Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 415

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Во-первых, субъект, будь то отдельный человек (группа или организация) не всегда имеет четкие и адекватные представ­ления о причинах возникших у него проблем. Например, опыт социальных работников показывает, что часто члены семьи не отдают себе отчета об истинных причинах семейных проблем и конфликтов, а усматривают их в малозначительных фактах и явлениях (дети не слушают родителей, супруг слишком увле­чен работой и мало уделяет внимания семье и т.п.). Процесс со­циальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения.

  • Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение пробле­мы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее внут­ренним, сущностным содержанием. Например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребенка к новому окружению, может внешне проявляться в резком снижении успеваемости в школе, негативных проявлениях в поведении, замкнутости и т.п. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы может не толь­ко осложнить процесс ее решения, но и создать новые, более сложные и тяжелые затруднения как для ребенка, так и для его родителей.

  • В-третьих, в процессе социальной диагностики появляет­ся возможность не только вскрыть определенные проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функциони­рования субъекта, но и выстроить их определенную иерархию, определив, какие проблемы имеют для субъекта первосте­пенное значение и почему.

  • Для успешного осуществления работы по социальной диа­гностике какой-либо проблемы или группы проблем необхо­димо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру, включает в себя следующие стадии (этапы):

  • • осмысление, т. е. анализ сложившейся ситуации, ее при­чин и характерных особенностей;

  • разработка альтернативных целей, приемлемых для кон­кретного субъекта;

  • поиск способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние.

  • В практике социальной работы бывает достаточно сложно точно выдержать подобную последовательность и разграни­чение стадий. Часто приходится решать эти задачи либо од­новременно, либо в очень короткое время. Однако эти три составляющие процесса социальной диагностики методоло­гически важны, так как анализ каждой из стадий позволяет выделить характерные черты и особенности каждой из них, включая и возникающие трудности, которые должен преодо­леть социальный работник.

  • Стадия осмысления - одна из наиболее сложных и для клиента, и для социального работника. Она определяется те­ми задачами, которые должны быть решены на данном этапе социальной диагностики.

  • Во-первых, в ходе совместной деятельности клиента и со­циального работника необходимо произвести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая собственные проблемы, че­ловек или группа должны признать собственные ошибки, про­счеты, завышенные требования, критерии или оценки.

  • Во-вторых, необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществленные на их основе действия.

  • В-третьих, следует произвести анализ той системы соци­альных связей и отношений, в которые включен субъект, а так­же содержание его статусно-ролевых характеристик.

  • Завершением стадии осмысления становится вывод 0 причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта. Разу­меется, острота восприятия во многом зависит от его индиви­


  • дуальных характеристик, таких как степень психологической устойчивости, возраст, тип темперамента и др. Тем не менее было бы ошибкой предполагать, что человек способен совер­шенно без ущерба для своего психического и психологическо­го состояния признавать несовершенство собственных реше­ний и действий.

  • Стадия разработки альтернативных целей. В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Важнейшей задачей социального работника на этой стадии является помощь человеку в постановке пе­ред собой такой системы целей, которая максимально соответ­ствует его возможностям, способностям, социально-ролевым характеристикам. Именно этим определяется содержание данной стадии, включающей в себя следующие элементы.

  1. Определение границ возможных для субъекта целей. В этом качестве могут выступать различные объективные об­стоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им решений. Напри­мер, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и трудоустройства, необходимо учитывать не только желания и устремления клиента, но и его уровень образования, ква­лификацию, востребованность данной работы на рынке труда и т.п. При этом социальному работнику необходимо совмес тно с клиентом попытаться найти наиболее приемлемый для него диапазон новых целей, опираясь на проделанный анализ сложившейся ситуации.

  2. Расширение социальной свободы субъекта, активи зации его творческих и социальных сил. Задача социальног работника состоит в том, чтобы «суметь рассмотреть» в кл: енте активное, творческое начало, помочь ему найти новы возможности для приложения своих творческих сил с макс мальной результативностью. Например, поиск новой работ зачастую осложняется тем, что клиент не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, ко­торые для него привычны и комфортны.

  • 3. Построение нового идеала, стремление к которому поз­волит субъекту максимально эффективно выстроить всю сис­тему последующей жизнедеятельности. Необходимо, чтобы построенный в ходе этой совместной деятельности идеал был приемлемым для человека и рассматривался им как перспек­тивный и в принципе достижимый.

  • Таким образом, стадия разработки альтернативных целей дает возможность найти пути и способы деятельности для ре­шения тех проблем, которые осложняют процесс личностного и социального функционирования субъекта, и поставить перед ним новые цели, раскрыть те его способности и возможности, которые позволят их реализовать.

  • Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние. Будучи завер­шающей стадией процесса социальной диагностики, она пред­полагает перевод сформированного ранее идеала в конкрет­ные цели субъекта, которые могут быть достигнуты им в про­цессе последующей жизнедеятельности.

  • На данной стадии происходит рационализация целей субъ­екта и определение тактических приемов и материальных ресурсов их достижения. Если на предыдущей стадии социаль­ной диагностики цели субъекта были сформулированы в виде перспективы, то здесь они должны быть представлены как точная и четкая последовательность действий, должны быть определены наиболее эффективные пути и способы достиже­ния поставленных целей, лежащие в «поле» возможностей и способностей клиента.

  • Также происходит определение социальных партнеров и союзников субъекта, т. е. выявляются те люди, группы и ор­ганизации, на помощь и поддержку которых может рассчиты­вать субъект. Чем шире круг возможных партнеров и союзни­


  • ков, тем более вероятным становится факт достижения целей.; субъектом.

  • Кроме того, осуществляется разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состоя­ние. На данной завершающей стадии социальной диагностики появляется возможность разработать и предложить субъекту* конкретный план его последующей деятельности, реализация которого позволит ему преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения, выстроить новую, более эффе* тивную систему последующей жизнедеятельности. При этом важно определить, насколько новое качественное состояние субъекта целесообразно, т. е. необходимо ему и его окруже-1 нию.

  • Таким образом, процесс социальной диагностики позволя­ет выявить и с определенной степенью достоверности устано-1 вить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полН ноценному социальному и личностному функционированию: человека, группы или организации, а также основные причины I возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный; диагноз, т. е. четко обозначенный и названный перечень про­блем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависим мости и иерархии.

  • Последовательная реализация основных стадий социаль-; ной диагностики основывается на строго определенных прин­ципах, соблюдение которых гарантирует получение достовер-; ных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности как клиента, так социального работ­ника.

  • Принцип объективности, который следует рассматрЯ вать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должев зависеть от влияния внешних факторов (например, желаний и предпочтений начальства). Во-вторых, социальный рабов I ник должен противостоять влиянию внутренних факторов нИ

  • результаты проводимого им анализа (таких, как собственные предрассудки, незнание, аберрация - отклонение от истины, собственного жизненного, семейного опыта). Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию. Таким образом, данный принцип предполагает непредвзятое рассмотрение социаль­ных явлений и процессов и позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.

  • Принцип верификации социальной информации, т. е. ус­тановления ее достоверности, возможности проверки при по­мощи других процедур или других источников данных.

  • Принцип системности в диагностике (или комплексный подход) позволяет установить, что социальные проблемы явля­ются поликаузальными, т. е. их зарождение и развитие опреде­ляется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой причин. Поэтому чтобы определить источник и способы разре­шения жизненного затруднения клиента, необходимо проана­лизировать его микросоциальную среду, его семейные взаимо­отношения; необходимо иметь представление об интеллекту­альном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Разумеется, социальный работник не может быть специалистом во всех названных областях, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, кото­рый способен произвести углубленную диагностику, он должен. Последовательное соблюдение данного принципа не допускает искусственного сужения сферы социального диагноза.

  • Принцип конфиденциальности не допускает разглаше­ния результатов социального диагноза без персонального со­гласия лица, которое является объектом исследования. Если ЭТо Дети, то на разглашение результатов обследования обяза-ельно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

  • Принцип клиентоцентризма - рассмотрение всех сто­рон социальной действительности, всех связей и опосредо-Ваний социальной ситуации с точки зрения интересов и прав


  • индивидуального или группового клиента. Социальные ин титуты защищают интересы государства и общества, их о дельных учреждений или организаций. Социальный работни защищает интересы клиента (разумеется, если это не входи в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит сво деятельность.

  • Последовательная реализация перечисленных принцип позволяет организовать социальную диагностику как едину целостную систему и избежать субъективных отклонений и и кажений действительности.

  • Социальная диагностика - интегративная технологи включающая в себя совокупность методов. В зависимост от специфики диагностируемой проблемы или явления мог использоваться различные методы социальной диагностик классифицируемые по различным основаниям.

  • В зависимости от предмета социальной диагностики (пр чины или текущее состояние социальной проблемы) можн выделить:

  • историко-генетические методы, которые призваны оп­ределить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных ста­диях жизни клиента (биографический метод, глубинное интер­вью, анализ документов и иных продуктов деятельности, ге-нограмма семьи и др.);

  • структурно-функциональные методы, которые пред­полагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяю­щих различные его элементы, т. е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет (анкетирование, тестирование, анализ статистических данных и др.).

  • В зависимости от этапа социальной диагностики исполЦ зуются методы:

  • сбора информации, включающие широкий спектр об щенаучных, социологических, психологических и др. методов (анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ статистических данных, наблюдение, эксперимент, беседа

  • и др-);

  • обработки и анализа информации, полученной в ходе диагностики (сравнение, типологизация, ранжирование и др.).

  • В зависимости от науки или области практической де­ятельности выделяют методы:

  • общенаучные, представляющие собой процедуры иссле­дования любой проблемы, в том числе и социальной (анализ, синтез, сравнение и др.);

  • социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учетом их специфики и своеобразия (социальный эксперимент, различные модификации опроса, социально-статистические методы и др.);

  • психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных, внутригрупповых отноше­ний (различные модификации тестирования, психологический эксперимент, проективные методики и др.);

  • специальные, направленные непосредственно на выра­ботку конкретного социального диагноза. Эта группа методов определяется характером и содержанием проблемы или ком­плексом проблем, являющихся объектом социально-диагнос­тической деятельности в каждом конкретном случае (состав­ление социального паспорта семьи, класса, школы, района; составление социальных портретов, социограммы супруже­ства и др.).


  • Рассмотрим наиболее распространенные в практике соци­альной работы конкретные методы социальной диагностики.

  • Опрос является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существуют два основных класса оп­росных методов: интервью и анкетный опрос.

  • Интервью - проводимая по определенному плану бесе-Да' предполагающая прямой контакт интервьюера с респон­дентом. Существует два типа интервью: свободное и фор­

  • мализированное. Они отличаются степенью активности ис­следователя и интервьюируемого. Эффективность интервью; зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью (его предупреждают! о запланированном разговоре), и к исследователю, который! должен предусмотреть для себя схему, определяющую, ка­кую информацию, в каком объеме и от кого он может и дол­жен получить.

  • Анкетирование - метод сбора информации путем формали­зованного опроса диагностируемых. В отличие от интервью, при анкетировании общение исследователя и респондента опосре­довано анкетой (вопросником) - совокупностью методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявле­ний личности. Стандартизированная анкета состоит из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

  • Путем анкетирования и интервьюирования может осу­ществляться и опрос экспертов. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

  • Беседа в социальной диагностике - метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуни­кации. Основное требование, которому должен соответство­вать социальный работник-диагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Ведение беседы требует определенных знаний и на­выков. Причем имеются в виду знания не только по обсуж­даемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы не­обходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

  • Основные технологические условия, обеспечивающие ус­пех беседы:

  • • умение заинтересовать собеседника предлагаемой теч мой беседы;