Файл: Bastrikov_Bastrikova_RYaiKR_biblioteka-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 405

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Казанский (приволжский) федеральный университет

Программа дисциплины «русский язык и культура речи»

Занятие 1

Тестовый тренинг

1) Твердо, 2) мягко.

Болезнь языка

Тестовый тренинг

Казнить или миловать

Тестовый тренинг

Мутантом можешь ты не быть?

Воздействие музыки

Задание 57. Определите жанр текста. Назовите функцию выделенных клише. Обратите внимание на библиографическое описание книги.

О регламентации смехопроизводства и упорядочении смехопотребления

Заявление.

6. Резюме

Типовые информационные блоки текста резюме

Петрова марина николаевна

Иванов павел фёдорович

Тестовый тренинг

Несколько слов об одном спектакле…

Задания к тексту:

Тестовый тренинг

Язык и личность

Тестовый тренинг

Самостоятельная работа № 2 Фразеологические единицы русского языка

Словник

Акцентологические нормы

Произносительные нормы

Орфографический минимум

Краткий словарь паронимов русского языка

Выборный – выборочный

Героический – геройский

Главный – заглавный

Деловитый – деловой – дельный

Дипломант – дипломат – дипломник

Доходный – доходчивый

Драматический – драматичный – драматургический

Дружеский – дружественный – дружный

Духовный – душевный

Единичный – единственный – единый

Заменить – подменить

Злобный – злой – злостный

Искусный – искусственный

Командированный – командировочный

Лирический – лиричный

Личностный – личный

Логический – логичный

Методический – методичный

Мифический – мифологический

Надеть – одеть

Натуралистический – натуралистичный – натуралистский – натуральный

Невежа – невежда

Опасливый – опасный

Практический – практичный

Предоставить – представить

Проблематический – проблемный

Романический – романтический – романтичный

Скрытный – скрытый

Стилевой – стилистический

Типичный – типовой

Трагический – трагичный

Факт – фактор

Целый – цельный

Эффективность – эффектность

Явный – явственный

Сокращения, принятые в библиографических описаниях и официально-деловых документах

Рекомендуемая и использованная литература

Оглавление

Мутантом можешь ты не быть?

На недавнем международном форуме экологических организаций была поднята проблема безопасности питания. Она включала в себя такие пункты, как высокий уровень радиоактивного заражения продуктов, их канцерогенность, а также – трансгенность.

Трансгены, или, по-другому, генетически модифицированные продукты, сегодня широко распространены на российском рынке. Лабораторные тесты, проведенные независимыми экологическими экспертами, показали, что около 60-75 процентов экспортируемого в Россию съестного содержит крайне вредные компоненты. Причем производятся эти консерванты и напитки на таких известных иностранных фирмах, как Данон, Кока-кола, Хершис, Нестле, Макдоналдс и другие.

Что же такое «генетическая модификация», коль скоро мы уже выяснили, с чем ее едят? Это понятие означает, что в естественный набор генов организма искусственным путем был введен чужеродный ген. Например, обработанный таким образом картофель содержит ген... подснежника. В результате мутированный овощ приобретает новые полезные свойства типа суперморозоустойчивости. Но, увы, не только их.

Многочисленные исследования свидетельствуют – трансгенная продукция может представлять серьезную опасность как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Еще в апреле 1998 года Арпад Пуштаи из научно-исследовательского института Роуэтт (Великобритания) заявил, что эксперименты выявили необратимые изменения в организме крыс, которых он кормил генетически модифицированными продуктами.

Из чего человечество цивилизованной части планеты в очередной раз сделало вывод: что для крыс и немцев – смерть, для русского – в самый раз.

Владельцы супермаркетов пищевым ширпотребом со своих прилавков однозначно не питаются, оставляя его для тех же обездоленных и нищих «широких масс трудящихся», которым все равно от чего помирать – с голоду или от немаркированных супов под красивым ярлыком с изображением Александры и Софьи. К последнему патентованному способу самоубийства активно склоняет их и реклама, где разодетая в пух и прах новорусская семья с восторженными повизгиваниями поглощает изготовленный из порошка американский бульон фирмы «Роллтон», коим ни один уважающий себя американец не посыпал бы даже кашу для любимой собаки.

Госдума вроде бы опомнилась и собирается поддержать неправомочный в юридическом плане Госсанэпиднадзор, даже усилить и расширить вынесенные им положения – уже готов и наверняка будет утвержден Закон об обязательной и всеобщей маркировке путем обозначения на этикетках и на штрих-кодах абсолютно всех данных о генетической опасности продукта. Ответственность – вплоть до уголовной.


Задание 56. Прочитайте текст. Определите функциональные особенности текста. Составьте схему текста. Какой композиционный элемент отсутствует в тексте?

Воздействие музыки

Лечение музыкой в последнее время чаще стало привлекать внимание врачей многих специальностей, поскольку медики отметили благотворное влияние ее на психоэмоциональное состояние больного и на течение болезни – музыколечебный эффект.

Психоэмоциональный эффект воздействия музыки можно проследить на примерах индивидуальных реакций на нее. Во время прослушивания у одних, например, соната Бетховена может вызвать полную релаксацию (расслабление, покой), но у других, наоборот, возбуждение, беспокойство, а у эпилептиков – очередной припадок болезни.

В настоящее время медики-музыкотерапевты установили, что музыка Моцарта воздействует успокаивающим образом, Малера – вызывает депрессию, а Вильямса – враждебность и драчливость.

Американские психиатры гордятся музыколечебным эффектом.

У детей-молчунов (патологическая афазия) благодаря музыкальным урокам удается в достаточно короткое время улучшить моторику речи и добиться их разговорного общения. Наоборот, у детей и взрослых, страдающих эхолалией (непроизвольное повторение слов и фраз, услышанных от окружающих), музыкальные «процедуры» быстро снимают этот симптом навязчивой болтовни.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – немецкий композитор.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор.

Густав Малер (1860-1911) – австрийский композитор.

Альберто Вильямс (1862-1952) – аргентинский композитор, основоположник национальной композиторской школы.


Задание 57. Определите жанр текста. Назовите функцию выделенных клише. Обратите внимание на библиографическое описание книги.

Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА, 2006. – 560 с.

Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи, содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. В основе издания лежит принципиально новая теоретическая концепция культуры речи. Книга учит говорить не только правильно, но и выразительно, используя умело и по назначению разные речевые стили. Особое внимание уделяется культуре публичного выступления, спора, профессионального общения. В книге даны сведения о риторических учениях, широко распространенных в дореволюционной России.

Во второй раздел книги – хрестоматию по культуре речи – включены тексты, представляющие современный образцовый литературный язык в его основных функциональных разновидностях.

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов и факультетов, а также для всех, кто любит, изучает русский язык и стремится овладеть высокой культурой речи.

Задание 58. Прочитайте фрагмент реферата. Сравните аннотацию и реферат как жанры научного стиля. Обратите внимание на клише и композицию вторичного текста.

Работа В.Л. Марищука и В.И. Евдокимова посвящена проблеме изучения саморегуляции человека в условиях стресса. В соответствии с современными представлениями авторы различают: а) эв-стресс, способствующий успешности различной профессиональной и спортивной деятельности, не оставляющий особых патологических последствий; б) ди-стресс, характеризующийся не только максимальной мобилизацией резервов, но и возможными деструктивными патологическими последствиями.

В работе приведены интересные экспериментальные данные о динамике функционального состояния лыжников в ходе напряженных физических тренировок и ответственных соревнований. Результаты проведенных исследований еще раз доказывают ранее сделанный В.Л. Марищуком вывод о том, что у спортсменов в ходе высоких тренировочных нагрузок могут значительно падать иммунные свойства. Это проявлялось в резком понижении количества гамма-глобулина в крови, что В.Л.Марищук в свое время назвал «функциональным СПИДом». Исследователи считают, что аналогичное состояние возможно и у специалистов, работающих в выраженных экстремальных условиях.


Авторы объясняют причины ошибочных заключений и неадекватных оценок событий и фактов в условиях сильных эмоций с новых психофизиологических позиций. В этом они опираются на положения учения А.А.Ухтомского о доминанте.

Ученые предлагают различные методики преодоления чрезмерного эмоционального напряжения в условиях стресса, описывают оригинальные новые методики управления своими эмоциями.

Задание 59. Вставьте пропущенные слова.

1. В реферируемой статье … явление затмения солнца.

2. В работе … опыт проведения социологических опросов среди студентов.

3. Автор … критике теорию известного ученого, … свои примеры и доказательства.

4. В своей работе автор, … состояние современной филологии, проводит параллель с наукой XIX века.

5. … свой первый тезис, автор переходит к рассмотрению следующей проблемы.

6. Функции международного права … в статьях Н.К. Кудряшова и Б.Н. Логинова.

7. Данные статьи … целостное представление читателю о международном праве.

8. Искусство пения, … это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.

9. Выводы автора … на экспериментальном материале.

10. … экспериментов Блэкмен сделал серьёзные выводы.

Задание 60. Выберите правильный ответ.

1. Появление человека – огромный … в развитии живой природы.

а) прыжок б) скачок в) переход

2. Европейская корюшка … в прибрежных морях Европы.

а) населяет б) обитает в) распространяет

3. Скорпионы … своё потомство на спине.

а) перевозят б) переводят в) переносят

4. … бактерии могут попасть в кровь человека через царапину.

а) Больничные б) Болезнетворные в) Больные

5. Наличие растительного покрова … почву от эрозии.

а) предохраняет б) сохраняет

Задание 61. Отметьте ошибочные формы и исправьте предложения.

1. Автор отличает симптомы фарингита и катаральной ангины.

2. Книга дает современное представление о клетке.

3. В книге В.В.Батыгина написано более 900 задач, рассматривающие различные разделы классической электродинамики и специальной теории относительности.

4. При применении фотопластинки или других преемников излучения сравнение с невооруженным глазом, очевидно, невозможно, зато можно говорить о мощности одной системы сравнительно с другой. Вот такими словами автор заканчивает свою статью.


5. В конце XVIII века микроскопия постепенно стала падать.

Задание 62. Отредактируйте текст выступления студента на семинаре по курсу «Концепции современного естествознания».

Слушайте внимательно. Рассказываю сегодня о пираньях. Пираньи – жутко кровожадные зверюги. Живут в Амазонке и впадающих в нее речушках. Их еще зовут «рыбы-волки». Пираньи чертовски опасны, потому как зубы у них как бритва. Стая этих малявок в три плевка может слопать здоровенного быка. Говорят, что 19 сентября 1981 года 300 граждан были в один присест сожраны пираньями, после того как набитое народом пассажирское судно потонуло у причала бразильского порта Обидос. Тамошние индейцы говорят, что «три пираньи – это уже один здоровенный крокодилище».

Задание 63. Определите функциональный стиль текста, укажите стилевые черты. Передайте содержание, используя нейтральную лексику.

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща и ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в это время претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу, ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, ... причем в ходе своего выступления занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

Вот так у нас порой еще допускается необоснованная порча хорошего настроения (О.Любченко).

Задание 64. Найдите черты официально-делового стиля в данном тексте. За счет чего создается в них комический эффект?