ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 431
Скачиваний: 1
13. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2001.
14. Шереги Ф. Социология образования: прикладные исследования. М.: Академия, 2001.
Тема 3.12. Технологии социальной работы в сфере здравоохранения
Аннотация. Тема посвящена изучению особенностей технологий социальной работы в сфере здравоохранения. Специфика этой работы связана с тем, что возникает необходимость создания новых механизмов, форм и методов социально-медицинской помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности и будут способствовать решению социальных проблем, связанных со здоровьем. Социально-медицинская работа имеет прежде всего профилактическую направленность.
Цель: познакомить студентов со спецификой организации социальной работы в сфере здравоохранения, рассмотреть проблемы взаимодействия социальной работы и медицинской деятельности; изучить содержание гериатрической помощи, смысл которой заключается в том, что вся система лечебных мер в отношении лиц пожилого возраста должна быть направлена не только на лечение заболевания, но и на восстановление индивидуального психофизического состояния больного, на повышение его активности и трудовую реабилитацию, исходя из общего состояния организма. Сохранение, продление трудоспособности и профессионально-трудовая реабилитация лиц старших возрастов - важное условие подготовки к старости.
и т.д. и будут способствовать решению проблем, связанных со здоровьем.
По мнению А.В. Мартыненко, социально-медицинская работа - это вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья; комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий.
Социально-медицинская помощь рассматривается как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения.
Социально-медицинскую работу можно условно разделить на две составляющие.
Профилактическая направленность - это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ социально-медицинской помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Патогенетическая направленность предусматривает организацию социально-медицинской помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.
Объектами социально-медицинской работы являются различные контингенты лиц, находящиеся в состоянии социальной, медицинской или психологической дезадаптации (мигранты, безработные, осужденные, лица, страдающие зависимостью от психоактивных веществ, инфекционные больные, психически больные, ВИЧ-инфицированные, онкобольные, инвалиды, симбиотическая диада и др.).
Технологии социальной работы базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, психологией и др. Технологии социально-медицинской работы, кроме того, базируются и на теоретико-методологических основах общественного здоровья.
Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность технологий социальной работы можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и волонтеров, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты любого человека, но особенно это относится к наиболее нуждающимся. Технологии социально-медицинской работы в последние годы активно развиваются во всех областях здравоохранения.
Профессиональная социально-медицинская работа сегодня эффективно осуществляется в учреждениях социального обслуживания: в центрах социального обслуживания, территориальных центрах социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков, стационарных уч-Рождениях социального обслуживания (домах-интернатах для пРестарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, Детских домах, интернатах для умственно отсталых детей, до-Мах-интернатах для детей с физическими недостатками) и др.
За последние годы существенно возросло значение социальных факторов как причин госпитализации. В результате довольно значительная часть (8-14%) коечного фонда страны занята социальными пациентами. Социальным следует считать пациента, использующего стационарные медицинские услуги не по медицинским показаниям, а по социальным причинам. Иными словами, это пациенты, нуждающиеся в уходе и минимальном лечении или вообще не нуждающиеся в лечении.
Медицинская и социальная помощь таким пациентам чаще всего предоставляется на базе центральных районных и участковых больниц. Официальная практика заключается в обеспечении пациента питанием, одеждой, медикаментами, реабилитационными мероприятиями (физиотерапия), сестринским уходом, врачебным наблюдением. Больница заключает с пациентом договор на предоставление медицинской и социальной помощи с оплатой этих услуг из расчета 80% его пенсии. Условия договора при госпитализации социальных пациентов как в центральные районные, так и в участковые больницы, одинаковы.
Как правило, это люди пожилого и преклонного возраста. Ведущей причиной направления в стационар является отсутствие родственников или соседей, способных организовать уход, или отсутствие возможностей для организации такого ухода на должном уровне. Потребность в постороннем уходе обусловлена тем, что в преклонном возрасте многие уже не в состоянии самостоятельно передвигаться по квартире, принимать пищу и соблюдать личную гигиену. Частой причиной направления в стационар является не инвалидность пациента, а неудовлетворительные жилищные условия, которые не позволяют ему оставаться дома, особенно в зимнее время. Нередко основной причиной пребывания на социальной койке или в интернате является нищета пациента, не имеющего средств для приобретения медикаментов, продуктов питания, одежды и т.д. В таких условиях стационарная помощь может быть с успехом заменена внебольничной помощью, т. е. предоставлением социальных услуг на дому.
В последние годы в регионах страны начато создание специальной сети учреждений социально-медицинской направленности. Одновременно создаются стационарные «дома милосердия», интернаты. Они предназначены для медицинского и социального обслуживания пожилых, а также диспансерного наблюдения за больными с хроническими заболеваниями.
Самое главное в гериатрической помощи заключается в том, что вся система лечебных мер в отношении лиц пожилого возраста должна быть направлена не только на лечение заболевания, но и на восстановление индивидуального психофизического состояния больного, на повышение его активности и трудовую реабилитацию, исходя из общего состояния организма. Сохранение, продление трудоспособности и профессионально-трудовая реабилитация лиц старших возрастов - важное условие подготовки к старости.
Психическое здоровье - это нечто большее, чем отсутствие симптомов психического заболевания; оно подразумевает положительное ощущение благополучия и уверенность в своей собственной значимости, достоинстве и значимости Других людей. Количество граждан, страдающих психическими расстройствами, довольно велико, составляя около более "10% от больных всего мира.
Лица, страдающие психическими расстройствами, в силу специфики заболевания нуждаются в оказании особого вида помощи, в процессе чего возникают правовые отношения, °онованные на законодательном регулировании. Определя-юЩим в них является то, что психические расстройства нарушают социальное функционирование личности, а нередко полностью лишают ее способности к принятию осознанных Решений и целенаправленному поведению, в результате чего но может стать опасным.
Оказание медицинской, социальной и юридической помощи лицам с психическими расстройствами осуществляется на основании различных законодательных актов, основным среди которых является Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992). Основной смысл Закона состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь гуманной и демократичной, по возможности сблизить и даже уравнять ее в правовом отношении с другими видами медицинской помощи.
Психосоциальная реабилитация - восстановление нарушенных (формирование - в случаях изначальной недостаточности) когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности (включая навыки, знания, умения взаимодействовать, решать проблемы, использовать стратегию совладания с остаточной психической симптоматикой и др.) у психически больных с проблемами социальной адаптации, обеспечивающих их интеграцию в общество. Выделяют следующие этапы психосоциальной реабилитации:
й этап психосоциального лечения (психосоциальная терапия), т. е. использование различных форм психосоциальных воздействий, направленных на восстановление у больных когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов с учетом особенностей их социальной дезадаптации. Начало процесса психосоциальной реабилитации не обязательно должно совпадать с пребыванием пациента в больнице, важно определить характер и степень социальной дезадаптации, выявить конкретные формы психосоциального воздействия.
й этап- практическое освоение пациентом ролевых функций и социальных позиций. Данный этап может начинаться еще в больнице, когда пациент осваивает новую профессию или ему выделено жилье в стационаре в качестве подготовки к независимому проживанию. В основном - это функция всего комплекса «промежуточных» звеньев, приближающих пациента к жизни непосредственно среди населения.
3-Й этап- закрепление и поддержка в той или иной степени частичного или полного социального восстановления.
Расширяющаяся сеть внебольничной психиатрической помощи является основой для успешного проведения реабилитации больных после выписки из стационара, направленной на: предотвращение новых обострений, коррекцию остаточных явлений; помощь в трудоустройстве.
Приоритетными видами социальной работы внебольничной психиатрической службы являются (по В.С. Ястребову, 2001):
организация различных форм социальной поддержки пациентов (материальной, в виде льгот);
обеспечение социальной помощи больным и их семьям (по хозяйству, в воспитании детей, патронаж, трудоустройство, социально-правовая защита);
проведение социально-реабилитационных программ -образовательных курсов по основам психических знаний, различных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренинга социальных навыков, восстановление социального функционирования или трудовой занятости;
оказание поддержки семьям, имеющим психически больного; организация общественных форм помощи потребителям - самим больным, их родственникам и ближайшему окружению;
реализация программ информационно-образовательных школ для отдельных социальных групп населения, работа оо средствами массовой информации, психологическая коррекция с целью оказания помощи самим больным и их родственникам;
установление связей и взаимодействия психоневрологического диспансера с территориальными учреждениями, имеющими отношение ко всем сферам жизни психически °°льных лиц.
Под термином «реабилитация» в медицинской практике еДует понимать комплексную, многоуровневую и динами
ческую систему взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности, включающую аспекты профилактики и коррекции отклонений в поведении и различных видах деятельности.
Центральным элементом в системе реабилитации является человек как организм и личность. Будучи саморегулирующей и самоуправляющей подсистемой, организм включает в себя ряд биологических характеристик и признаков (возраст, пол, структурные и функциональные особенности органов, систем и другие образования), которые определяют его как целое и являются необходимой материальной предпосылкой для становления и проявления человека как личности в его конкретных микро- и макросоциальных условиях жизни.
Достижения научно-технического прогресса позволили достичь значительных успехов в диагностике и лечении злокачественных опухолей. Благодаря этому стало возможным говорить о реабилитации в современной онкологии. Усилия врачей, медицинских психологов, специалистов по социальной работе должны быть направлены на решение следующих задач.
Знание и своевременное выявление категорий людей, склонных к психосоматическим заболеваниям, в частности, имеющих психологический профиль повышенного риска.
Организация психопрофилактической работы, направленной на ослабление факторов риска и усиление так называемых конкурирующих образований, развитие конструктивного мышления.
А - коррекция отношения к «Я» (себе):
реставрация, коррекция подавленной или искаженной натуры, а вместе с этим реставрация и укрепление адаптивности;
достижение самостоятельности, антикомфортности, антивнушаемости;
• реабилитация «Я» и реставрация чувства достоинства;
коррекция системы ценностей и потребностей;
приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями;
коррекция поведения, принятие адекватной реакции. Б - коррекция отношения к другим:
достижение способности эмпатии, способности к критическому (доброжелательному) восприятию достоинств и недостатков других лиц, развитие альтруизма;
приобретение навыков адекватного и равноправного общения;
приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии, адекватной самозащиты.
В - коррекция отношения к реальности, жизни:
приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях;
развитие эмоциональной устойчивости по отношению к неудачам и угрозам;
обретение оптимизма, коррекция неадекватного образа жизни.
Разработка программ психокоррекции, ориентированных на обучение саморелаксации, изменение «Я-концепции», стереотипов поведения через психотренинг, тренинг личностного роста, тренинги поведения и общения.
Создание программ социально-психологической реабилитации онкологических больных после радикального лечения с социально значимыми последствиями, ориентированными на самих пациентов и их социум.
Включение в реабилитационный процесс психотерапевтов, осуществляющих психотерапевтическую поддержку онкологических больных по специальным маршрутам, учитывающим психологический статус пациентов.