Файл: Bastrikov_Bastrikova_RYaiKR_biblioteka-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 399

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Казанский (приволжский) федеральный университет

Программа дисциплины «русский язык и культура речи»

Занятие 1

Тестовый тренинг

1) Твердо, 2) мягко.

Болезнь языка

Тестовый тренинг

Казнить или миловать

Тестовый тренинг

Мутантом можешь ты не быть?

Воздействие музыки

Задание 57. Определите жанр текста. Назовите функцию выделенных клише. Обратите внимание на библиографическое описание книги.

О регламентации смехопроизводства и упорядочении смехопотребления

Заявление.

6. Резюме

Типовые информационные блоки текста резюме

Петрова марина николаевна

Иванов павел фёдорович

Тестовый тренинг

Несколько слов об одном спектакле…

Задания к тексту:

Тестовый тренинг

Язык и личность

Тестовый тренинг

Самостоятельная работа № 2 Фразеологические единицы русского языка

Словник

Акцентологические нормы

Произносительные нормы

Орфографический минимум

Краткий словарь паронимов русского языка

Выборный – выборочный

Героический – геройский

Главный – заглавный

Деловитый – деловой – дельный

Дипломант – дипломат – дипломник

Доходный – доходчивый

Драматический – драматичный – драматургический

Дружеский – дружественный – дружный

Духовный – душевный

Единичный – единственный – единый

Заменить – подменить

Злобный – злой – злостный

Искусный – искусственный

Командированный – командировочный

Лирический – лиричный

Личностный – личный

Логический – логичный

Методический – методичный

Мифический – мифологический

Надеть – одеть

Натуралистический – натуралистичный – натуралистский – натуральный

Невежа – невежда

Опасливый – опасный

Практический – практичный

Предоставить – представить

Проблематический – проблемный

Романический – романтический – романтичный

Скрытный – скрытый

Стилевой – стилистический

Типичный – типовой

Трагический – трагичный

Факт – фактор

Целый – цельный

Эффективность – эффектность

Явный – явственный

Сокращения, принятые в библиографических описаниях и официально-деловых документах

Рекомендуемая и использованная литература

Оглавление

Вчера в полдень в центре города прохожие стали свидетелями необычайного происшествия: на улице вдруг появился тигр. Он спокойно пересёк площадь и вошёл во двор жилого дома.

Перепуганные жильцы позвонили в милицию, и к месту визита лесного гостя поспешила оперативная группа.

Но зверь забрался на высокое дерево и со страхом смотрел на людей.

Лейтенант Овчаренко полез на дерево, но тигр крепко держался за ветки. Всё-таки милиционеру с помощью коллег удалось благополучно снять непрошеного гостя с дерева и доставить в зоопарк, где определили, что его возраст приблизительно три месяца.

Как тигрёнок попал в город, остаётся загадкой.

б) На основе заметки проведите интервью с лейтенантом Овчаренко. Сначала запишите вопросы, которые вы хотите ему задать, а затем проведите интервью.

в) Вот что рассказала женщина, которая была в это время на улице. Какие особенности разговорного стиля вы можете выделить в её рассказе?

Пошла я на днях в магазин. Только вышла на улицу, вдруг я вижу – идёт прямо на меня огромный тигр. Я такого в зоопарке видела. Испугалась я, а он спокойно перешёл улицу и пошёл в наш двор.

Тут его ребята увидели. Побежали к нему с криком, а тигр – на дерево. Мальчишки со всех сторон к дереву сбежались. Вот ведь молодёжь-то у нас какая – даже тигра не боятся! А один уже на дерево полез. Хорошо тут взрослые подошли, остановили его, кто-то побежал в милицию звонить.

И пяти минут не прошло, подъехал милицейский газик. Вышли трое. Один, молоденький такой, на дерево полез. А тигр сидит – не слезает. Еле-еле сняли его и в зоопарк увезли.

Народ ещё долго не расходился, всё спорили, как тигр здесь оказался. А потом слухи пошли, тигры, мол, из цирка убежали и по городу бродят.

Теперь он в зоопарке живёт. Маленький, четыре месяца ему, говорят. Я с внуками ходила туда, видела. А на улице он мне огромным показался. Вот уж недаром говорят: «У страха глаза велики».

г) А теперь попробуйте рассказать эту историю от лица внука этой женщины – студента университета во время передачи «Что случилось?».

д) Лейтенант Овчаренко написал начальнику милиции рапорт об этом происшествии. Познакомьтесь с рапортом и докажите, что он написан в официально-деловом стиле.

Начальнику Управления внутренних дел округа Коньково


майору милиции Каменеву В. С.

Рапорт

Настоящим докладываю, что 26 ноября с.г. в 14 часов 22 минуты в дежурную часть поступил звонок от Николаева Бориса Викторовича о том, что во дворе дома № 41 по улице Новоспасской появился тигр.

С оперативной группой в составе старшего сержанта Никонорова Г.С. и сержанта Вербицкого С.Е. я выехал по указанному адресу. По прибытии на место было установлено, что зверь находится на высоком дереве. Принятыми мерами тигр был снят с дерева и направлен в зоопарк.

Командир оперативной группы

лейтенант милиции Овчаренко А.М.

26.11.с. г.

е) По дороге в университет вы тоже оказались свидетелем этого происшествия с тигром и опоздали на лекцию, т.к. улица была перекрыта милицией. Декан попросил вас написать объяснительную записку на его имя. Как вы это сделаете?


Тестовый тренинг

1. Какому стилю речи свойственны такие черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения?

а)официально-деловой

б) научный

в) разговорный

г) публицистический

2. Какую языковую функцию выполняет разговорный стиль?

а) аккумулятивную

б) когнитивную

в) коммуникативную

г) эстетическую

3. Какая из перечисленных черт не относится к особенностям разговорного стиля?

а) неофициальность и непринужденность речи

б) спонтанность и автоматизм

в) точность и логичность речи

г) обыденность содержания

4. Отметьте неверное утверждение.

а) На разговорный стиль большое влияние оказывает ситуация речи.

б) Закон экономии языковых средств позволяет предельно сокращать высказывание.

в) Компрессия – необходимое условие для существования разговорного стиля.

г) Основной формой существования разговорного стиля является монологическая форма.

5. Какая лексика не характерна для разговорного стиля?

а) научная терминология

б) разговорные слова

в) общеупотребительные слова

г) просторечные слова

6. Найдите ряд, в котором приведены не характерные для разговорного стиля речи морфологические формы.

а) шестьдесят граммов, с пятьюдесятью процентами

б) шофера, в отпуску

в) покороче, помягче

г) пять килограмм апельсин

7. На какой стиль большое влияние оказывают экстралингвистические факторы?

а) публицистический стиль

б) официально-деловой стиль

в) научный стиль

г) разговорный стиль

8. Что является доминантой художественного стиля?

а) абстрактность и точность

б) образность и эстетическая значимость

в) стандартность

г) оценочность и призывность

9. Публицистический стиль сочетает в себе элементы …

а) научного и художественного

б) художественного и разговорного

в) официально-делового и научного

г) разговорного и официально-делового

10. Метафоры «финансовые инъекции», «акулы империализма» характерны для … стиля.

а) художественного

б) разговорного

в) публицистического

г) официально-делового

11. Рекламная коммуникации не выполняет … функцию.

а) консолидирующую

б) фатическую

в) коммуникативную

г) регулятивную

12. Воздействующий эффект рекламного слогана «Сказочная метель волнующих ароматов» основан на …


а) метонимии

б) сравнении

в) литоте

г) метафоре

13. На какую целевую аудиторию рассчитан слоган «Супербатончик «Финт» — только для тех, кто вправду крут!»?

а) профессионально ориентированная аудитория

б) пенсионеры

в) подростки

г) носители территориальных диалектов

ЗАНЯТИЕ 6

1. Ораторское искусство.

2. Подготовка публичного выступления.

Дополнительная литература

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002.- 480 с.

Кузнецов И.Н. Риторика, или Ораторское искусство: учебное пособие. – М.: Юнити-дана, 2004. – 432 с.

Риторика. Учебник / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: Велби, 2010. – 447 с.

Хазагеров Г., Лобанов И. Риторика: Учебник для вузов. – М.: Феникс, 2006. – 381 с.

Задание 97. Выявите логические и эмоциональные аргументы, используемые Эзопом, героем драмы бразильского театрального критика и писателя Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград». На какие функции языка обращает внимание оратор?

Ксанф: Что ты нам ещё принёс?

Эзоп: Язык.

Ксанф: Язык? Ведь я же тебе приказал принести для нашего гостя всё самое лучшее. Неужели ты ничего не нашёл кроме языка? Ты хочешь поставить меня в глупое положение?

Эзоп: А разве есть что-нибудь лучше языка? Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передать мысли. Язык – ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая», «Бог» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить. Языком читают стихи Гомера, произносят слова Демосфена. Языком был создан мир Эсхила. Вся Греция, Ксанф, от колонн Парфенона до статуй Фидия, от богов Олимпа до славы Трои, от оды поэта до учения философа, вся Греция была создана языком, красивым и простым греческим языком, который не умолкнет в веках.

Ксанф: Браво, Эзоп! Ты, в самом деле, принёс нам самое лучшее. А теперь ступай на рынок и принеси нам самое худшее! Теперь, когда нам известно, что на земле самое лучшее, посмотри, что же, по мнению этого безобразного раба, самое скверное. (Раскрывает блюдо) Язык? Опять язык? Разве ты не утверждал, что язык – это самое лучшее из лучшего?


Эзоп: Язык, господин, это самое скверное, что есть в мире. Это источник всех интриг, начало всех дрязг и виновник всех споров. Прибегают к языку бесталанные поэты, утомляющие нас на площадях, и философы, не умеющие мыслить. Язык лжёт, скрытничает, искажает, сквернословит, выражает трусость, клянчит, осыпает проклятиями, лебезит, уничтожает, клевещет, продаёт, соблазняет, совращает. Языком мы говорит «умри», «попался», «подлец». Языком мы говорим «нет». Языком Ахилл выражал свою ярость. Улисс замышлял свои козни. Язык – это то, с помощью чего Греция вносит смятения в умы. Вот почему, Ксанф, нет ничего хуже языка.

Для справки:

Ксанф – древнегреческий философ VI до н.э.

Эзоп древнегреческий баснописец. Легендарная личность. Ему приписывают сюжеты почти всех известных в античности басен.

Упомянутые в тексте герои античного мира – кто они?

Гомер, Демосфен, Эсхил, Фидий, Ахилл, Улисс.

Задание 98 Какие изобразительные средства использовал П.А.Столыпин в «Речи о Финляндии», произнесенной на заседании Государственной думы 5 мая 1908 года («Антология русской риторики», М., 1997):

... Вы, господа, не можете отвергнуть от себя и обязанностей, несомых вами в качестве народного представительства. Вы не можете разорвать и с прошлым России. Не напрасно, не бессмысленно и бессознательно были пролиты потоки русской крови, утвердил Петр Великий державные права России на берегах Финского залива. Отказ от этих прав нанес бы беспримерный ущерб русской державе, а постепенная утрата, вследствие нашего национального слабосилия или нашей государственной близорукости, равнялась бы тому же отказу, но прикрытому личиной лицемерия. Сокровище русской нравственной, духовной силы затрачено в скалах и водах Финляндии.

Простите, что я вспоминаю о прошлом, но и забывать о нем не приходится. Ведь один, с морским флотом, построенным первоначально на пресной речной воде, с моряками, им самим обученными, без средств, но с твердой верою в Россию и ее будущее, шел вперед Великий Петр. Не было попутного ветра, он со своими моряками на руках, на мозолистых руках, переносил по суше из Финского залива в Ботанический свои галеры, разбивал вражеский флот, брал эскадры и награждал чернорабочего творца новой России Петра Михайлова скромным званием адмирала.

Господа, неужели об этой стремительной мощи, об этой гениальной силе наших предков помнят только кадеты морского корпуса, которые поставили на месте Гангутской битвы скромный крест из гранита. Неужели об этой творческой силе наших предков, не только силе победы, но и силе сознания государственных задач, помнят только они и забыла Россия? Ведь кровь этих сильных людей перелилась в ваши жилы, ведь вы плоть от плоти их, ведь не многие же из вас отрицают Отчизну...