ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 410
Скачиваний: 1
Темы для семинарских занятий
1- Сущность и содержание технологий социальной работы. 2. Взаимосвязь технологий, социального управления и программы биологических исследований.
-
Классификация технологий социальной работы.
Осмысление процессов проверки эффективности и внедрения технологий социальной работы, в том числе и социальных инноваций, весьма важно, ибо все они, как правило, новаторские, а значит, не всегда полностью ясны возможные последствия от их внедрения в жизнедеятельность. Поэтому необходима проверка эффективности как технологий социальной работы, так и социальных инноваций, которая объективно обусловлена следующими основными причинами.
2. Процедура проверки эффективности социальных но- вовведений и технологий дает возможность выяснить, како- вы последствия от их внедрения. В зависимости от соотноше- ния позитивных и негативных последствий решается вопрос 0 внедрении новшества в практическую жизнедеятельность с°Циума.
Инновационные технологии социальной работы.
Особенности технологий в социальной работе.
Состояние современной социальной сферы и актуальные направления ее модернизации.
Темы для написания докладов и рефератов
Социальная работа как особый вид практической деятельности.
Социальные технологии в социальной сфере.
Классификация технологий в социальной работе.
Технологии учебного процесса.
Социальные технологии и их роль в социально-технологической деятельности.
Основные тенденции развития практических основ социальных технологий в истории человеческого общества.
Технологии социальной работы с различными категориями и группами населения.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности.
Список литературы
Жуков В.И. На рубеже тысячелетий: социология отечественных преобразований (1985-2005 гг.). - М.: Изд-во РГСУ, 2008.
Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во РГСУ, 2007.
Павленок ПД. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Дашков и К°, 2005.
Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. П.Д. Павленка; П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: Инфра-М, 2009, 2010.
5. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учеб. Пособие / р.И. Ерусланова. - 4-е изд. - м.: Дашков и к0, 2010.
Тепла 1.5. Эффективность технологий социальной работы
Аннотация. Тема посвящена теоретико-методологическим аспектам эффективности социальной работы. Эффективность зависит от вида деятельности, поэтому складывается из цели, результата, затрат, условий деятельности. Проверка эффективности технологий социальной работы и социальных инноваций дает возможность уточнить, дополнить или даже исправить социальный проект в зависимости от специфики конкретных социальных условий его применения и использования.
Цель: познакомить студентов с феноменом эффективности, методологическими подходами к критериям и показателям эффективности, анализом ее количественных и качественных измерений и полученных результатов на практике.
3. Проверка дает возможность уточнить, дополнить или даже исправить социальный проект в зависимости от специфики конкретных социальных условий его применения и использования.
Проверка эффективности технологий социальной работы и социальных инноваций раскрывает два важных взаимосвязанных момента.
Первый касается эффективности самой социальной инновации или технологии, а также позитивности результата, полученного от их внедрения.
Второй вопрос ориентирует социальных технологов и проектировщиков на выяснение негативных последствий от внедрения социальной инновации или технологии. Каждая инновация или технология - это сумма позитива и негатива. Поэтому основная задача процесса технологизации заключается в уменьшении негативных последствий от внедрения новых социальных форм.
Для проверки эффективности и результативности инноваций и технологий нужно решать следующие важные задачи:
1) определять эффективность социальной инновации илитехнологии, а также их позитивный эффект;
выяснять степень явного негативного эффекта от внедрения социальной инновации или технологии, а также их деструктивных последствий для социума;
оценивать возможные скрытые негативные последствия, которые могут проявиться в будущем;
4) определять интегральный эффект от социальной иннова- ции или технологии с учетом как позитивных, так и негативных последствий.
Заметим также, что проверка социальных инноваций и технологий направлена на определение их эффективности, с точки зрения возможности разрешать назревшие социальные проблемы, а также удовлетворять насущные социальные потребности людей.
Под эффективностью технологий социальной работы понимается результативность, успешность деятельности органов социального управления, должностных лиц по осуществлению социальной защиты различных категорий и групп граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. В общем плане эффективность технологий социальной работы есть количественно-качественная характеристика ее процессов, операций и процедур, с точки зрения их рациональности, экономичности или оптимальности. Часто ее рассматривают как оценку результата взаимодействий субъектов и объектов в сфере управления, отражающую степень достижения преследуемых целей или качество решения поставленных задач.
Понятие «эффективность технологии» социальной работы, а тем более исследования в этой области появились только в середине 90-х годов XX в. Прежде всего обратимся к понятию «эффективность». В словарях и научных публикациях чаще всего значение этого слова определяется как «результативность», иногда «продуктивность». Категория эффективности вообще предполагает достижение наивысших результатов при наименьших затратах труда и времени. С точки зрения экономики под эффектом понимается разница между результатом и затратами. Эффективность здесь рассматривается как отношение эффекта к затратам6.
Любая деятельность требует определенных физических, духовных, материальных и финансовых затрат, определенного времени. Более эффективной следует считать ту деятельность, которая позволяет достигать заданной цели за кратчайшее время с наименьшими затратами сил и средств.
В целом категория «эффективность» отражает характеристику результата целенаправленной деятельности государева, социальных работников, оценку степени приближения этой деятельности к поставленной цели.
„ 7См.: Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, ■олитика. 1985-2001 гг. - М., 2002.
Возможен и более широкий подход к определению эффективности технологий социальной работы, когда ее рассматривают как структурное соотношение факторов управления ею - потребностей, целей (задач), затрат (ресурсов) и результатов. Эффективность в таком случае есть качество способов осуществления социальной работы в организациях и учреждениях социальной защиты и социального обслуживания: чем быстрее и легче достигается цель, тем эффективнее способы ее достижения. Различают основные виды эффективности.
Первый вид связан с оценкой сотношения целей и задач социальной работы с потребностями, идеями и нормами социальной политики государства. Эта потребностная или целевая эффективность (Эп = Ц / П) социальной работы показывает, насколько правильно (адекватно) были сформулированы цели социальной работы.
Второй вид эффективности рассматривает отношение достигнутых результатов социальной работы к ее целям и задачам. Такую эффективность называют целесообразностью, или результативностью (Эр = Р / Ц). Она выражает степень достижения поставленных целей и задач. Такое понимание эффективности социальной работы наиболее распространено в органах государственного управления.
Третий вид эффективности во главу угла ставит соотношение между достигнутыми результатами социальной работы и общей совокупностью понесенных затрат (средств, ресурсов, деятельности). Данный вид называют затратной эффективностью, или экономичностью форм и методов социальной работы (Эз = Р/3).
Частным случаем такого вида эффективности является понятие производительность, когда соотносят полученные результаты (в количественном выражении) социальной работы с продолжительностью времени, в течение которого они были достигнуты (Эпр = РЛ).
Названные виды эффективности технологий социальной работы взаимосвязаны. Системное (интегративное) выражение эффективности социальной работы можно представить следующим образом:
Эф = Эп х Эр х Эз.
Если же рассматривать изменение интегральной эффективности технологий социальной работы во времени (I), то мы получим ее динамическую характеристику (Эфд) с точки зрения качества управления, которая называется интенсификацией (Ин)1. Символически ее содержание можно выразить так:
Эфд = Ин = Эп х Эр х Эз х Эпр.
Для субъектов социальной работы из данных теоретических положений об эффективности следуют два важных вывода.
Во-первых, управление социальной работой может быть направлено на достижение ее целей и задач экстенсивным путем, т. е. простым увеличением времени решения задач, затрат различных видов ресурсов (людских, материальных, финансовых) преимущественно за счет количественных параметров. Для данного пути больше подходит стратегия управления, анализа и планирования, называемая «от сложившейся практики», которая устанавливает цели и задачи социальной работы, исходя из имеющихся ресурсов и возможностей по схеме «ресурсы - цели (задачи) - результаты».
Во-вторых, управление системой социальной работы может быть направлено на достижение ее целей и задач интенсивным путем - способом увеличения затрачиваемых в единицу времени физических и интеллектуальных усилий Специалистов, т. е. преимущественно за счет качественных параметров (увеличение производительности, уплотнение ра-
' См.: Ладенко И.С., Тульчинский Г.Л. Логика целевого управления. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 2008.
бочего времени, улучшение организации, применение новых методов и средств). Для данного способа больше подходит стратегия управления, анализа и планирования, называемая «программно-целевой», которая предполагает сначала определение целей, исходя из социальных потребностей и запросов граждан, а затем обеспечение их необходимыми ресурсами по схеме «цели - ресурсы - результаты».
Рассмотрим основные компоненты эффективности технологий социальной работы, которые определяют ее содержание (схема 1).
Схема 1
Важнейшим компонентом эффективности является целе-полагание. Цель может рассматриваться как идеальный образ желаемых результатов социальной работы, возможного или необходимого состояния ее объектов, как указатель общего направления движения для достижения наилучшего результата, как форма знаний об объекте. Смысл постановки цели -в ее достижении и выборе необходимых для этого средств.
Когда цели социальной работы определены, необходимо оценить их с точки зрения качества. Для этого применяют следующие критерии.
измеримость (цели должны содержать возможность их количественного измерения);
конкретность (четкая фиксация того, что должно быть достигнуто и в какие сроки);
приемлемость (цели должны учитывать интересы всех членов организации и общества в целом);
сопоставимость (цели должны быть сопоставимы с другими целями организации);
достижимость (цели должны быть реальными);
гибкость (возможность корректировки целей).
Как и в любом виде деятельности, эффективность каждого компонента технологии социальной работы заключается в достижении определенных результатов с заранее определенными целевыми параметрами. Следовательно, проблема эффективности лежит в плоскости отношения «цель - результат», и ее исследование надо начинать с выяснения целей социальной работы.
В общем случае под целью понимается «предвосхищенный в сознании результат, на достижение которого направ-ены действия» или «заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей, партии или класса»'.
нх' Фил°софский словарь. - М., 1995. - С. 452; Трубников ИМ. О категори-цель», «средство», «результат». - М., 1998. - С. 57, 60.