ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Основные виды рынков продуктов
Система показателей рынка продуктов; методология их исчисления и анализ
Статистика рынка продуктов и маркетинг. Источники статистической информации о рынке продуктов
Статистическое исследование рыночной конъюнктуры
Виды услуг, их классификации и группировки
(6) |
где |
и |
|
Пересчет товарооборота в сопоставимые цены и построение индекса физического объема товарооборота () связаны с проблемой индекса-дефлятора. Использование в качестве такового индекса цен Ласпейреса) приводит к индексу физического объема с ценами текущего периода:
(7) |
Однако индекс физического объема, исчисленный в текущих ценах, не очень удобен для анализа динамических рядов. Поэтому целесообразнее пользоваться индексом, построенным по базисным ценам:
(8) |
Известны три способа построения такого индекса. Первый - путем прямого перемножения цен базисного периода на количество проданных товаров текущего периода (см. формулу 8). Однако этот способ применяется только в тех случаях, когда продажа товаров учитывается в натуральных единицах.
Второй применяется, когда продажа учитывается в стоимостных единицах, с помощью индивидуальных (товаров-представителей) индексов цен:
(9) |
где |
|
Третий способ имеет смысл использовать, когда расчет ведется по выборочной совокупности и известны индивидуальные (однотоварные) индексы продажи; это могут быть косвенные или досчитанные данные. В этом случае абсолютные веса (товарооборот базисного периода по всем товарам) могут быть заменены относительными - удельными весами продажи -х товаров в общем объеме товарооборота. Строится среднеарифметический индекс:
(10) |
где |
|
|
|
|
Приведем условный пример такого расчета (табл. 1).
Таблица 1 |
||||
Расчет индексов физического объема товарооборота |
||||
Показатель |
Обозначение |
Товары |
Итого |
|
А |
Б |
|||
Количество проданных продуктов, т. |
|
|
|
|
в базисном периоде |
|
20 |
80 |
- |
в текущем периоде |
|
25 |
60 |
- |
Индивидуальный индекс количества проданных товаров |
|
1,25 |
0,75 |
- |
Цены, тыс. руб. за 1 кг |
|
|
|
|
в базисном периоде |
|
5 |
2 |
- |
в текущем периоде |
|
6 |
4 |
|
Индивидуальный индекс цен |
|
1,2 |
2,0 |
- |
Товарооборот, млн. руб. |
|
|
|
|
базисного периода |
|
100 |
160 |
260 |
текущего периода |
|
150 |
240 |
390 |
текущего периода в базисных ценах |
|
125 |
120 |
245 |
Отсюда
т.е. в фактических ценах товарооборот вырос в 1,5 раза;
т.е. в сопоставимых ценах объем продажи сократился на 5,77%;
Вариант расчета с относительными весами.
Удельные веса товаров:
А: Б:
Индекс ценностных факторов товарооборота равен отношению индекса товарооборота в ценах соответствующих лет к индексу физического объема товарооборота:
т.е. денежная выручка торговли увеличилась в 1,5 раза при сокращении объема продажи товаров на 5,78% за счет роста цен почти в 1,6 раза.
В процессе товародвижения на каждый момент времени в товаропроводящих каналах присутствует определенное количество еще не проданных товаров - товарных запасов. Товарные запасы - форма функционирования оборотного капитала (оборотных средств) торговли. Их существование обусловлено комплексом причин: необходимыми перерывами в поступлении товаров (время на формирование в сфере производства партий товаров, удобных для транспортировки); временем, необходимым для их транспортировки, и т.п.; созданием страхового фонда на случай непредвиденных событий; несоответствием предложения спросу и т.д.
Непрерывный процесс образования товарных запасов, их присутствие на рынке и их переход в форму реализации товаров характеризуется балансовой формулой:
(11) |
где |
и |
|
|
|
|
|
|
Товарные запасы чутко реагируют на любые изменения в сбалансированности и поэтому используются в роли конъюнктурного индикатора. Они оказывают значительное давление на показатели эффективности торговли (через расходы на их содержание, проценты за кредит и т.п.), поэтому коммерсанты стремятся свести размер товарных запасов к минимуму, организуя периодические распродажи товаров. При прочих равных условиях размер товарных запасов тем больше, чем больше объем товарооборота. Чтобы исключить фактор размерности, статистика исчисляет показатель товарных запасов в днях оборота, обеспеченность товарооборота товарными запасами - :
(12) |
где |
|
|
|
|
|
|
|
В целях оптимизации товарных запасов исследуют каждый их элемент. Наиболее известна формула оптимизации товарных запасов Уилсона:
(13) |
где |
|
|
|
|
|
|
и |
|
Важное место в анализе рыночной деятельности и ее эффективности занимают показатели товарооборачиваемости, которые показывают, насколько быстро происходит кругооборот товаров: поступление товара → товарный запас → товарооборот → поступление и т.д. Этот процесс измеряется с помощью двух обратных друг другу показателей: скорости товарооборота () и времени товарного обращения ().
(14-17) |
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамика и территориальные сопоставления показателей товарооборачиваемости измеряются с помощью индексного метода. Применение индексных факторных моделей (в том числе системы индексов переменного и фиксированного состава) позволяет выявить роль товарооборота, товарных запасов и их структуры в динамике товарооборачиваемости.
Блок показателей инфраструктуры дает возможность выявить значение основного капитала и инвестиций в рыночной деятельности, показывает обеспеченность рынка материально-техническими средствами и эффективность затрат труда.