Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 407

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. потребности людей невозможно, ибо это, как неоднократно под­тверждала историческая практика, приводит к утопическим тех­нологиям с их пороками и трагедиями. С каждым годом обост­ряется потребность в выработке технологических моделей, кото­рые снижали бы техногенную и экологическую нагрузку на пла­нету. Особенно актуально обеспечение устойчивого равновесия планетарной цивилизации и гуманизации глобальных процессов, выработка принципиальной позиции относительно тех научных открытий и технических достижений, которые могут разрушить основы человеческой жизни. Речь идет о том, что далеко не однозначны последствия внедрения технологий клонирования человека, нейролингвистических технологий и т. п. Проблема со­здания социальных зон безопасности и безусловной эффектив­ности социальных технологий становится на современном этапе весьма актуальной и значимой практической задачей.

    Темы для семинарских занятий

    2. Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

    3. Капустин мл. Конец утопии? (Прошлое и будущее социализма). - м.: Новости (иан), 2001.

    1. КатвалюкАЛ. Социальные технологии. - Тернополь: Экон. думка,

    2001.

    1. Князев В.Н. Человек и технология. - К.: Лыбидь, 2001.

    2. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. - М.: Экономика,

    2005.

    1. ЛемС. Сумма технологий. - М.: Мир, 1968.

    2. Лобов В.Н. Военная хитрость: Из теории и истории. - М.: Воениздат,

    2008.

    1. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология: Учеб. пособие. - К.: МА-УП, 2008.

    2. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука: логико-мето­дологический анализ. - М.: Изд-во МГУ, 2003.

    3. Маркое М. Технология и эффективность социального управления. -М.: Прогресс, 1982.

    2. Практическое использование социальных технологий в различные; периоды истории.

    1. Практические основы социально-технологической деятельности | в различных сферах жизнедеятельности.

    1. Традиционные и модернистские социальные технологии.

    Темы для написания докладов и рефератов

    1. Генезис и исторический путь развития практических основ социалм но-технологической деятельности.

    1. Технологизация социальной деятельности.

    1. Использование социальных технологий в различных сферах жиз недеятельности.

    1. Практические социальные технологии в античном обществе.

    2. Социально-технологические аспекты в военном деле.

    1. Технологический процесс в современных условиях модернизации* общества.

    Список литературы

    1. Иконникова Г.И. О понятии социальной технологии // Философские науки, 2004, № 5, с. 21-29.


  1. Тема 1.4. Специфика технологий в социальной работе

    Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно тре­бует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих из менений, вовлечение людских, материальных, информаци онных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.

    Поэтому формирование политики, определяемой сов ременным обществом и проводимой современным государ ством, возможно только на основе технологизации, преду" матривающей максимально эффективное и целесообразно использование ресурсов и средств.

    Значение технологизации заключается прежде всего в тол что она придает человеческой деятельности более рационал ный характер, отвечает субъективному стремлению человек

  2. Аннотация. Тема рассматривает вопросы, касающиеся специфики технологий социальной работы. Определяется их особенность, подчерки­вается, что при определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий и особенности соци­альной работы как одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компо­нентов социальной работы как системы.

  3. Цель: познакомить студентов со спецификой технологий в социальной работе, дать классификацию технологий, обратить внимание на то, что именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систе­матизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

  4. определить тот естественный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит ее эффективность.

  5. Технологизация социальных процессов осуществляет: разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции; поэтапную координацию действий, направ­ленных на достижение искомого результата; однозначность выполнения включенных в технологию процедур и опера­ций5.

  6. Технологизация как разработка и использование опреде­ленной совокупности приемов и способов воздействия на объ­ект (процесс) базируется на технологиях, а социальная техно­логизация - на социальных технологиях. Технологизация - это процесс, т. е. устойчивая повторяющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым за­мыслом.

  7. Важно подчеркнуть отличие социальных процессов от экономических, политических и других общественных про­цессов. Оно состоит в том, что субъектом движения здесь является социальное качество человека и общества. Своеоб­разие социальных процессов состоит в том, что они пронизы­вают все процессы общественной жизни, так как изменение личности, семьи, класса других социальных групп (с точки зрения их социального положения, реализации потребнос­тей и интересов) затрагивает все стороны их жизнедеятель­ности.

  8. Можно констатировать тесную взаимосвязь между соци­альным и технологическим процессами, в то же время - от­сутствие тождества. В этом плане важно подчеркнуть, что ес-Ли в социальном процессе важнейшим показателем является изменение, то в технологическом - воздействие.

  9. Как известно, основу технологического процесса состав­ит три компонента.

  10. М ■ и ^м':Анисимов С.С. Технологизация: ее природа и социальная роль. -'- ИзД-во МГУ, 2008.


    1. Алгоритм действий (операций). Он понимается как точ­ное предписание относительно последовательности операций, которые осуществляют преобразование объекта (в том числе объекта социальной работы) и перевод его в искомое состоя­ние.

    2. Операции как простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели. Совокупность операций, объ­единенных общей целью, составляет процедуру технологичес­кого процесса.

    3. Инструментарий как арсенал средств, обеспечиваю­щих достижение цели воздействия на личность, социальную группу, ту или иную общность.

    Технология социальной работы входит в категорию соци альных технологий и обладает всеми присущими им особен­ностями.

    Содержательная специфика технологий социальной рабо­ты проявляется в конструктивности (решение конкретных про­блем проверенными эффективными способами); результатив­ности (достижение конкретного, видимого, диагностируемого результата); универсальности (решение типичных проблем специфических объектов).

    Реализационная специфика заключается в их относитель­ной простоте, оперативности, гибкости, экономичности, удоб стве в эксплуатации.

    Структуру каждой технологии социальной работы состав-] ляют заданный алгоритм и стандарт деятельности специалист та, содержание и организация решения конкретной практи­ческой задачи, связанной с оказанием социальной помощи] клиенту, инструментарий (приемы, способы воздействия), обеспечивающий достижение конкретных целей социальной работы.

    При определении технологий в социальной работе необ ходимо учитывать общую трактовку социальных технологий особенности социальной работы как одного из видов челове

    ческой деятельности, а также особенности объектов, субъек­тов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как системы.

    В отечественной литературе социальные технологии при­менительно к социальной работе трактуются как совокуп­ность приемов, методов и воздействий, применяемых соци­альными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем по защите населения.

    Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией соци­альной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

    Рассматривая социальную работу как особый вид прак­тической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокуп­ность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особен­но «слабых» слоев и групп населения, оптимальное развитие социальной сферы в целом и ее структурных компонентов. Именно в практической социальной работе в концентриро­ванном виде выступают социальные технологии как обобще­ние накопленных и систематизированных теоретических зна­ний, опыта, умений и практики работы с/бъектов социальной Деятельности.

    В соответствии с таким общим подходом можно конкре­тизировать аспекты технологии, применяемые в социальной Работе, которые выступают преимущественно в форме зна-Ии - наука; знаний и умений - обучение; знаний, умений, опы­та и практики - деятельность.

  1. Классификация технологий в социальной работе в качес­тве вида практической деятельности может быть осущест­влена по различным основаниям, так как социальная работа включает многообразные компоненты (элементы): объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. Главное здесь - учесть специфику объектов и видов социаль­ной работы и их взаимосвязь. Как уже отмечалось, объекты социальной работы довольно разнообразны: старики и пенси­онеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и другие слабо защищенные слои и группы населения в различных сфе­рах жизнедеятельности.

    Виды работ (технологий) весьма разнообразны. Приве­дем пример - социальное обслуживание пенсионеров на до­му. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся:

    • организация питания и доставка продуктов на дом;

    • помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

    • содействие в получении медицинской помощи и соп­ровождение в медицинские заведения;

    • помощь в поддержании условий проживания в соот­ветствии с гигиеническими требованиями;

    • организация различных социально-бытовых услуг (ре­монт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

    • помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

    • содействие в организации ритуальных услуг и в погребе­нии одиноких умерших.

    Поскольку социальную работу можно рассматривать в ши­роком и узком смысле, в зависимости от этого различают и тех­нологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с социально уязвимыми слоями населе­ния, то в первом - о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому ре­шать свои проблемы. Этого можно добиться также путем со­здания (реализации) технологий глобального характера, затра­гивающих процесс функционирования и развития общества. Трактовка социальной работы в широком смысле сло-~ это конкретизация социальной сферы в области жизне-

  2. Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с различными группами населения. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилита­ция, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попе­чительство и социальное посредничество и др. Эти виды со­циальной работы и выступают ее основными технологиями, которые принято называть общими (применимыми ко всем объектам) и частными (применимыми лишь к некоторым, на­пример, попечительство, опека). Эти виды социальной рабо­ты тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функцио­нальному содержанию.

  3. Несмотря на общность этих технологий, в работе, к приме­ру, с разными группами населения они существенно разнятся. Сравним, например, социальный надзор над детьми с деви­антным поведением и закоренелыми преступниками, попечи­тельство над несовершеннолетними детьми и стариками и т.д. Именно поэтому интеграция социальной деятельности с уче­том специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение.

  4. деятельности общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ, обеспечения прогресса всех сторон обще­ственной жизни, улучшения положения человека труда, это система социальных, социально-экономических, социально-этнических отношений, связи общества и личности. Иначе говоря, социальная сфера охватывает все пространство жиз­ни человека - от условий его труда, быта, здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Содержанием социальной сферы являются отношения меж­ду социальными и другими группами, индивидами по пово­ду их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

    вание определенной доли дохода (процентов) для социально­го страхования и др. Эти методы (саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации и т.д.) называют иногда персональным менеджментом.

    Кроме того, различают технологии в социальной рабо­те с проживающими на территории страны и с населением, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычное население, русские в государствах бывшего СССР), а также социальные технологии, применяемые в Рос­сии и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

    В социальной работе можно также выделять ин­новационные и рутинные технологии. Если первые базируют­ся на инновационных подходах к решению социальных про­блем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств.

    Примером инновационных технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии профес­сионального обучения безработных, в основе которого ле­жит активное использование достижений науки с целью по­лучения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения. В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой от­дельных территорий.

    Технологии в социальной работе во многом предопреде­ляют ее эффективность. Чтобы лучше понять содержание тех­нологий социальной работы, которую выполняют отдельные субъекты социальной системы, целесообразно показать ее Функции.

    • диагностическая - изучение социальным работником °собенностей группы людей (или отдельного человека), сте­пени влияния на них (или на него) микросреды и постановка "социального диагноза»;

  5. Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить технологии: социально-педагогические, социально-психологические, социально-ме­дицинские и др.

  6. Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, тре­бующие квалификации одного специалиста; сложные, требую­щие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.

  7. Возможна типологизация социальных технологий и по дру­гим критериям. В частности, можно выделить «внешние по отношению к клиенту - государственное вмешательство, по­мощь общественных и других организаций, частных лиц. Глав­ное их содержание - создать такие условия, чтобы человек (группа) сам решал свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвали­дов. От «внешних» технологий отличаются социальные техно­логии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими кли­ентами. Например, организация собственного дела, отклады-


  • прогностическая - программирование и прогнозиро­вание влияния на объекты социальной работы всех социаль­ных институтов общества, выработка отдельной модели соци­ального поведения этих объектов;

  • предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) - приведение в действие социально-пра­вовых, юридических, психологических, социально-медицин­ских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотера-певтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Таким образом, данная функция предполагает не только оказание всевозможной помощи и поддержки осту­пившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности;

  • правозащитная - использование всего комплекса за­конов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

  • социально-педагогическая - выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привле­чение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

  • социально-психологическая - различные виды кон­сультирования и коррекции межличностных отношений, по­мощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

  • социально-медицинская - организация работы по про­филактике заболеваний, помощь в овладении основами пер­вой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-ги­гиеническими нормами, организация работы по планирова­нию семьи, формирование ответственного отношения к ре­продуктивному и сексуальному поведению, содействие в под­готовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

  • социально-бытовая - способствование в оказании не­обходимой помощи различным категориям населения (инвали­дам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улуч­шении их жилищных условий, организации нормального быта;

  • коммуникативная - установление контактов с нуждаю­щимися в той или иной помощи и поддержке, организация об­мена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

  • рекламно-пропагандистская - организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты чело­века;

  • нравственно-гуманистическая (своеобразная концен­трация определенных свойств всех других функций) - прида­ние социальной работе высоких гуманистических целей, со­здание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев населения в обществе;

  • организационная-содействие работе социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту житель­ства, привлечение к их работе общественность, направление Деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным группам и отдельным личностям.