Файл: Управления каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления каналами сбыта в системе товародвижения
1.1. Понятие и сущность системы сбыта продукции предприятия
1.2. Оптовая и розничная торговля в системе сбытовой политики
1.3. Каналы и формы сбыта продукции
Глава 2. Анализ управления каналами сбыта в системе товародвижения ООО «Бразерс»
2.1. Исследование сбытовой политики предприятия
2.2. Расчет эффективности сбытовой политики предприятия
Доставка - наиболее активно развивающийся сегмент рынка пиццерий. Появилось много компаний по доставке, рестораны развивают сеть доставки. В сети «Сбарро» продажи с доставкой в 2019 году по сравнению с 2010 годом выросли на 35%. Все операторы обслуживают только территории близлежащих территорий, где могут гарантировать сроки и качество доставки. «Сбарро» имеет самую большую сеть доставки в Москве - 24 пункта, что позволяет покрыть практически всю территорию города. В 2005 году в «Сбарро» появился единый колл-центр для приема заказов. Это нововведение позволило более эффективно управлять процессом, быстрее реагировать на проблемы или жалобы клиентов.
Помимо доставки, ресторан развивает и другие виды услуг, например, продажу еды на вынос. Сейчас «Экспресс-окна» пытаются развивать сеть «Сбарро». Окно на Невский проспект в Санкт-Петербурге работает только в летний сезон, но не пользуется большой популярностью, люди по-прежнему предпочитают сидеть в ресторане. А в холодное время года мало кто хочет стоять в очереди на морозе и ждать свой кусок пиццы. «Сбарро» активно развивает фуд-корты в торговых центрах, количество которых растет невероятными темпами.
Далее оценим эффективность продаж ООО «Братья», рассчитав показатели эффективности сбытовой политики компании.
2.2. Расчет эффективности сбытовой политики предприятия
Сбыт является основными и неотъемлемым элементом процесса воспроизводства, выполняет функции завершения процесса производства, доводит продукцию до потребителей, удовлетворяет их многообразные потребности.
Сбыт представляет собой процесс передвижения и передачи товаров и услуг от производителя к потребителю, включая транспортировку и хранение.
Эффективность реализации продукции непосредственно зависит от грамотной гибкой системы управления товародвижением, позволяющей сохранить качество продукции, реализовать экономический потенциал.
Устанавливая стратегию маркетинга, организация проводит анализ каналов распределения. Канал распределения - совокупность посредников, принимающих на себя или помогающих передать другому лицу право собственности на конкретный товар от производителя к потребителю. Члены канала распределения (производитель, посредники) выполняют следующие функции:
. сбор информации для планирования и облегчения обмена;
. стимулирование сбыта;
. налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями;
. сортировка, монтаж и упаковка продукции;
. проведение переговоров;
. транспортировка и складирование товара;
. изыскание средств для покрытия издержек по функционированию канала;
. принятие на себя ответственности за функционирование канала.
В условиях рыночной экономики важнейшей составляющей коммерческой деятельности организации является выбор максимально эффективных каналов реализации продукции, благодаря чему они получают возможность произвести необходимую потребителю продукцию и выгодно ее реализовать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.
Эффективность сбытовой политики основывается на многовариантном расчете издержек и выборе на его основе оптимального варианта по основным направлениям сбытовой деятельности.
Эффективность - сравнительная оценка результата деятельности, учитывающая результат деятельности и анализирует условия, при которых он достигается. Эффективность является отношением результата и затрат на него. Оценка эффективности продаж рассчитывается как отношение доходов к затратам.
Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью экспертов по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации.
Используя методы определения эффективности определим эффективность сбытовой системы ООО «Бразерс»:анализ. Отражает Сильные и Слабые стороны, Возможности и Угрозы (табл. 8).
Таблица 8
SWOT-анализ ООО «Бразерс»
ВНЕШНЯЯ СРЕДА |
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА |
Возможности (Opportunities) |
Сильные стороны (Strengths) |
а) Краткосрочные возможности - Себестоимость покупаемой продукции снизилась б) Среднесрочные возможности - Возможно получение новых линий дистрибуции в связи с уходом с рынка других фаст-фудов - Издержки на услуги (аренда, перевозки, связь) уменьшатся из-за падения спроса на них - Возможно увеличение федеральных расходов, дотируемых инфляционно из госбюджета (бюджетники и силовые структуры) в) Долгосрочные возможности - За сильным кризисом может последовать новый подъем (оптимистично через 2-3 года) - Розничный рынок после падения снова начнет расти - Отсутствие естественных монополий в бизнесе в результате чего рынок будет оставаться свободным, хотя фискальный контроль и ограничения возрастут - Отсутствие отечественных производителей и отсутствие импортозамещающей продукции как |
а) Краткосрочные сильные стороны - Наличие большого склада для хранения сырья - Хорошее кризисное управление финансовыми потоками б) Среднесрочные сильные стороны - Достаточная капитализация и кредитная история, чтобы восстановить деятельность после окончания острого кризиса - Наличие кредитной истории на внутреннем рынке при отсутствии финансовой поддержки внутри страны - После кризиса компания не потеряла источники финансирования в) Долгосрочные сильные стороны - Наличие квалифицированного персонала для розницы и сетевой интеграции - Развитая клиентская сеть - Эффективная организация финансовых потоков - Присутствие ясной миссии, стратегии, задач и показателей |
Угрозы (Treats) |
Слабые стороны (Weakness) |
а) Краткосрочные угрозы - Потеря части дебиторской задолженности из-за банкротства должников (предприятий работающих по франчайзингу) и из-за отсутствия возможности заплатить или вернуть товар б) Среднесрочные угрозы - Возрастание рисков из-за нестабильности - Значительное сокращение розничного рынка общественного питания - Ужесточение конкуренции из-за борьбы компаний не за прибыль, а за выживание. в) Долгосрочные угрозы - Угроза основам рыночной экономики в связи с изменением курса страны - Угроза политического или экономического коллапса - Угроза потери страной экономической самостоятельности |
а) Краткосрочные слабые стороны - Большая низко ликвидная дебиторская задолженность, распыленная по стране - Большие текущие издержки - Большой низко ликвидный и постепенно разбалансирующийся склад с падающей ценой - Большое количество слабо ликвидных избыточных основных средств - Избыточный объем привлеченных средств при собственных средствах, сильно связанных в бизнесах, низко ликвидных и низко рентабельных в условиях кризиса б) Среднесрочные сильные стороны - Устаревший и узкий продуктовый ряд ассортимент - Ограниченный и неоптимальный продуктовый ряд - новый рынок потребует новых продуктов / услуг - Сложившийся «кредитный» алгоритм работы с клиентами |
PEST-анализ «Sbarro» представлен в таблице 9.
Таблица 9
PEST-анализ ООО «Бразерс»
Политические факторы |
Экономические факторы |
1. Антимонопольное регулирование. 2. Наличие групп давления. 3. Законодательство. 4. Налоговое регулирование. |
1. Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад) в стране, отрасли, смежных отраслях. 2. Динамика курса российского рубля к доллару США и евро. |
Социальные факторы |
Технологически факторы |
1. Возрастная структура населения. |
1. Технологии изготовления блюд |
Анализ отрасли «Sbarro» представлен в таблице 10.
Таблица 10
Анализ отрасли «Sbarro»
Характеристики |
Стратегическая важность |
Размеры рынка. |
оборот общественного питания России в 2010 г. составил 743,0 млрд. руб. |
Масштабы конкуренции. |
Конкуренция в мировом масштабе |
Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок. |
Финансово-экономический кризис оказал существенное воздействие на рынок общественного питания России. По данным Росстата, до начала кризиса рынок в среднем ежегодно рос на 12-15%, однако в 2009 г. оборот общественного питания России показал отрицательный темп прироста на уровне 12,8%. Таким образом, падение рынка в 2009 году с учетом несостоявшегося роста составило 25%-28% по сравнению с предыдущим годом. В ноябре падение достигло максимального уровня: оборот рынка упал на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. |
Число конкурентов и их относительные размеры. |
По предлагаемой кухне, основным конкурентом «Sbarro» являются рестораны «IL Патио». Также конкурентами являтся McDonalds, «Ростик групп», «Елки-Палки», «Му-Му», «Грабли» |
Легкость вхождения в отрасль и выхода из нее |
Вход новых конкурентов затруднен наличием большого количества конкурентов и наличием у них широкой сети реализации. |
Количество покупателей и их финансовые возможности |
Значительное количество покупателей. Их финансовые возможности непосредственно связаны с экономической и политической ситуации в стране. |
Доходность |
Высокая прибыльность отрасли |
Анализ пяти конкурентных сил организации ООО «Бразерс» представлен в таблице 11.
Таблице 11 - Анализ пяти конкурентных сил ООО «Бразерс»
Конкурентная сила |
Характеристика |
Конкурентное давление, создаваемое предприятиями из других отраслей. |
Сильное, появляются новые виды продукции |
Конкурентное давление со стороны новых конкурентов. |
Сила конкурентного давления умеренная (высокие барьеры при входе на рынок). |
Конкурентное давление со стороны покупателей. |
Сильное (стоимость переключения покупателей на продукцию основных конкурентов значительна). |
Конкурентное давление со стороны поставщиков. |
Слабое. В Красноярске наблюдается большое количество поставщиков, предлагающих продукцию разного качества и по различной цене. |
Конкурентное давление, создаваемое соперничеством присутствующих на рынке предприятий отрасли. |
Умеренное. Число конкурентов растет, но значительно отличаются их размеры и возможности. Конкуренты предпринимают меры по увеличению своей рыночной доли, но это наблюдается лишь у крупных предприятий. |
Метод ранжирования и оценивания. С использованием рангов эксперт осуществляет упорядочение объектов в зависимости от их значимости. Стратегический анализ внутренней среды (на основе шкалирования факторов) представлен в таблице 12.
Таблица 12
Стратегический анализ внутренней среды ООО «Бразерс»
Фактор |
Значение фактора по шкале от -10 до 10 |
|
Бизнес-направления |
||
1. |
Широкий ассортимент продукции |
+ 9 |
2. |
Высокое качество представляемой на рынок продукции |
+ 8 |
3. |
Умеренная цена |
+ 7 |
4. |
Трудности подтверждения и обоснования качественных характеристик продукции |
+3 |
5. |
Недиверсифицированная деятельность |
- 5 |
Основные бизнес-процессы |
||
1. |
Большой опыт работы на рынке |
+ 10 |
2. |
Устойчивые связи с большим числом клиентов |
+ 8 |
3. |
Известность торговой марки |
+ 9 |
4. |
Ориентация в основном на зарубежных поставщиков |
- 3 |
Управленческие бизнес-процессы |
||
1. |
Понимание руководством значения и необходимости «регулярного менеджмента» |
+ 10 |
2. |
Хорошая постановка и компьютеризация бухгалтерского учета |
+ 4 |
3. |
Присутствие целенаправленной стратегии |
+4 |
4. |
Недостаточная степень «регуляризации» управления при росте объемов и сложности задач |
- 2 |
5. |
Не использование нестандартных финансовых инструментов |
- 2 |
6. |
Слабая ответственность и мотивация менеджеров направлений за результаты |
- 3 |
7. |
Налаженные механизмы поиска и управления персоналом |
+5 |
Ресурсы |
||
1. |
Достаточный оборотный капитал из-за льготных условий основного поставщика |
+ 10 |
2. |
Наличие квалифицированного сбытового персонала |
+ 8 |
3. |
Наличие хорошей производственной базы - производственные и офисные площади |
+ 6 |
4. |
Недостаток продавцов требуемой квалификации |
- 1 |
5. |
Интегрированная корпоративная информационная система |
+ 3 |
Метод SNW-анализа. Для анализа внутренней среды предприятия применяется метод SNW-анализа, позволяющий рассматривать сильные и слабые стороны, нейтральные позиции определенных факторов, влияющих на финансовую деятельность предприятия. Иными словами SNW-анализ представляет собой усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW-анализ, в отличие от SWOT-анализа, предлагает среднерыночное состояние (N).
К элементам внутренней среды для SNW-анализа можно отнести следующее факторы: бизнес стратегии, конкурентоспособность товаров, IT, лидерство, маркетинг, торговая марка, персонал, репутация на рынке, инновации, корпоративная культура, стратегические альянсы и др. Пример SNW-анализа представлен в таблице 13.
Таблица 13
Пример SNW-анализа ООО «Бразерс»
№ п/п |
Значимые параметры в деятельности предприятия |
Ранг |
S |
N |
W |
1. |
Обучение персонала |
2 |
Х |
||
2. |
Условия труда |
Х |
|||
3. |
Мотивация и стимулирование персонала |
Х |
|||
4. |
Текучесть кадров |
Х |
|||
5. |
Квалификация персонала |
Х |
|||
6. |
Оценка качества работы персонала |
7 |
Х |
||
7. |
Социальный пакет |
Х |
|||
8. |
Организация планирования |
5 |
Х |
||
9. |
Информационное обеспечение |
4 |
Х |
||
10. |
Качество выпускаемой продукции |
Х |
|||
11. |
Организация маркетинга на предприятии |
6 |
Х |
||
12. |
Объемы производства |
Х |
|||
13. |
Ассортимент выпускаемой продукции |
Х |
|||
14. |
Численность персонала |
Х |
|||
15. |
Заработанная плата |
Х |
|||
16. |
Имидж (деловая репутация) предприятия |
Х |
|||
17. |
Финансовая устойчивость предприятия |
Х |
|||
18. |
Стратегия развития предприятия |
1 |
Х |