Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 411

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Научно обоснованная цель является непременным усло­вием предотвращения стихийности, самотека в социальной работе, рождает перспективу, придает социальной работе планомерный, глубоко осознанный характер. Всякий отрыв социальной работы от реальной жизни делает ее беспредмет­ной, ненужной для клиентов социальной службы.

  2. Поскольку разнообразна сама жизнь, реальная действи­тельность, в которой осуществляется социальная работа, по­стольку и цели социальной работы чрезвычайно многообраз­ны. Их можно классифицировать по различным основаниям. Так, с точки зрения объективности, цели могут быть реальные и нереальные. По связям с действительностью - конкретные и абстрактные. По времени их реализации - стратегичес­кие (перспективные или отдаленные и конечные) и такти­ческие (ближайшие или текущие, ситуационные, разовые). По своему объему и принадлежности к тому или иному виду социальной работы цели могут быть общие, особенные и еди­ничные. В реальной социальной действительности все пере­численные цели, переплетаясь между собой, выступают как единое целое.

  3. Чтобы социальная работа была эффективной, ее цели долж­ны быть реальными, т. е. соответствовать реальным возмож­ностям достижения определенного результата. Идеально мож­но спланировать самые радикальные социальные меры и взять их на вооружение социальной работы в качестве целей. Но та­кие цели не могут быть реализованы в короткое время, если для этого нет социальных условий и социальных возможностей.

  4. В социальной работе, как правило, ставятся и достигаются 1 конкретные цели, связанные с решением насущных задач по социальной защите и социальному обслуживанию клиентов.

  5. Перспективные цели социальной работы вытекают из^ стратегических задач государственной социальной политики., Стратегические цели социальной работы не могут быть реали-* зованы сразу, путь к ним лежит через достижение более мел-| ких, текущих, ситуационных и родовых целей. Уместно в связи с этим вспомнить слова Т. Гоббса, который писал: «Среди це­лей одни называются близкими, другие отдаленными. Но когда близкие цели сравниваются с более отдаленными, то первые называются не целями, а средствами, или путями к достиже­нию вторых»1.

  6. Социальная работа действенна лишь тогда, когда она ве­дет хотя бы в какой-то мере к результату, задуманному как цель. Цель социальной работы интерпретируется как планиру­емый результат, идеальное, мысленное предвосхищение ре­зультата деятельности.

  7. Цели социальной работы эффективны лишь в том случае, если они базируются на следующих приоритетах:


  • ориентации процессов социального управления на вы­сокую степень социальной защищенности граждан;

  • определении основных видов социальных услуг, соци­альной помощи и поддержки, гарантируемых населению.

  1. Содержание целей зависит от объективных законов дей­ствительности, реальных возможностей государства и от при­меняемых средств. Как свидетельствует опыт, руководители при организации социальной работы учитывают различные ти­пы ее целей.

  2. Главная цель социальной работы - удовлетворение пот­ребностей граждан. Общая цель дифференцируется на отде­льные цели:

  • создание условий, в которых индивиды могут макси­мально проявлять свои способности и возможности;

  • адаптация и реабилитация граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;

  • создание условий, при которых гражданин, несмотря на имеющиеся социальные трудности, может выполнять за­дачи в повседневной жизни и в сложных условиях обста­новки.

  1. Гобое Т. Избр. соч. - М.; Л., 1996. - С. 241.

  1. На эффективность технологии социальной работы непос­редственно влияют принимаемые руководителями решения на достижение целей социальной деятельности. Проблемы могут рассматриваться как задачи, для выполнения которых еще не найдено решение, или как сложные практические си­туации в социальной сфере жизнедеятельности общества.

  2. Особое место среди факторов эффективности технологии социальной работы занимает ее организация. Она позволяет придать социальной деятельности системный, упорядочен­ный характер, рационально распределить силы, средства и ресурсы, установить деловые взаимоотношения между должностными лицами и клиентами и добиваться решения поставленных задач.

  3. Процедура проверки эффективности социальных иннова­ций и технологий достаточно сложна и включает различные методы.

  • мысленного моделирования и экспериментирования, состоящие в оперировании мысленными моделями ново­введений и социальной среды, а также их взаимодействием и взаимовлиянием друг на друга;

  • экспертные, предполагающие привлечение к оценке эф­фективности социальных нововведений и технологий высоко­квалифицированных специалистов в качестве экспертов;

  • социального экспериментирования, ориентированного на проверку нововведений в реальных социальных условиях посредством организации экспериментального функциониро­вания социального новшества или технологии в контролируе­мых и управляемых условиях микромасштабного социального бытия или микросоциального уровня;

  • прогнозирования перспектив социальной инновации или технологии, которые отличаются от предыдущих методов проверки тем, что эффективность новшества проверяют не с позиции актуального бытия общественной системы, а с точ-{ ки зрения его соответствия будущим проблемам, целям или формам развития социума. Применение этой группы методов дает возможность сделать вывод о перспективности социаль­ной инновации или технологии.


  1. Темы для семинарских занятий

  1. Сущность эффективности технологий социальной работы.

  2. Специфика эффективности применительно к социальной работе.

  3. Эффективность социальной работы как науки, учебного процесса и специфического вида практической деятельности.

  4. Эффективность технологий социальной работы в России и зару­бежных странах.

  1. Темы для написания докладов и рефератов

  1. Проблемы творчества в социальном проектировании.

  1. Проблема проектирования и конструирования технологий соци­альной работы.

  2. Социальные аспекты инновационного процесса социального про­странства.

  1. Содержание основных составляющих эффективности.

  1. Роль социальных норм и потребностей в определении эффектив­ности социальной работы.

  2. Содержание показателей и индикаторов эффективности социаль­ной работы.

  3. Зарубежный опыт проектирования и внедрения технологий соци­альной работы.

  1. Список литературы

  1. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. - М.: ИНФРА-М,

  1. 2000.

  1. Павленок П.Д. Социология социальной работы: Монография. - М.: ГОУВПО «МГУС», 2005.

  2. Павленок ПД. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. -4-е изд. - М.: Дашков и К°, 2005.

  3. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А-М. Панова. - М.: Институт социальной работы, 1997.

  4. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.

  1. 6. Эффективность социальной работы: Методологический семинар / еД.-сост. В.В. Колков. - М.: Институт социальной работы, 2008.


  1. МОДУЛЬ II

  2. СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

  3. Тема 2.6. Технология социальной диагностики

  4. Аннотация. Тема посвящена изучению технологии социальной диа гностики как базовой технологии социальной работы. Технология соци­альной диагностики представляет собой специфический вид человечес­кой деятельности, который связан в основном с определением факти ческого состояния социального объекта с целью последующего коррек тирующего воздействия на него и изменения его состояния или режима работы. Рассматриваются методы и способы социальной диагностики.

  5. Цель: познакомить студентов с особенностями социально-диагнос­тической деятельности, основными ее этапами и методами постановки социального диагноза, порядком проведения анализа собранных данных и выделения ключевой проблемы.

  6. Социальные объекты, явления и процессы функционируют и развиваются лишь на основе постоянных изменений, кото­рые затрагивают не только их структуру, но и качественную специфику. А это, как известно, вынуждает постоянно коррек­тировать их цели, стратегии и технологии, которые устарева­ют (так как были выработаны ранее) и теряют свою былую эффективность. Возникающее диалектическое противоречие обусловливает необходимость постоянного диагностирова­ния социальных объектов, явлений и процессов. При этом нужно прежде всего получить ответы на следующие вопро­сы: Что представляют собой социальные объекты и явления или процессы в настоящее время? Как они изменились? Ка­ковы тенденции их будущих и возможных изменений?

  7. Термин «диагностика» (от греч. аЧадпозИков - способный распознавать) пришел в социальную работу из медицины, как: 1) учение о методах и принципах распознавания болез­ней и постановки диагноза; 2) процесс постановки диагноза. В этом случае диагноз - определение существа и особеннос­тей болезней на основе всестороннего исследования больно­го. Что же касается понятия «социальная диагностика», то оно означает процедуру определения и распознавания объекта социального исследования. Этот специфический вид челове­ческой деятельности связан в основном с определением фак­тического состояния социального объекта с целью последу­ющего корректирующего воздействия на него и изменения его состояния или режима работы. В широком значении понятие «социальная диагностика» фактически совпадает с понятиями «исследование», «социальная характеристика» и «типологиза-ция», а в узком специальном значении это один из видов реп­родуктивного социального познания.

  8. По объекту, на который направлена диагностика, ее клас­сифицируют на медицинскую, техническую, психологическую, социальную, экономическую и управленческую. В диагности­ческой практике чаще всего применяют социальную, эконо­мическую и управленческую диагностику.

  9. По предмету диагностики, т. е. диагностируемому аспекту объекта, выделяют диагностики:


  • состояний - ориентирована на стационарные характе­ристики объекта;

  • ситуаций - осмысливает некоторую совокупность собы­тий;

  • проблем - сосредоточена на противоречиях и способах их Разрешения;

  • • процессов, или процессуальная, - осмысление и оцен­ка закономерностей и динамики развития социальных про­цессов.

  • В практике управления довольно часто используют диагностику ситуаций. По сути, она сводится к типологизации проблемных ситуаций, выделению их существенных призна­ков и оценке перспектив их развития.

  • По степени формализации можно выделить формали­зованную диагностику, дающую строгие количественные оценки явлений и процессов, и качественную, которая ори­ентирована на получение общего впечатления об объекте диагноза и его качественных характеристиках.

  • Для успешного решения социальных проблем необходи­мо, чтобы своевременно и в полном объеме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы, так и возможные пути и способы их решения. Это происходит в случае, если спе­циалист (социальный работник) владеет навыками деятельнос­ти, которую можно определить как социальная диагностика.

  • Широкое распространение термин «социальная диагнос­тика» получил в конце 20-х - начале 30-х годов XX в. Станов­ление диагностической школы социальной работы связано с именем М. Ричмонд. В 1917 г. вышла в свет ее книга «Соци­альные диагнозы», в которой развивается оригинальный ме­тод, позволяющий анализировать социальные и психологичес­кие проблемы клиента.

  • Дальнейшее развитие диагностических подходов свя­зано с деятельностью Г. Гамильтон, которая расширяет по­нятие диагноза и предлагает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысливается и начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела, диагноз выступает в качестве модели, которая дает представление о том, как человек встречается с ситуацией. Это позволяет увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценоч­ную проблематику.

  • Модель диагностической школы окончательно складыва­ется в 30 - 50-е годы XX в., когда активно разрабатываются ее теоретические принципы. В дальнейшем ее развитие находит отражение в работах Ф. Холлис и Дж. Вудс в 1970-1980 гг., в которых сформулированы два основополагающих принципа диагностического подхода в социальной работе: социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его про­блемы; помощь направлена на улучшение социальной жизни человека. Эти два взаимно обусловленных процесса есть диа­гноз и лечение.

  • Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Социальная диагностика как технология социальной работы - это комплек­сный процесс исследования социального явления с целью вы­явления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тен­денции дальнейшего развития. Цель диагностики - установле­ние достоверности информации об объекте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомен­даций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

  • Успех деятельности социального работника во многом за­висит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. В условиях современного российского общества профессионализм в такой сфере при­обретает особую значимость, так как дает возможность на основе полученных данных вырабатывать и осуществлять це­ленаправленные меры социальной защиты различных групп населения.

  • Необходимость овладения навыками социальной диагнос­тики обусловлена рядом причин.