Файл: Bastrikov_Bastrikova_RYaiKR_biblioteka-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Казанский (приволжский) федеральный университет

Программа дисциплины «русский язык и культура речи»

Занятие 1

Тестовый тренинг

1) Твердо, 2) мягко.

Болезнь языка

Тестовый тренинг

Казнить или миловать

Тестовый тренинг

Мутантом можешь ты не быть?

Воздействие музыки

Задание 57. Определите жанр текста. Назовите функцию выделенных клише. Обратите внимание на библиографическое описание книги.

О регламентации смехопроизводства и упорядочении смехопотребления

Заявление.

6. Резюме

Типовые информационные блоки текста резюме

Петрова марина николаевна

Иванов павел фёдорович

Тестовый тренинг

Несколько слов об одном спектакле…

Задания к тексту:

Тестовый тренинг

Язык и личность

Тестовый тренинг

Самостоятельная работа № 2 Фразеологические единицы русского языка

Словник

Акцентологические нормы

Произносительные нормы

Орфографический минимум

Краткий словарь паронимов русского языка

Выборный – выборочный

Героический – геройский

Главный – заглавный

Деловитый – деловой – дельный

Дипломант – дипломат – дипломник

Доходный – доходчивый

Драматический – драматичный – драматургический

Дружеский – дружественный – дружный

Духовный – душевный

Единичный – единственный – единый

Заменить – подменить

Злобный – злой – злостный

Искусный – искусственный

Командированный – командировочный

Лирический – лиричный

Личностный – личный

Логический – логичный

Методический – методичный

Мифический – мифологический

Надеть – одеть

Натуралистический – натуралистичный – натуралистский – натуральный

Невежа – невежда

Опасливый – опасный

Практический – практичный

Предоставить – представить

Проблематический – проблемный

Романический – романтический – романтичный

Скрытный – скрытый

Стилевой – стилистический

Типичный – типовой

Трагический – трагичный

Факт – фактор

Целый – цельный

Эффективность – эффектность

Явный – явственный

Сокращения, принятые в библиографических описаниях и официально-деловых документах

Рекомендуемая и использованная литература

Оглавление

Задание 24. Раскройте смысл книжно-литературных фразеологизмов.

Альфа и омега. Блудный сын. Вавилонское столпотворение. Камень преткновения. Нести свой крест. Семь смертных грехов. Соль земли. Суета сует и всяческая суета.

Задание 25. Найдите ошибки, квалифицируйте их.

1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.

2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».

3. Рукоприкладство было совершено портфелем.

4. В результате освидетельствования г-ну Семёнову причинены легкие телесные повреждения.

5. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.

6. Петров ударов не наносил, ногами не пинал.

7. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове.

8. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами.

9. Курица с утра высиживает яйца.

Задание 26. Прокомментируйте ошибки, допущенные в выражениях.

Хронометраж времени, криминальное преступление, свободная вакансия, памятный сувенир, ошибочное заблуждение, габаритные размеры, повторяющийся рецидив, прогул без уважительной причины.

Задание 27. Раскройте скобки и выберите правильный вариант из паронимов.

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем – предоставляем).

2. Прошу (оплатить – заплатить – проплатить) мне расходы по командировке.

3. Фирма строит печи с (гарантийной – гарантированной) теплоотдачей.

4. (Командированные – командировочные) должны зарегистрировать свои документы.

5. Совет директоров потребовал (гарантийных – гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков.

6. Необходимо вести хозяйствование (экономными – экономичными – экономическими) методами.

Задание 28. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

– играть роль, играть значение;

– разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу;

– представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги;

– рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай;


– погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду;

– внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию;

– соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы;

– возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

Задание 29. Выберите высказывание без нарушения лексических норм.

1.

1. Я уже два раза была на этом вернисаже.

2. Славу Николаю Караченцову принесла заглавная роль в спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова.

3. Резюмируя, выступающий кратко обобщает: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу фирму.

4. После слияния компания станет самой большой в мире.

2.

1. У него хорошая кардиограмма сердца.

2. Гайто Газданов эмигрировал за границу в начале 20-х годов ХХ века.

3. Лейтмотив этого произведения не вызывает сомнений.

4. Она недавно женилась.

3.

1. Фигурист получил за технику исполнения оценки, почти равные с победителем.

2. Большим достоинством этого произведения является выразительный, колоритный язык.

3. Эта газета представляет собой интересы крупного капитала.

4. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана.

Задание 30. Вспомните орфографические и пунктуационные нормы.

Текст 3


Болезнь языка

Наш язык боле…т. Об этом с тревогой пишут сегодня и учёные и социологи и педагоги и журналисты. Бурная против…речивая обществе(н,нн)ая жизнь отр…зилась и на состоянии языка. Его наполнили арготизмы элементы уголовного жаргона варваризмы (не)уклюжие похожие на протезы заимствования. Конечно язык что(бы) оставаться средством общения должен постоя(н,нн)о р…звиваться и появление новых слов расширение семантических полей это естестве(н,нн)ый проце(с,сс). Плохо другое. Плохо когда этот естестве(н,нн)ый проце(с,сс) оборач(е,и)вается разрушением.

Представ(-,ь)те себе реку в которую завод сл(е,и)вает отходы производства. Количество этих отходов строго реглам…нтируется спец…альным контрольным ведомством оно строго следит (за)тем что(бы) загрязнение (не)превышало допустимые пр(е,и)делы в противном случае может произойти эк…логическая к…т...строфа.

Но в один прекрасный день это ведомство распустили больше (не)запреще(н,нн)о загрязнять реку вредными веществами да и кто сказал что они вредные теперь это «сопутствующие основному производству продукты». Лей эти «продукты» сколько душа пожелает. Чем окончит(-,ь)ся такая безответственность? Гибелью реки!

Понимаю что всякое в том числе и это сравнение хромает дескать река это тебе (не)язык... Но ведь язык как и река представляет собою сложную (много)уровневую систему где каждый элемент выполняет определе(н,нн)ую функцию занимает определе(н,нн)ое место.

Систему ра…рушает хаос. Так например всякому человеку понятна разница между словами «мужчина», «мужик», «чувак». Но если в совреме(н,нн)ом языке эти слова нач…нают активно функц…онировать звучат в печати их говорят герои (теле)фильмов тогда они нач…нают во…приниматься как (равно)правные синонимы то есть всё равно как назвать человека: «мужик» или «чувак». А вот это и есть разрушение согласова(н,нн)ых языковых отношений: ваше речевое действие уже (не)возможно ад…кватно понять и правильно оценить. Вы (на)пример хотите искре(н,нн)е попр(е,и)ветствовать человека а он ваше обращение во…принимает как оскорбительный выпад. Язык т…ряет надежность и универсальность средства общения и начинает функц…онировать со сбоями как компьютерная програ(м,мм)а заражё(н,нн)ая вирусом (По А. Корнилову).

Текст 4

Я р...з...скиваю книгу которая называется «Национальные образы мира». Ее написал (н...) кто иной как извес...ный культуролог Георгий Гачев. Пред...стория этой книги такова еще 40 лет назад Гачев стал изучать м...нт...литет этносов населяющих (С,с)еверную (Е,е)вразию.


(Не) без...нтересно было бы прочитать и книгу «(У,у)правление финансами» в которой автор пред...гает предпр...н...мателям во избежани... банкротства предприятия сократить продолжительность ком...ерческого ц(и,ы)кла, наладить работу дил...ерской сети и (во) обще искать выход из кризиса (за) счет рес...урсов производства. Кажется она вышла в издательстве «(П,п)росв...щение».

Писатель А. Битов говорит: «Слово кар...ера раньше считалось (не)приличным. Я имею (в)виду что слова кар...ера, час...ник, д...с...идент имели «отрицательный» оттенок. Сейчас все изменилось но для меня слово кар...ера (по)прежнему имеет (то) же значение, я отношусь к нему (так) же как и раньше».


Тестовый тренинг

1. Найдите неверное утверждение.

Под культурой речи понимается:

а) самостоятельная лингвистическая дисциплина

б) использование слов в несвойственном им значении

в) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах

г) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации

2. Найдите неверное утверждение.

а) Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка.

б) Культура речи – это соблюдение норм нравственного поведения людей.

в) Культура речи – умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

г) Культура речи – раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

3. Не является аспектом культуры речи:

а) эстетический

б) этический

в) нормативный

г) коммуникативный

4. Найдите верное утверждение.

Правильность речи означает ее соответствие …

а) общепринятым нормам поведения

б) общепринятому употреблению языковых единиц

в) нормам литературного языка

г) диалектным нормам

5. Найдите неверное утверждение.

а) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка.

б) Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература.

в) Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность.

г) Нормы помогают литературному языку сохранить общепонятность.

6. Что не является источником изменения норм?

а) неологизмы

б) разговорная речь

в) диалекты

г) заимствования

7. Отметьте ошибочное утверждение.

Лексические нормы – это…

а) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях

б) правила употребления терминов и иноязычных слов

в) правила произношения сочетаний согласных в разных словах