Файл: Тема 8. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(6)

где

и

  • цена -го товара соответственно в базисном и текущем пе­риодах.

Пересчет товарооборота в сопоставимые цены и построение индек­са физического объема товарооборота () связаны с проблемой ин­декса-дефлятора. Использование в качестве такового индекса цен Ласпейреса) приводит к индексу физического объема с ценами текуще­го периода:

(7)

Однако индекс физического объема, исчисленный в текущих ценах, не очень удобен для анализа динамических рядов. Поэтому целесооб­разнее пользоваться индексом, построенным по базисным ценам:

(8)

Известны три способа построения такого индекса. Первый - путем прямого перемножения цен базисного периода на количество продан­ных товаров текущего периода (см. формулу 8). Однако этот способ применяется только в тех случаях, когда продажа товаров учитывается в натуральных единицах.

Второй применяется, когда продажа учитывается в стоимостных единицах, с помощью индивидуальных (товаров-представителей) ин­дексов цен:

(9)

где

  • индивидуальный индекс цен -го товара.


Третий способ имеет смысл использовать, когда расчет ведется по выборочной совокупности и известны индивидуальные (однотоварные) индексы продажи; это могут быть косвенные или досчитанные данные. В этом случае абсолютные веса (товарооборот базисного периода по всем товарам) могут быть заменены относительными - удельными ве­сами продажи товаров в общем объеме товарооборота. Строится среднеарифметический индекс:

(10)

где

  • индивидуальный индекс количества проданных товаров;

  • удельный вес -го товара в общем объеме товарооборота базисного периода (в процентах).

Приведем условный пример такого расчета (табл. 1).

Таблица 1

Расчет индексов физического объема товарооборота

Показатель

Обозначение

Товары

Итого

А

Б

Количество проданных продуктов, т.

в базисном периоде

20

80

-

в текущем периоде

25

60

-

Индивидуальный индекс количества про­данных товаров

1,25

0,75

-

Цены, тыс. руб. за 1 кг

в базисном периоде

5

2

-

в текущем периоде

6

4

Индивидуальный индекс цен

1,2

2,0

-

Товарооборот, млн. руб.

базисного периода

100

160

260

текущего периода

150

240

390

текущего периода в базисных ценах

125

120

245


Отсюда

т.е. в фактических ценах товарооборот вырос в 1,5 раза;

т.е. в сопоставимых ценах объем про­дажи сократился на 5,77%;

Вариант расчета с относительными весами.

Удельные веса товаров:

А: Б:

Индекс ценностных факторов товарооборота равен отношению индекса то­варооборота в ценах соответствующих лет к индексу физического объема то­варооборота:

т.е. денежная выручка торговли увеличилась в 1,5 раза при сокращении объема продажи товаров на 5,78% за счет роста цен почти в 1,6 раза.

В процессе товародвижения на каждый момент времени в товаро­проводящих каналах присутствует определенное количество еще не проданных товаров - товарных запасов. Товарные запасы - форма функционирования оборотного капитала (оборотных средств) торговли. Их существование обусловлено комплексом причин: необходимыми перерывами в поступлении товаров (время на формирование в сфере производства партий товаров, удобных для транспортировки); време­нем, необходимым для их транспортировки, и т.п.; созданием страхово­го фонда на случай непредвиденных событий; несоответствием предло­жения спросу и т.д.

Непрерывный процесс образования товарных запасов, их присутст­вие на рынке и их переход в форму реализации товаров характеризуется балансовой формулой:

(11)

где

и

  • товарные запасы соответственно на начало и на конец пе­риода;

  • поступление товаров за период;

  • реализация товара и другие формы его использования.


Товарные запасы чутко реагируют на любые изменения в сбаланси­рованности и поэтому используются в роли конъюнктурного индикато­ра. Они оказывают значительное давление на показатели эффективнос­ти торговли (через расходы на их содержание, проценты за кредит и т.п.), поэтому коммерсанты стремятся свести размер товарных запасов к минимуму, организуя периодические распродажи товаров. При про­чих равных условиях размер товарных запасов тем больше, чем больше объем товарооборота. Чтобы исключить фактор размерности, статис­тика исчисляет показатель товарных запасов в днях оборота, обеспе­ченность товарооборота товарными запасами - :

(12)

где

  • запасы на конец периода;

  • однодневный товарооборот;

  • число дней в периоде.

В целях оптимизации товарных запасов исследуют каждый их эле­мент. Наиболее известна формула оптимизации товарных запасов Уилсона:

(13)

где

  • оптимальный размер товарных запасов;

  • объем товарооборота;

и

  • издержки обращения, соответственно связанные с хране­нием товарных запасов (1) и с транспортировкой товаров (2).


Важное место в анализе рыночной деятельности и ее эффективности занимают показатели товарооборачиваемости, которые показывают, насколько быстро происходит кругооборот товаров: поступление това­ра → товарный запас → товарооборот → поступление и т.д. Этот про­цесс измеряется с помощью двух обратных друг другу показателей: ско­рости товарооборота () и времени товарного обращения ().

(14-17)

где

  • скорость товарооборота;

  • время товарного обращения;

  • товарооборот;

  • средний за период товарный запас;

  • число дней в периоде.

Динамика и территориальные сопоставления показателей товароо­борачиваемости измеряются с помощью индексного метода. Примене­ние индексных факторных моделей (в том числе системы индексов пере­менного и фиксированного состава) позволяет выявить роль товароо­борота, товарных запасов и их структуры в динамике товарооборачи­ваемости.

Блок показателей инфраструктуры дает возможность выявить зна­чение основного капитала и инвестиций в рыночной деятельности, показывает обеспеченность рынка материально-техническими средствами и эффективность затрат труда.