Файл: V_I_Zhukov_Tekhnologii_sotsialnoy_raboty.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 431

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. 13. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2001.

  2. 14. Шереги Ф. Социология образования: прикладные исследования. М.: Академия, 2001.

  3. Тема 3.12. Технологии социальной работы в сфере здравоохранения

  4. Аннотация. Тема посвящена изучению особенностей технологий со­циальной работы в сфере здравоохранения. Специфика этой работы свя­зана с тем, что возникает необходимость создания новых механизмов, форм и методов социально-медицинской помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные со­циальные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности и будут способствовать решению социальных проблем, связанных со здоровьем. Социально-медицинская работа имеет прежде всего профилактическую направленность.

  5. Цель: познакомить студентов со спецификой организации социальной работы в сфере здравоохранения, рассмотреть проблемы взаимодей­ствия социальной работы и медицинской деятельности; изучить содержа­ние гериатрической помощи, смысл которой заключается в том, что вся система лечебных мер в отношении лиц пожилого возраста должна быть направлена не только на лечение заболевания, но и на восстановление индивидуального психофизического состояния больного, на повышение его активности и трудовую реабилитацию, исходя из общего состояния организма. Сохранение, продление трудоспособности и профессиональ­но-трудовая реабилитация лиц старших возрастов - важное условие под­готовки к старости.

  1. и т.д. и будут способствовать решению проблем, связанных со здоровьем.

  2. По мнению А.В. Мартыненко, социально-медицинская ра­бота - это вид мультидисциплинарной профессиональной де­ятельности медицинского, психолого-педагогического и соци­ально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья; комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий.

  3. Социально-медицинская помощь рассматривается как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-право­вого характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения.

  4. Социально-медицинскую работу можно условно разде­лить на две составляющие.

  5. Профилактическая направленность - это предупрежде­ние социально зависимых нарушений соматического, психичес­кого и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ социально-медицинской помощи на различных уровнях; соци­альное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

  6. Патогенетическая направленность предусматривает ор­ганизацию социально-медицинской помощи; проведение ме­дико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медици­ны и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-быто­вой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаи­модействии специалистов смежных профессий и др.

  7. Объектами социально-медицинской работы являются различные контингенты лиц, находящиеся в состоянии соци­альной, медицинской или психологической дезадаптации (миг­ранты, безработные, осужденные, лица, страдающие зависи­мостью от психоактивных веществ, инфекционные больные, психически больные, ВИЧ-инфицированные, онкобольные, ин­валиды, симбиотическая диада и др.).

  8. Технологии социальной работы базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методоло­гических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, психологией и др. Техноло­гии социально-медицинской работы, кроме того, базируются и на теоретико-методологических основах общественного здо­ровья.

  9. Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность технологий социальной работы можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воз­действий государственных, общественных и частных органи­заций, специалистов и волонтеров, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты любого человека, но особенно это относится к наиболее нуждающимся. Технологии социаль­но-медицинской работы в последние годы активно развивают­ся во всех областях здравоохранения.

  10. Профессиональная социально-медицинская работа сегод­ня эффективно осуществляется в учреждениях социального обслуживания: в центрах социального обслуживания, терри­ториальных центрах социальной помощи семье и детям, со­циально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков, стационарных уч-Рождениях социального обслуживания (домах-интернатах для пРестарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, Детских домах, интернатах для умственно отсталых детей, до-Мах-интернатах для детей с физическими недостатками) и др.


  1. За последние годы существенно возросло значение соци­альных факторов как причин госпитализации. В результате до­вольно значительная часть (8-14%) коечного фонда страны за­нята социальными пациентами. Социальным следует считать пациента, использующего стационарные медицинские услуги не по медицинским показаниям, а по социальным причинам. Иными словами, это пациенты, нуждающиеся в уходе и мини­мальном лечении или вообще не нуждающиеся в лечении.

  2. Медицинская и социальная помощь таким пациентам ча­ще всего предоставляется на базе центральных районных и участковых больниц. Официальная практика заключается в обеспечении пациента питанием, одеждой, медикаментами, реабилитационными мероприятиями (физиотерапия), сестрин­ским уходом, врачебным наблюдением. Больница заключает с пациентом договор на предоставление медицинской и со­циальной помощи с оплатой этих услуг из расчета 80% его пенсии. Условия договора при госпитализации социальных пациентов как в центральные районные, так и в участковые больницы, одинаковы.

  3. Как правило, это люди пожилого и преклонного возрас­та. Ведущей причиной направления в стационар является от­сутствие родственников или соседей, способных организовать уход, или отсутствие возможностей для организации такого ухода на должном уровне. Потребность в постороннем уходе обусловлена тем, что в преклонном возрасте многие уже не в состоянии самостоятельно передвигаться по квартире, при­нимать пищу и соблюдать личную гигиену. Частой причиной направления в стационар является не инвалидность пациен­та, а неудовлетворительные жилищные условия, которые не позволяют ему оставаться дома, особенно в зимнее время. Нередко основной причиной пребывания на социальной кой­ке или в интернате является нищета пациента, не имеющего средств для приобретения медикаментов, продуктов питания, одежды и т.д. В таких условиях стационарная помощь может быть с успехом заменена внебольничной помощью, т. е. пре­доставлением социальных услуг на дому.

  4. В последние годы в регионах страны начато создание специальной сети учреждений социально-медицинской на­правленности. Одновременно создаются стационарные «дома милосердия», интернаты. Они предназначены для ме­дицинского и социального обслуживания пожилых, а также диспансерного наблюдения за больными с хроническими за­болеваниями.

  5. Самое главное в гериатрической помощи заключается в том, что вся система лечебных мер в отношении лиц пожи­лого возраста должна быть направлена не только на лечение заболевания, но и на восстановление индивидуального пси­хофизического состояния больного, на повышение его актив­ности и трудовую реабилитацию, исходя из общего состояния организма. Сохранение, продление трудоспособности и про­фессионально-трудовая реабилитация лиц старших возрас­тов - важное условие подготовки к старости.

  6. Психическое здоровье - это нечто большее, чем отсут­ствие симптомов психического заболевания; оно подразуме­вает положительное ощущение благополучия и уверенность в своей собственной значимости, достоинстве и значимости Других людей. Количество граждан, страдающих психически­ми расстройствами, довольно велико, составляя около более "10% от больных всего мира.

  7. Лица, страдающие психическими расстройствами, в силу специфики заболевания нуждаются в оказании особого вида помощи, в процессе чего возникают правовые отношения, °онованные на законодательном регулировании. Определя-юЩим в них является то, что психические расстройства на­рушают социальное функционирование личности, а нередко полностью лишают ее способности к принятию осознанных Решений и целенаправленному поведению, в результате чего но может стать опасным.


  1. Оказание медицинской, социальной и юридической помо­щи лицам с психическими расстройствами осуществляется на основании различных законодательных актов, основным сре­ди которых является Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992). Основной смысл Закона состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь гуманной и демократичной, по возможности сблизить и даже уравнять ее в правовом отношении с другими видами медицинской помощи.

  2. Психосоциальная реабилитация - восстановление нару­шенных (формирование - в случаях изначальной недостаточ­ности) когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности (включая навыки, знания, умения взаимодейство­вать, решать проблемы, использовать стратегию совладания с остаточной психической симптоматикой и др.) у психически больных с проблемами социальной адаптации, обеспечиваю­щих их интеграцию в общество. Выделяют следующие этапы психосоциальной реабилитации:

  1. й этап психосоциального лечения (психосоциальная те­рапия), т. е. использование различных форм психосоциаль­ных воздействий, направленных на восстановление у боль­ных когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов с учетом особенностей их социальной дезадаптации. Нача­ло процесса психосоциальной реабилитации не обязательно должно совпадать с пребыванием пациента в больнице, важ­но определить характер и степень социальной дезадаптации, выявить конкретные формы психосоциального воздействия.

  1. й этап- практическое освоение пациентом ролевых фун­кций и социальных позиций. Данный этап может начинаться еще в больнице, когда пациент осваивает новую профессию или ему выделено жилье в стационаре в качестве подготовки к независимому проживанию. В основном - это функция всего комплекса «промежуточных» звеньев, приближающих паци­ента к жизни непосредственно среди населения.

  1. 3-Й этап- закрепление и поддержка в той или иной степе­ни частичного или полного социального восстановления.

  2. Расширяющаяся сеть внебольничной психиатрической помощи является основой для успешного проведения реаби­литации больных после выписки из стационара, направленной на: предотвращение новых обострений, коррекцию остаточ­ных явлений; помощь в трудоустройстве.

  3. Приоритетными видами социальной работы внебольничной психиатрической службы являются (по В.С. Ястребову, 2001):


  • организация различных форм социальной поддержки пациентов (материальной, в виде льгот);

  • обеспечение социальной помощи больным и их семьям (по хозяйству, в воспитании детей, патронаж, трудоустройство, социально-правовая защита);

  • проведение социально-реабилитационных программ -образовательных курсов по основам психических знаний, раз­личных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тре­нинга социальных навыков, восстановление социального функ­ционирования или трудовой занятости;

  • оказание поддержки семьям, имеющим психически больного; организация общественных форм помощи потре­бителям - самим больным, их родственникам и ближайшему окружению;

  • реализация программ информационно-образователь­ных школ для отдельных социальных групп населения, работа оо средствами массовой информации, психологическая кор­рекция с целью оказания помощи самим больным и их род­ственникам;

  • установление связей и взаимодействия психоневроло­гического диспансера с территориальными учреждениями, имеющими отношение ко всем сферам жизни психически °°льных лиц.

  1. Под термином «реабилитация» в медицинской практике еДует понимать комплексную, многоуровневую и динами­

  1. ческую систему взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дее­способности, включающую аспекты профилактики и коррек­ции отклонений в поведении и различных видах деятельности.

  2. Центральным элементом в системе реабилитации явля­ется человек как организм и личность. Будучи саморегули­рующей и самоуправляющей подсистемой, организм вклю­чает в себя ряд биологических характеристик и признаков (возраст, пол, структурные и функциональные особенности органов, систем и другие образования), которые определяют его как целое и являются необходимой материальной пред­посылкой для становления и проявления человека как лич­ности в его конкретных микро- и макросоциальных условиях жизни.

  3. Достижения научно-технического прогресса позволили достичь значительных успехов в диагностике и лечении зло­качественных опухолей. Благодаря этому стало возможным говорить о реабилитации в современной онкологии. Усилия врачей, медицинских психологов, специалистов по социаль­ной работе должны быть направлены на решение следующих задач.


  1. Знание и своевременное выявление категорий людей, склонных к психосоматическим заболеваниям, в частности, имеющих психологический профиль повышенного риска.

  2. Организация психопрофилактической работы, направ­ленной на ослабление факторов риска и усиление так называ­емых конкурирующих образований, развитие конструктивного мышления.

  1. А - коррекция отношения к «Я» (себе):

  • реставрация, коррекция подавленной или искаженной на­туры, а вместе с этим реставрация и укрепление адаптивности;

  • достижение самостоятельности, антикомфортности, ан­тивнушаемости;

  1. • реабилитация «Я» и реставрация чувства достоинства;

  • коррекция системы ценностей и потребностей;

  • приведение притязаний в соответствие с психофизичес­кими возможностями;

  • коррекция поведения, принятие адекватной реакции. Б - коррекция отношения к другим:

  • достижение способности эмпатии, способности к крити­ческому (доброжелательному) восприятию достоинств и не­достатков других лиц, развитие альтруизма;

  • приобретение навыков адекватного и равноправного общения;

  • приобретение навыков культуры эмоциональной экс­прессии, адекватной самозащиты.

  1. В - коррекция отношения к реальности, жизни:

  • приобретение навыков выбора и принятия решений, мо­билизации и самоорганизации, особенно в экстремальных си­туациях;

  • развитие эмоциональной устойчивости по отношению к неудачам и угрозам;

  • обретение оптимизма, коррекция неадекватного образа жизни.

  1. Разработка программ психокоррекции, ориентирован­ных на обучение саморелаксации, изменение «Я-концепции», стереотипов поведения через психотренинг, тренинг личност­ного роста, тренинги поведения и общения.

  2. Создание программ социально-психологической реаби­литации онкологических больных после радикального лечения с социально значимыми последствиями, ориентированными на самих пациентов и их социум.

  3. Включение в реабилитационный процесс психотера­певтов, осуществляющих психотерапевтическую поддержку онкологических больных по специальным маршрутам, учиты­вающим психологический статус пациентов.