ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 384
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Казанский (приволжский) федеральный университет
Программа дисциплины «русский язык и культура речи»
О регламентации смехопроизводства и упорядочении смехопотребления
Типовые информационные блоки текста резюме
Несколько слов об одном спектакле…
Самостоятельная работа № 2 Фразеологические единицы русского языка
Краткий словарь паронимов русского языка
Дипломант – дипломат – дипломник
Драматический – драматичный – драматургический
Дружеский – дружественный – дружный
Единичный – единственный – единый
Командированный – командировочный
Натуралистический – натуралистичный – натуралистский – натуральный
Романический – романтический – романтичный
Сокращения, принятые в библиографических описаниях и официально-деловых документах
4. Через 10 минут после того, как гражданин Петров скушал порцию пельменей в кафе-закусочной № 3, он почувствовал недомогание.
2.
1. Я сегодня пораньше ляжу, мне рано завтра вставать.
2. Картину он у меня забрал, сказал, что выжгет на рамке внизу дарственную надпись.
3. Деревья на садовом участке надо садить не ближе трех метров от забора.
4. Я всегда езжу на работу на трамвае.
3.
1. Мой муж броется электробритвой.
2. Запрещается ложить сумки на прилавок.
3. За квартиру у меня долгов нет, уплочено за ноябрь.
4. Соседи у нас скандальные. Никогда не объясняются спокойно, а сразу шум поднимают.
4.
1. Я же не ожидал, что он мне мусор прямо под дверь высыпет.
2. Надеюсь, что в этом году на городских соревнованиях я одержу победу.
3. Пока сам не убежусь, делать ничего не буду.
4. Сегодня оплачиваем пенсию за июнь.
5.
1. Для выполнения следующего упражнения ляжьте на коврик.
2. Расправьте лист.
3. Кусты клубники садите на расстоянии 70 см друг от друга.
4. Езжайте сейчас вперед, а через два квартала свернёте направо.
6.
1. Кладите кирпич ровнее.
2. Будь добр, напой меня холодной водичкой.
3. Нарежте кабачки кубиками.
4. Прочистьте канаву.
Задание 45. Отметьте нарушения грамматических норм в стихотворной пародии.
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов –
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь (А.Матюшкин-Герке)
Задание 46. Найдите предложения без нарушения норм управления.
1.
1. Подсудимый подтвердил то, что кража была совершена им с целью последующей продажи похищенного.
2. О правилах заключения договора ему разъяснили.
3. Гражданином Кузиным В.Т. было совершено разбойное нападение с целью завладения личного имущества потерпевшего.
4. Подсудимый Степняк А.С. обвиняется в хищении по заработной плате.
2.
1. Савчук себя виновным не признаёт, но избежать от ответственности ему не удастся.
2. Из института сообщили, что Иванов отчислен вследствие академических задолженностей.
3. Согласно заключенного договора о купле-продаже ваша организация должна была перечислить на наш расчетный счет 300 тысяч рублей в течение двух дней с момента его подписания.
4. В гостях у Казакова были два очень известных спортсмена, подающая надежды певица, два ответственных чиновника из городского правительства и управляющий крупного банка.
3.
1. По необходимости улучшения жилищных условий предоставить гр. Альтовой Г.Е. двухкомнатную квартиру общей площадью 45 кв.м.
2. Нам пришлось уточнять о расписании движения электричек.
3. Распоряжение было подписано заведующим кафедры.
4. Вопреки предупреждению гражданка Асина продолжала без поводка и намордника выгуливать свою собаку.
4.
1. По разрешению ходатайств и по выполнению необходимых следственных действий председательствующий объявляет судебное следствие законченным.
2. Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы, потерпевшему Коткову было нанесено проникающее ножевое ранение в область брюшины.
3. Глава российского государства высказал свою точку зрения на процессы, происходящие в стране.
4. К этому способствовала та сторона его характера, на которую уже было мною обращено внимание.
Задание 47. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните свой выбор.
А. 1. Большинство приехал... в четверг.
2. Ряд отечественных кинокартин, например «Мимино», «Подранки» и др., с успехом демонстрировал...сь на различных фестивалях.
3. Бóльшая часть выступавших не согласил...сь с докладчиком.
Б. 1. На выставке экспониру...тся более тридцати различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля.
2. Три молодых дерева раст...т под моим окном.
3. В Измайлове стро...тся десять 12-этажных домов.
4. Двадцать два различных решения был... принят... в Якутии по отсрочке платежей в Пенсионный фонд.
В. 1. Живым организмам одинаково необходим... влага и тепло.
2. Установка нового и реконструкция действующего оборудования вед...тся одновременно.
3. Старинным песням присущ... замечательное богатство и разнообразие ритмического строения.
4. Каждый шаг, каждое движение причинял... раненому сильную боль.
5. Исчезл... ревность и досада (А.С.Пушкин).
Задание 48. Проанализируйте грамматическую координацию главных членов предложения. В случае необходимости устраните речевые ошибки.
1. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт… ежедневно, кроме понедельника.
2. Музей-квартира художника закрыт… на реставрацию.
3. «Известия» уже поднимал… эту проблему.
4. Озеро Ильмень расположен… недалеко от Новгорода.
5. Женщина-врач дал… направление в больницу.
6. В нынешнем году открыл…сь десять новых школ. Три школы закрыт… и три переименован… .
7. В 2009 г. на учительских курсах у нас (прошёл, прошли) переподготовку 51 человек.
Задание 49. Исправьте предложения, в которых в качестве однородных соединены разные синтаксические конструкции.
1. Только приходя домой, Саша чувствовал, как слипаются от усталости глаза и страшную ломоту в теле.
2. Я люблю читать научно-фантастические книги и которые описывают путешествия.
3. В брошюре рассказывается о детских болезнях и о мерах борьбы с ними, как сохранить здоровье и предупредить болезнь.
4. Новое и ценное в этой теории заключается в том, что в ней показан не только маршрут полинезийцев, но и как они плавали к берегам Южной Америки и обратно.
5. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.
6. Шопену казалось, что в этом крупнейшем центре европейской музыки, литературы, культуры он сможет добиться достойного признания.
7. Лаборатория пополнилась приборами, установками и молодыми специалистами.
Задание 50. Вспомните орфографические и пунктуационные нормы.
Текст 5
Казнить или миловать
Уже много веков рассказывают (не)большую (быль)небылицу как от одной запятой зависела жизнь человека. (Не)кий повелитель на смертном пр(е,и)говоре какому(то) пр(е,и)ступнику нал(а,о)жил окончательную резолюцию но забыл (или не знал как) поставить запятую «(К,к)азнить нельзя помиловать». Как же понять эту резолюцию то(ли) нельзя казнить и следует помиловать то(ли) нельзя помиловать и следует казнить? Полную ясность внесла(бы) запятая: «Казнить нельзя помиловать // Казнить нельзя помиловать». Так жизнь осуждё(н,нн)ого оказалась завис(е,и)мой от запятой.
Это конечно только забавная пр(е,и)сказка хотя такое может случи(т,ть)ся но (не)такими крайними случаями определяе(т,ть)ся знач(е,и)мость запятой и других знаков пр(е,и)пинания.
Главное то что знаки пр(е,и)пинания помогают правильно понять написа(н,нн)ое а от правильного понимания сказа(н,нн)ого и написа(н,нн)ого зависит многое успех или (не)успех языкового общения. Приведем (по)этому другие самые простые примеры как от знаков пр(е,и)пинания завис…т содержание и понимание текста. «Надо учиться работать и отдыхать // Надо учиться, работать и отдыхать»: в первом предложении говорится о том что надо учиться работе и отдыху а во втором о том что надо не только учиться но ещё работать а также и отдыхать. «Это – общежитие для учащихся // Это общежитие – для учащихся»: в первом предложении говорится о каком(то) здании, что оно являе(т,ть)ся общежитием (для учащихся) а во втором о каком(то) общежитии которое предназначено для учащихся. Различие в смысловом содержании предложений связано с наличием или отсутствием запятой или тире.
В ус(-,т)ной речи это выражае(т,ть)ся звуковыми средствами паузами интонацией в письме(н,нн)ом изложении знаками пр(е,и)пинания. «Они твёрдо держат текст и (не)дают ему рассыпа(т,ть)ся» писал К. Паустовский.
Соотношения устной и письме(н,нн)ой формы речи (не)всегда так просты как в приведё(н,нн)нных примерах определё(н,нн)ые соотношения всегда есть и пунктуация стреми(т,ть)ся выразить их как можно более полно и ясно (По А.И.Моисееву).
Тестовый тренинг
1. Найдите верное утверждение.
Морфологические нормы связаны…
а) с основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа
б) с употреблением слова в соответствии с его лексическим значением
в) с правилами построения предложения
г) с соблюдением норм согласования и управления.
2. Найдите предложение, в котором нет нарушения морфологической нормы.
а) Свободных местов, к сожалению, нет.
б) Дайте, пожалуйста, триста граммов рокфора.
в) Мы ехали около полторы сутки.
г) По этому маршруту могут ездить лишь опытные шофера.
3. Какой предлог пропущен в предложении:
… всем предсказаниям синоптиков погода стояла чудесная.
а) благодаря
б) согласно
в) вопреки
г) навстречу
4. Морфологическая ошибка допущена в предложении …
а) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.
б) Врач удалил болезненную мозоль.
в) Лицо женщины было скрыто густой вуалью.
г) Крыша была добротно покрыта толью.
5. Не являются разными по значению словами:
а) тона – тоны
б) образа – образы
в) соболя – соболи
г) слесаря – слесари
6. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа:
а) апельсинов
б) чулков
в) носков
г) зулусов
7. Род существительных определен верно:
а) коммюнике (ср.род)
б) салями (муж. род)
в) пенальти (ср.род)
г) иваси (муж. род)
8. Не является существительным мужского рода:
а) сирокко
б) ку’ли
в) домина
г) кольраби
9. Не является существительным женского рода:
а) бандероль
б) тюль
в) вермишель
г) мозоль
10. Форма множественного числа существительного образована правильно в следующем ряду:
а) берега, директора, паспорта
б) крема, офицера, бега
в) шофера, торты, договора
г) профессора, столяра, маляра
11. Прилагательное … имеет степени сравнения.
а) гнедой
б) хромой
в) слепой
г) красивый
12. Нарушения морфологической нормы нет в сочетании...
а) в двухтысячнодевятом году
б) с обеих сторон
в) полутора миллионный город
г) о сто девяносто пяти студентках