ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Глава II . Взаимодействие тел (23 ч)
Глава III. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (20 ч)
Глава IV. Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Глава I. Физические методы изучения природы (4 ч)
Глава II. «тепловые явления» (20 ч)
Глава III. Электромагнитные явления (28 ч)
Глава IV. Световые явления (12 ч)
Глава I. Законы взаимодействия и движения тел (21 ч)
Глава II. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)
Глава 3. «электромагнитное поле» (12 ч)
Глава IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14 ч)
Глава II . Взаимодействие тел (23 ч)
В помощь учителю: видеофильмы по темам «Вес тела», «Сила трения», «Сила трения на шероховатой поверхности», «Трение качения», «Трение и взаимное перемещение», «Эффект смазки» из [2].
Урок 1/11. Механическое движение
ФЗУ. Знать: что такое механическое движение и тело отсчёта; при каких условиях можно рассматривать тела как материальные точки.
Уметь: определять траектории, пути и указывать их отличительные признаки; приводить примеры относительности покоя и д вижения
ОСУ. Понятия механического движения, траектории, пути, единицы пути.
ДО. Примеры относительного движения (заводной автомобиль, указатели и «пассажир»), измерение пути, пройденного мелом по доске (демонстрационная линейка по механике). ПУ по [1]: объект «Механическое движение» – вид снаружи и изнутри движущегося поезда (анимация), можно ли считать тело материальной точкой (анимация), траектория движения кончика карандаша (анимация); объект «Виды движений» – траектории летящих самолётов и следов животных (рисунки).
ДЗ. § 13, 14; упр. 3 (1–3).
Урок 2/12. Равномерное и неравномерное движение. Единицы скорости
ФЗУ. Знать: равномерное и неравномерное движение; векторные величины; единицы скорости в СИ.
Уметь: определять скорость при равномерном движении по приведённой в учебнике формуле, среднюю скорость, переводить единицы скорости в СИ.
ОСУ. Равномерное движение. Скорость равномерного движения. Единицы скорости. Определение скорости (формулировка, формула). Примеры скоростей разных тел. Понятия векторной величины, неравномерного движения, средней скорости. Решение задач на основе примеров в учебнике.
ДО. Равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой, определение скорости движения. ПУ по [1]: объект «Механическое движение» – равномерное движение пузырька в воде (видео); объект «Виды движений» – таблица скоростей, покадровая фотосъёмка (рисунки).
ДЗ. § 14–15; упр. 4 (1, 4).
Урок 3/13. Расчёт пути и времени движения
ФЗУ. Знать: формулы для расчёта скорости, пути и времени.
Уметь: решать задачи, делать расчёты по формулам и их производным.
ОСУ. Решение задач типа: «Сколько времени потребуется лайнеру ИЛ-86 для перелёта из Москвы в Ростов, если его скорость 900 км/ч, а расстояние равно 1100 км?»
ДЗ. § 16; упр. 4 (2, 3).
Урок 4/14. Решение задач по теме «Механическое движение»
ОСУ. Организация активного применения полученных знаний в игровых ситуациях – методом свободного выбора вида учебной работы. Например, проведение эстафеты: каждому ряду парт даётся листок с заданиями (3 варианта по 5 заданий). Первая пара, выполнив своё задание, передаёт листок вместе с ответом второй паре, выходит к доске, записывает формулу, по которой решала, и ответ. Вторая пара, получив листок, ставит полученный ответ в условие своего задания в пропуск и выполняет его, и т.д. Ряд, быстрее и правильнее справившийся с заданиями, поощряется.
ДО. Запись ответов на доске в заранее приготовленную (презентация PowerPoint) таблицу-пустографку.
ДЗ. Л: № 114, 117.
Урок 5/15. Графики движения
ФЗУ. Знать: обозначение осей графика зависимости пути равномерного движения тела от времени и графика скорости, единичный отрезок оси, общий принцип построения графиков движения.
Уметь: читать и строить графики.
ОСУ. Решение задач типа упр. 5 (4).
ДО. Предъявление графических заданий на доске (презентация PowerPoint).
ДЗ. Упр. 5 (5).
Урок 6/16. Диагностико-коррекционное занятие по теме «Механическое движение тел»
ОСУ. Собеседование, тестирование по образовательному стандарту – программированные задания с выбором ответа по:Марон А.Е., Марон Е.А. «Контрольные тесты по физике-7–9»; индивидуальная беседа с учителем; самостоятельная коррекция ошибок усвоения.
Урок 7/17. КР № 1
ОСУ. КР по теме «Механическое движение тел».
Урок 8/18. Инерция
ФЗУ. Знать: какое движение называется движением по инерции.
Уметь: приводить примеры движения по инерции.
ОСУ. Причины изменения состояния тела. Примеры. Работы Галилея. Движение по инерции как идеализация. Проявление свойства тел сохранять своё состояние. Примеры. Оценка правильности утверждения: «…шофёр выключил двигатель, автомобиль продолжил движение по инерции»; пояснение.
ДО. Примеры движения по инерции (тележка, наклонная плоскость, песок (по рис. 41), выбивание пыли из одежды, «дедушкин рубанок», два молотка, лопата). ПУ по [1]: объект «Законы Ньютона» – сохранение скорости, т.е. движение по инерции стряхиваемых капель (анимация).
ДЗ. § 17; провести домашний опыт с быстрым выдёргиванием открытки, лежащей на стакане, из-под монетки (тело не может мгновенно изменить свою скорость).
Урок 9/19. Взаимодействие тел. Масса
ФЗУ. Знать: взаимодействие, инертность (свойство тела сохранять своё состояние неизменным), характеристика инертности (масса тела).
Уметь: рассказывать об эталоне массы, о способах измерения массы тела; использовать кратные и дольные единицы массы.
ОСУ. Изменение скоростей тел при их взаимодействии. Определение взаимодействия. Результат взаимодействия. Понятие инертности как свойства тел. Масса тела. Сравнение масс тел. Единица массы. Некоторые данные о массах тел. Весы. Взвешивание.
ДО. Взаимодействие тел (две тележки, пружина, соединительная нить, спички), весы, разновесы. ПУ по [1]: объект «Масса. Плотность» – взаимодействие тележек с разными массами (анимация), измерение массы тела на рычажных весах (интерактивный объект), лабораторные аналитические весы (фото), наблюдение инертности груза, подвешенного на нити (видео), эталон 1 кг (фото).
ДЗ. § 18–19, ОК; упр. 6 (1, 3).
Урок 10/20. ЛР № 3
ФЗУ. Уметь: выполнять работу по инструкции.
ОСУ. ЛР «Взвешивание тел на рычажных весах», с. 161.
ДЗ. § 20; напишите в тетради, довольны ли вы своей работой на уроке.
Урок 11/21. Плотность вещества
ФЗУ. Знать: что называется плотностью вещества, каковы единицы плотности.
Уметь: вычислять плотность вещества, пользоваться таблицей плотностей веществ, находить плотность конкретного вещества, сравнивать плотности различных веществ по таблице, по значению плотности конкретного вещества; различать понятия «плотность вещества» и «плотность тела».
ОСУ. Понятие плотности вещества. Определение плотности (формулировка и запись формулы). Единицы плотности. Анализ таблиц 2–4.
ДО. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объёмы или одинаковые массы (весы, тела разных масс и объёмов). ПУ по [1]: объект «Масса. Плотность» – таблицы плотностей газообразных, жидких и твёрдых веществ.
ДЗ. § 21, ОК; упр. 7 (1, 2).
Урок 12/22. ЛР № 4
ФЗУ. Уметь: выполнять работу по инструкции.
ОСУ. ЛР по теме «Измерение объёма тела», с. 163.
Урок 13/23. ЛР № 5
ФЗУ. Уметь: выполнять работу по инструкции.
ОСУ. ЛР по теме «Определение плотности вещества», с. 164.
Урок 14/24. Расчёт массы и объёма тела по его плотности
ФЗУ. Знать: различные способы определения объёма тела.
Уметь: находить объём тела по его массе и плотности, массу – по плотности и объёму.
ОСУ. Организация активного применения полученных знаний в игровых ситуациях методом свободного выбора вида учебной работы. Например, класс делится на группы, каждой группе выдаются конверт с заданием, маршрутный лист, название станций или пунктов с новыми заданиями. Победители поощряются.
ДЗ. § 22; упр. 7 (5); задачи в тетради типа: «Пачка кровельного железа массой 80 кг содержит 14 листов железа размером 1 1,5 м. Какова толщина каждого листа?»
Урок 15/25. Сила
ФЗУ. Знать: причины изменения скорости тел; сила (мера взаимодействия тел), единицы силы; деформация, причина возникновения деформаций.
Уметь: показывать на примерах, что сила – величина векторная.
ОСУ. Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила – векторная физическая величина. Единицы силы.
ДО. Наблюдение взаимодействия тел: шар на нити, шар на опоре, падающий шар; фронтальный опыт (деревянный брусок от трибометра, динамометр, грузы), – сделать вывод, что результат действия силы зависит от её модуля, направления, точки приложения. ПУ по [1]: объект «Законы Ньютона» – примеры действия одного тела на другое (анимация), сила как характеристика взаимодействия (анимация), характеристики силы (анимация), динамометр (рисунок).
ДЗ. § 23; Л: № 359.
Урок 16/26. Явление тяготения. Сила тяжести
ФЗУ. Знать: всемирное тяготение, сила тяжести; обозначение силы тяжести; точка приложения силы тяжести.
Уметь: вычислять силу тяжести, изображать её графически.
ОСУ. Тяготение между всеми телами. Сила тяжести (определение, обозначение). Зависимость силы тяжести от массы тела.
ДО. Наблюдение проявления силы тяжести (вода льётся вниз, мяч падает вниз). ПУ по [1]: объект «Силы в природе, закон всемирного тяготения» – сила тяжести, движение тел под действием силы тяготения (интерактивный объект), искусственные спутники Земли на службе человеку (рисунок), орбитальная станция (видео), Солнечная система (рисунок).
ДЗ. § 24, ОК; дополнительное чтение (с. 175); Л: № 348.
Урок 17/27. Сила упругости. Закон Гука
ФЗУ. Знать: силы упругости и условия их возникновения; сила реакции опоры; формулировка и запись закона Гука; удлинение.
Уметь: находить жёсткость по графику зависимости Fупр(х).
ОСУ. Деформация. Возникновение силы упругости. Опытное подтверждение существования силы упругости. Закон Гука (формулировка, формула). Коэффициент жёсткости (физический смысл, единицы). Виды деформаций. Решение задач типа: «Стальная пружина под действием силы 120 Н удлинилась на 15 мм. Найдите её жёсткость».
ДО. Примеры деформаций (груз на подвесе, резиновый жгут, линейка, пружина, грузы). ПУ по [1]: объект «Силы в природе» – сила упругости (рисунок), виды деформаций (анимация). ВЛР по [3]: «Закон Гука».
ДЗ. § 25; Л: № 350.
Урок 18/28. Вес тела
ФЗУ. Знать: что называется весом тела; как записывается формула веса покоящегося тела.
Уметь: отличать вес тела от его силы тяжести и массы.
ОСУ. Определение веса тела, его обозначение и формула. Сила тяжести и её связь с весом тела. Назначение динамометра и его конструкция.
ДО. Наблюдение действия веса тела на опору и подвес. Различные виды динамометров.
ДЗ. § 26, 27; дополнительное чтение (с. 174); упр. 9 (2, 3, 5).
Урок 19/29. ЛР № 6
ФЗУ. Уметь: выполнять работу по инструкции.
ОСУ. ЛР «Градуирование пружины и измерение сил динамометром», с. 165.
Урок 20/30. Равнодействующая сила
ФЗУ. Знать: как найти равнодействующую двух сил.
Уметь: работать с приборами, наблюдать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
ОСУ. Действие нескольких сил на одно тело, примеры. Учебная проблема: как найти равнодействующую двух или нескольких сил, направленных по одной прямой в одну сторону или в противоположные стороны?
ДО. Опыты по рис. 74, 76. ПУ по [1]: объект «Законы Ньютона» – равнодействующая сила (рисунок), сложение сил (рисунок).
ДЗ. § 29, ОК; упр. 11 (2).
Урок 21/31. Сила трения. Трение в природе и технике
ФЗУ. Знать: что такое трение как явление, какие виды трения существуют, как рассчитать силу трения.
Уметь: приводить примеры полезного и вредного трения, способы увеличения и уменьшения.
ОСУ. Вид взаимодействия тел – трение. Три вида сил трения. Измерение силы трения скольжения. Трение в природе и технике. Способы измерения силы трения.
ДО. Измерение силы трения при движении бруска по столу, сравнение силы трения скольжения с силой трения качения, набор «поверхностей». ПУ по [1]: объект «Силы в природе» – измерение силы трения с помощью динамометра (видео), сила трения (коллаж), сила трения качения (рисунок), сила трения покоя (рисунок), сила трения скольжения (рисунок). ВЛР «Сила трения» по [3].
ДЗ. § 30–32.
Урок 22/32. Диагностико-коррекционное занятие по теме «Взаимодействие тел»
ОСУ. Собеседование, тестирование по образовательному стандарту – программированные задания с выбором ответа по:Марон А.Е., Марон Е.А. «Контрольные тесты по физике-7–9»; индивидуальная беседа с учителем; самостоятельная коррекция ошибок усвоения.