Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 410

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Темы для семинарских занятий

  2. 1- Сущность и содержание технологий социальной работы. 2. Взаимосвязь технологий, социального управления и программы биологических исследований.

  1. Классификация технологий социальной работы.

    Осмысление процессов проверки эффективности и внедрения технологий социальной работы, в том числе и со­циальных инноваций, весьма важно, ибо все они, как правило, новаторские, а значит, не всегда полностью ясны возможные последствия от их внедрения в жизнедеятельность. Поэтому необходима проверка эффективности как технологий соци­альной работы, так и социальных инноваций, которая объек­тивно обусловлена следующими основными причинами.

    2. Процедура проверки эффективности социальных но- вовведений и технологий дает возможность выяснить, како- вы последствия от их внедрения. В зависимости от соотноше- ния позитивных и негативных последствий решается вопрос 0 внедрении новшества в практическую жизнедеятельность с°Циума.

  2. Инновационные технологии социальной работы.

  3. Особенности технологий в социальной работе.

  1. Состояние современной социальной сферы и актуальные направ­ления ее модернизации.

  1. Темы для написания докладов и рефератов

  1. Социальная работа как особый вид практической деятельности.

  2. Социальные технологии в социальной сфере.

  3. Классификация технологий в социальной работе.

  4. Технологии учебного процесса.

  5. Социальные технологии и их роль в социально-технологической деятельности.

  6. Основные тенденции развития практических основ социальных технологий в истории человеческого общества.

  7. Технологии социальной работы с различными категориями и груп­пами населения.

  8. Технологии социальной работы в различных сферах жизнеде­ятельности.

  1. Список литературы

  1. Жуков В.И. На рубеже тысячелетий: социология отечественных пре­образований (1985-2005 гг.). - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

  2. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология пре­образований: в 3 т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во РГСУ, 2007.

  3. Павленок ПД. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Дашков и К°, 2005.

  4. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. П.Д. Павленка; П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: Инфра-М, 2009, 2010.



  1. 5. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учеб. Пособие / р.И. Ерусланова. - 4-е изд. - м.: Дашков и к0, 2010.

  2. Тепла 1.5. Эффективность технологий социальной работы

  3. Аннотация. Тема посвящена теоретико-методологическим аспектам эффективности социальной работы. Эффективность зависит от вида де­ятельности, поэтому складывается из цели, результата, затрат, условий деятельности. Проверка эффективности технологий социальной работы и социальных инноваций дает возможность уточнить, дополнить или да­же исправить социальный проект в зависимости от специфики конкрет­ных социальных условий его применения и использования.

  4. Цель: познакомить студентов с феноменом эффективности, методоло­гическими подходами к критериям и показателям эффективности, анали­зом ее количественных и качественных измерений и полученных резуль­татов на практике.

  1. 3. Проверка дает возможность уточнить, дополнить или да­же исправить социальный проект в зависимости от специфики конкретных социальных условий его применения и использо­вания.

  2. Проверка эффективности технологий социальной работы и социальных инноваций раскрывает два важных взаимосвя­занных момента.

  3. Первый касается эффективности самой социальной ин­новации или технологии, а также позитивности результата, полученного от их внедрения.

  4. Второй вопрос ориентирует социальных технологов и про­ектировщиков на выяснение негативных последствий от внед­рения социальной инновации или технологии. Каждая инно­вация или технология - это сумма позитива и негатива. Поэ­тому основная задача процесса технологизации заключается в уменьшении негативных последствий от внедрения новых социальных форм.

  5. Для проверки эффективности и результативности инноваций и технологий нужно решать следующие важные задачи:

  6. 1) определять эффективность социальной инновации илитехнологии, а также их позитивный эффект;

  1. выяснять степень явного негативного эффекта от внедрения социальной инновации или технологии, а также их деструктивных последствий для социума;

  2. оценивать возможные скрытые негативные послед­ствия, которые могут проявиться в будущем;


  1. 4) определять интегральный эффект от социальной иннова- ции или технологии с учетом как позитивных, так и негативных последствий.

  2. Заметим также, что проверка социальных инноваций и технологий направлена на определение их эффективности, с точки зрения возможности разрешать назревшие социаль­ные проблемы, а также удовлетворять насущные социальные потребности людей.

  3. Под эффективностью технологий социальной работы понимается результативность, успешность деятельности орга­нов социального управления, должностных лиц по осуществле­нию социальной защиты различных категорий и групп граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. В общем плане эффективность технологий социальной работы есть количест­венно-качественная характеристика ее процессов, операций и процедур, с точки зрения их рациональности, экономичности или оптимальности. Часто ее рассматривают как оценку ре­зультата взаимодействий субъектов и объектов в сфере уп­равления, отражающую степень достижения преследуемых целей или качество решения поставленных задач.

  4. Понятие «эффективность технологии» социальной работы, а тем более исследования в этой области появились только в середине 90-х годов XX в. Прежде всего обратимся к по­нятию «эффективность». В словарях и научных публикациях чаще всего значение этого слова определяется как «резуль­тативность», иногда «продуктивность». Категория эффектив­ности вообще предполагает достижение наивысших резуль­татов при наименьших затратах труда и времени. С точки зрения экономики под эффектом понимается разница между результатом и затратами. Эффективность здесь рассматри­вается как отношение эффекта к затратам6.

  5. Любая деятельность требует определенных физических, духовных, материальных и финансовых затрат, определенного времени. Более эффективной следует считать ту деятельность, которая позволяет достигать заданной цели за кратчайшее время с наименьшими затратами сил и средств.

  6. В целом категория «эффективность» отражает характе­ристику результата целенаправленной деятельности государ­ева, социальных работников, оценку степени приближения этой деятельности к поставленной цели.

  7. 7См.: Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, ■олитика. 1985-2001 гг. - М., 2002.

  1. Возможен и более широкий подход к определению эф­фективности технологий социальной работы, когда ее рас­сматривают как структурное соотношение факторов управ­ления ею - потребностей, целей (задач), затрат (ресурсов) и результатов. Эффективность в таком случае есть качество способов осуществления социальной работы в организациях и учреждениях социальной защиты и социального обслужи­вания: чем быстрее и легче достигается цель, тем эффектив­нее способы ее достижения. Различают основные виды эф­фективности.

  2. Первый вид связан с оценкой сотношения целей и задач социальной работы с потребностями, идеями и нормами соци­альной политики государства. Эта потребностная или целевая эффективность (Эп = Ц / П) социальной работы показывает, насколько правильно (адекватно) были сформулированы цели социальной работы.

  3. Второй вид эффективности рассматривает отношение достигнутых результатов социальной работы к ее целям и за­дачам. Такую эффективность называют целесообразностью, или результативностью (Эр = Р / Ц). Она выражает степень достижения поставленных целей и задач. Такое понимание эффективности социальной работы наиболее распространено в органах государственного управления.

  4. Третий вид эффективности во главу угла ставит соотно­шение между достигнутыми результатами социальной ра­боты и общей совокупностью понесенных затрат (средств, ресурсов, деятельности). Данный вид называют затратной эффективностью, или экономичностью форм и методов со­циальной работы (Эз = Р/3).

  5. Частным случаем такого вида эффективности является по­нятие производительность, когда соотносят полученные ре­зультаты (в количественном выражении) социальной работы с продолжительностью времени, в течение которого они были достигнуты (Эпр = РЛ).

  6. Названные виды эффективности технологий социальной работы взаимосвязаны. Системное (интегративное) выраже­ние эффективности социальной работы можно представить следующим образом:

  7. Эф = Эп х Эр х Эз.

  8. Если же рассматривать изменение интегральной эффек­тивности технологий социальной работы во времени (I), то мы получим ее динамическую характеристику (Эфд) с точки зрения качества управления, которая называется интенсификацией (Ин)1. Символически ее содержание можно выразить так:

  9. Эфд = Ин = Эп х Эр х Эз х Эпр.

  10. Для субъектов социальной работы из данных теоретичес­ких положений об эффективности следуют два важных вы­вода.

  11. Во-первых, управление социальной работой может быть направлено на достижение ее целей и задач экстенсивным путем, т. е. простым увеличением времени решения задач, затрат различных видов ресурсов (людских, материальных, финансовых) преимущественно за счет количественных пара­метров. Для данного пути больше подходит стратегия управ­ления, анализа и планирования, называемая «от сложившейся практики», которая устанавливает цели и задачи социальной работы, исходя из имеющихся ресурсов и возможностей по схеме «ресурсы - цели (задачи) - результаты».

  12. Во-вторых, управление системой социальной работы может быть направлено на достижение ее целей и задач ин­тенсивным путем - способом увеличения затрачиваемых в единицу времени физических и интеллектуальных усилий Специалистов, т. е. преимущественно за счет качественных параметров (увеличение производительности, уплотнение ра-

  13. ' См.: Ладенко И.С., Тульчинский Г.Л. Логика целевого управления. -Но­восибирск: Наука. Сиб. отд., 2008.


  1. бочего времени, улучшение организации, применение новых методов и средств). Для данного способа больше подходит стратегия управления, анализа и планирования, называемая «программно-целевой», которая предполагает сначала опре­деление целей, исходя из социальных потребностей и запро­сов граждан, а затем обеспечение их необходимыми ресурса­ми по схеме «цели - ресурсы - результаты».

  2. Рассмотрим основные компоненты эффективности техно­логий социальной работы, которые определяют ее содержа­ние (схема 1).

  3. Схема 1

  4. Важнейшим компонентом эффективности является целе-полагание. Цель может рассматриваться как идеальный образ желаемых результатов социальной работы, возможного или необходимого состояния ее объектов, как указатель общего направления движения для достижения наилучшего результа­та, как форма знаний об объекте. Смысл постановки цели -в ее достижении и выборе необходимых для этого средств.

  5. Когда цели социальной работы определены, необходимо оценить их с точки зрения качества. Для этого применяют сле­дующие критерии.

  • измеримость (цели должны содержать возможность их количественного измерения);

  • конкретность (четкая фиксация того, что должно быть достигнуто и в какие сроки);

  • приемлемость (цели должны учитывать интересы всех членов организации и общества в целом);

  • сопоставимость (цели должны быть сопоставимы с другими целями организации);

  • достижимость (цели должны быть реальными);

  • гибкость (возможность корректировки целей).

  1. Как и в любом виде деятельности, эффективность каж­дого компонента технологии социальной работы заключается в достижении определенных результатов с заранее опреде­ленными целевыми параметрами. Следовательно, проблема эффективности лежит в плоскости отношения «цель - резуль­тат», и ее исследование надо начинать с выяснения целей со­циальной работы.

  2. В общем случае под целью понимается «предвосхищен­ный в сознании результат, на достижение которого направ-ены действия» или «заранее мыслимый результат созна­тельной деятельности человека, группы людей, партии или класса»'.

  3. нх' Фил°софский словарь. - М., 1995. - С. 452; Трубников ИМ. О категори-цель», «средство», «результат». - М., 1998. - С. 57, 60.