ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Глава II . Взаимодействие тел (23 ч)
Глава III. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (20 ч)
Глава IV. Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Глава I. Физические методы изучения природы (4 ч)
Глава II. «тепловые явления» (20 ч)
Глава III. Электромагнитные явления (28 ч)
Глава IV. Световые явления (12 ч)
Глава I. Законы взаимодействия и движения тел (21 ч)
Глава II. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)
Глава 3. «электромагнитное поле» (12 ч)
Глава IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14 ч)
Рабочие программы и поурочно-тематическое планирование Курс а.В.Пёрышкина, е.М.Гутник. 7–9-й классы (по 68 ч/год: 2ч/нед.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 7–9-го классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определён также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
– Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
• Пёрышкин А.В. Физика-7. – М.: Дрофа, 2005;
• Пёрышкин А.В. Физика-8. – М.: Дрофа, 2007;
• Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-9. – М.: Дрофа, 2007.
– сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
• Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тесты по физике. 7–9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79 с.
• Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика-7–8. – М.: Просвещение, 2002. –122 с.
7-й КЛАСС
Календарно-тематическое планирование
Четверть |
Сроки |
Тема |
Часов |
Номер ЛР |
Номер КР |
||||
1 |
01.09 – 03.11 |
Введение. Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел |
4 6 8 |
1 2 |
1 |
||||
2 |
13.11 – 29.12 |
Взаимодействие тел |
15 |
3–6 |
2 |
||||
3 |
11.01 – 22.03 |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов |
20 |
7, 8 |
3, 4 |
||||
4 |
02.04 – 31.05 |
Работа и мощность. Повторение |
12 3 |
9, 10 |
5 6 |
||||
Итого: |
5 |
68 |
10 |
6 |
ВВЕДЕНИЕ (4 ч)
Урок 1/1. Что изучает физика. Некоторые физические термины (вводная лекция с опорой на структурно-логическую схему)
ФЗУ. Знать: что изучает физика; виды физических явлений; «главную задачу» физики.
Уметь: наблюдать, моделировать, выдвигать обоснованные гипотезы, различать понятия тела, вещества, материи.
ОСУ. Содержание физической науки: физические явления, главная задача физики, термины, материя, вещество и физические тела, источники физических знаний – наблюдения и эксперимент.
ДО. Примеры физических явлений: механические (маятник), электрические (пробой бумаги разрядом электрофорной машины, свечение электрической лампочки), тепловые (опыт по рис. 8 в учебнике «Физика-8», нагревание проводника током), магнитные (действие магнита на железные опилки), световые (перископ, фосфоресценция, разные источники света), звуковые (2 камертона, молоточек – звуковой резонанс).
ДЗ. § 1–3, рассказать изученный материал по ОК.
Урок 2/2. Физические величины и их измерение
ФЗУ. Знать (и понимать значение): понятия физической величины, цены деления прибора, международной системы единиц физических величин (СИ).
Уметь: наблюдать, измерять, определять цену деления прибора, рассчитывать погрешности измерения, приводить примеры физических величин.
ОСУ. Понятие о физической величине. Примеры единиц физических величин. Кратность и дольность единиц. Решение задач типа: найти цену деления термометра.
ДО. Измерения физических величин при помощи линейки, мензурки, термометра, секундомера. Презентация, подготовленная учителем с помощью конструктора информационных объектов [1]: из хранилища выбираем объект «Измерение физических величин», в нём выделяем измерение объёма тела при помощи мензурки (рисунок), измерительные приборы с различной ценой деления (рисунок), источники погрешностей при измерениях (анимация), мензурки с различной ценой деления (рисунок), многообразие современных измерительных приборов (рисунок), определение размеров тел при помощи линейки (интерактивный объект), определение цены деления мензурки (анимация), отсчёт по шкале (анимация), примеры измерительных приборов (рисунок), источники погрешностей при измерениях (анимация), свойства измерительных приборов (рисунок), таблицы названий, обозначений и единиц физических величин; а также объект «Методы изучения природы», в котором заполняем таблицы по результатам измерений (анимация).
ДЗ. § 4–5; Л: № 13.
Урок 3/3. ЛР № 1
ФЗУ. Уметь: выполнять работу по инструкции.
ОСУ. ЛР «Определение цены деления измерительного прибора», с. 157.
ДЗ. Повторить § 1–5; подготовить сообщение по § 6.
Урок 4/4. Роль науки в познании природы
ФЗУ. Знать: примеры новейших достижений в различных областях техники.
Уметь: выделять названия явлений и веществ в учебных текстах, самостоятельно строить символьную модель текста на тему «Что изучает физика».
ОСУ. Рассказ о науке. Основные достижения науки и техники. Величайшие учёные, изобретатели. Беседа по проблемам практических приложений физики.
ДЗ. Повторить § 1–6; составить словарь терминов.
Глава I. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
В помощь учителю: интерактивные конспекты, вопросы, справочник и задачи по темам «Дискретное строение вещества», «Агрегатные состояния вещества» из [2].
Урок 1/5. Строение вещества. Молекулы
ФЗУ. Знать: явления и опыты, показывающие, что тела состоят из мельчайших частиц, что между ними есть промежутки; понятия «молекула», «атом».
Уметь: строить гипотезу, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
ОСУ. Значение знаний о строении вещества. Экспериментальные доказательства строения вещества из частиц и существования промежутков между ними. Представление о молекулах и атомах вещества, их размерах (на основе приближённых вычислений). Представление о сложной структуре атомов. Структура молекул кислорода, водорода и воды, их схематическое изображение.
ДО. Шар, кольцо, штатив (опыты с шаром, входящим в кольцо), колба с трубкой, спиртовка (по рис. 18), мензурка с раствором перманганата калия (по рис. 19). ПУ по [1]: объект «Строение вещества» – многократное разбавление раствора краски (видео), 3D-модели молекул).
ДЗ. § 7–8, ОК; определить толщину тетрадного листа.
Урок 2/6. ЛР № 2
ФЗУ. Уметь: выполнять работу по инструкции.
ОСУ. ЛР «Измерение размеров малых тел» (с. 160).
Урок 3/7. Диффузия
ФЗУ. Знать: что такое диффузия, причины и механизм этого явления; что скорость диффузии в различных телах различна.
Уметь: наблюдать, анализировать, предсказывать исход эксперимента и сравнивать получаемые результаты опытов, делать выводы.
ОСУ. Движение молекул (анализ опыта с пахучим веществом). Характер движения молекул. Скорость диффузии и её зависимость от температуры и рода вещества.
ДО. Распространение запаха по кабинету (диффузия газов, отметить время), окрашивание жидкой смеси (вода и раствор медного купороса – приготовить заранее и провести чёткую границу на поверхности, отметить время). ПУ по [1]: объект «Основные положения МКТ» – броуновское движение (видео), диффузия газов, жидкостей, зависимость скорости диффузии от температуры (видео).
ДЗ. § 9, ОК; упр. 2 (1).
Урок 4/8. Взаимодействие молекул
ФЗУ. Знать: между молекулами существуют силы притяжения и отталкивания; условия, когда они проявляются.
Уметь: приводить примеры из учебника, подтверждающие существование сил взаимодействия между молекулами; объяснять явления смачивания и несмачивания, капиллярности, приводить примеры проявления этих явлений по тексту учебника.
ОСУ. Притяжение и отталкивание молекул твёрдых тел и жидкостей (опытное подтверждение). Силы взаимодействия между молекулами различных веществ. Сравнение сил взаимодействия на границе раздела тел. Понятия смачивания и несмачивания, примеры этих явлений в природе и жизни человека. Экологические проблемы на основе явления смачивания.
ДО. Примеры взаимодействия молекул (по рис. 26, 27). ПУ по [1]: объект «Строение вещества» – притяжение частиц свинца (видео), расширение газа, жидкости и твердого тела при нагревании (видео).
ДЗ. § 10, ОК; дополнительное чтение ( с. 173).
Урок 5/9. Три состояния вещества
ФЗУ. Знать: три агрегатных состояния вещества; основные положения МКТ.
Уметь: приводить примеры из учебника, объяснять поведение жидких, твёрдых и газообразных тел с позиций молекулярного строения, моделировать, работать с приборами, наблюдать, делать выводы.
ОСУ. Три состояния вещества (примеры). Отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов. Объяснение этих свойств на основе знаний о молекулах, их расположении и силах взаимодействия. Основные положения молекулярного строения вещества (все вещества состоят из молекул и атомов, они движутся и взаимодействуют друг с другом).
ДО. Надувание и сжимание шарика (форма и объём меняются), демонстрация сосудов разной формы с водой (форма меняется, а объём нет), твёрдых тел различной формы. [1]: интерактивный объект «Строение вещества» – твёрдые, жидкие и газообразные тела.
ДЗ. § 11, 12; задание 3.
Урок 6/10. Обобщающее повторение
ФЗУ. Уметь: обобщать изученный материал, решать качественные задачи.
ОСУ. Викторина по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
ДЗ. § 7–12; ответить на вопросы письменно.