косно)язычной а язык в данном случае русский наше общее достояние.


Многие наши соотечестве(нн,н)ики считают что настоящего русского языка уже и нет (во)все что он погиб под натиском иностра(нн,н)ых слов и блатного жаргона. Что можно сказать на это? Прежде всего следует чуть успокои(ться,тся). Если мы (не)нуждаемся в словаре что(бы) читать Толстого и Чехова значит русский язык жив. Тот факт что среди наших совреме(нн,н)иков много бе(з,с)грамотных людей очевиден но ведь так было всегда. Человек который постоянно пересыпает свою речь иностра(нн,н)ыми словами или (не)цензурными выражениями канцелярскими оборотами или словами паразитами засоряет именно свою речь делает её (не)приятной или (не)вразумительной но язык здесь (ни)(при)(чём) пока есть другие люди умеющие им пользова(ться,тся). Язык явление социальное а (не)индивидуальное.

Ф.Достоевский в «(Д,д)невнике писателя» за 1873 год ра(з,с)суждает о языке п(ъ,ь)я(нн,н)ых и говорит что язык этот «просто-напросто название одного нелексико(нн,н)ого существительного». Он ра(з,с)сказывает о случайно услыша(нн,н)ом им на улице разговоре «шест(е,и)рых п(ъ,ь)я(нн,н)ых мастеровых» о разговоре который весь состоял из повторения с разными интонациями одного (не)входящего в словари (лексиконы) то есть (не)цензурного слова. Стоит(ли) из этого наблюдения заключать что русский язык погиб уже во второй половине XIX века?

У слова язык есть ещё множество значений среди которых заслуживает упоминания такое (по Далю) «(Н,н)арод земля с (одно)племе(н,нн)ым населеньем своим с одинаковою реч(ъ,ь)ю». Отечестве(н,нн)ая война 1812 года осталась в истории в народной памяти как «нашествие дванадесяти (или двухнадесяти) языков». Обратите внимание на ударение. В восемнадцатом веке и в начале девятнадцатого ударение в косвенных падежах и во множестве(н,нн)ом числе слова язык в этом значении и в значении ‘речь’ падало на основу: язЫк язЫком язЫки язЫками и т.п.

Сегодня такое ударение (язЫки, язЫками) сохраняе(ться,тся) лишь при употреблении слова в архаическом значении ‘народ’ главным образом в выражении «дванадесять языков означающ(е,и)м (Н,н)аполеоновское войско. Во всех остальных случаях надо говорить языкА, языкИ, языкАми и т.д. с ударением на окончании: изучать иностра(н,нн)ые языкИ, как корова языкОм слизнула, разведчики взяли языкА и т.п.

А вот прилагательное от слова язык в разных значениях образуется (по)разному. Если речь идёт о «мясистом снаряде во рту» то соответствующее прилагательное — языкОвый например «языкОвая колбаса» или язЫчный например «язЫчная кость». Если же речь идёт о человеческой речи то надо говорить языковОй например «языковАя политика» «языковОй про­цесс» «языковЫе явления» (По П.А. Клубкову).