ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 781

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стигает или превосходит проходные минимумы по всем тестам. Приме-

ром такого подхода является прогностическая батарея тестов основных

способностей (GATB), разработанная Американской службой занятости

для консультирования по профессиям в отделениях этой службы (United

States Department of Labor..., 1970a). Из девяти показателей этой батареи

для каждой профессии на основе корреляции с критерием, среднего зна-

чения (М) и стандартного отклонения ст отбираются показатели, лучше

всего соответствующие тому или иному ряду занятий.

Примером применения

GA ТВ к профессиональ-

ным стандартам резчиц-

мотористок консервной про-

мышленности может слу-

жить табл. 16. В едини-

цах стандартных показате-

лей с М == 100 и о- = 20

нормативные результаты по

тестам для этой специаль-

ности установлены на уров-

не 75 для моторной коор-

динации (X), пальцевой мо-

торики (F) и ручной мото-

рики (М) (United States De-

partment of Labor..., 1970a,

Section IV, p. 51). В

табл. 16 приведены сред-

ние значения, стандартные

отклонения и корреляция

с критерием (оценка, даваемая мастером) каждого из девяти показателей

для группы из 57 работниц. На основе данных корреляции в качестве

предикторов были выбраны ручная моторика и моторная координация.

Пальцевая моторика включена, поскольку для нее М достигает максиму-

ма, несмотря на то что индивидуальные различия по этому признаку не-

значимо коррелируют с критериальными оценками. По-видимому, жен-

щины, поступившие и оставшиеся на этой работе, прошли предвари-

тельный отбор по уровню развития их пальцевой моторики.

Способности

Корреляция

с критерием

Gк обучению (общие)75.114.2- 0.094

vвербальные80,111,3- 0,085

Nвычислительные73,218,4- 0,064

Sпространственная

ориентация78,915,90,041

Рвосприятие формы80,123,5-0,012

Qисполнительность86,316,60,088

кмоторная координация89,320,70,316

Fпальцевая моторика92,418,10,155

Мручная моторика88,218,60,437

Значимо на уровне 0,05

Значимо на уровне 0,01

Исследовались также возможности включения в уравнение регрессии непрерывных

модераторов в виде неаддитивных функций высшего порядка, но результаты оказались

малообнадеживающими (J.J.Kirkpatrick et а1., 1968; D.R.Saunders, 1956; J.S.Wiggins,

1973).

Данные для большей ясности приведены в несколько упрощенном виде. На самом

деле окончательный выбор типов показателей и нормативных результатов основывался


169

ВАЛИДНОСТЬ. ИЗМЕРЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Валидность объединенных (К, F, М) тестовых нормативных резуль-

татов группы из 194 работниц приведена в табл. 17. Из таблицы видно,

что из 150 хороших работниц 120 превысили все три нормативных ре-

зультата, а 30 составили группу ошибочно не принятых, ибо они не до-

стигли минимума по одному, двум или всем трем тестам. Из 44 неудо-

влетворительных работниц 30 были выявлены правильно, а 14 ошибочно

приняты на работу. Об общей эффективности данной системы норма-

тивных тестовых результатов говорит тетрахорическая корреляция ме-

жду прогнозируемым статусом индивида и критериальными оценками,

равная в данном случае 0,70.

Если учитывать только показатели со значимой валидностью, мож-

но упустить из вида существенные способности, по которым все работ-

ники данной специальности отличаются от других. Следовательно, необ-

ходимо также рассматривать те способности, по которым эти работники

превосходят остальных как группа, даже когда индивидуальные различия

настолько малы, что они не влияют на успешность выполнения работы.

Метод системы нормативных резуль-

татов предпочтительней применения

уравнения регрессии в тех случаях, "

когда результаты теста связаны с Эффективность нормативных рельта-

критерием нелинейной зависимостью. ,ии"ЇнринТ.

Более того, поскольку в ряде спе- пригодных работниц (United States

циальностей группы работников слиш- Department of Labor, 1958, p. 14).

ком однородны по некоторому клю- _______________________,

чевому качеству, то диапазон их число работниц

индивидуальных различий слишком TST"" ЇЇЇ

мал, чтобы корреляция между ре- недостигших превысив-

- " нормативно- шип

зультатами теста и критерием была го норма-

пыашллй результата тивный

ЗНаЧИМОИ. результат

Наиболее сильный аргумент в

пользу использования системы нор- Пригоден 30 120 150

мативных результатов, а не ура в- Непригоден 30 и

нения регрессии связан с пробле- "Ї_______________________

мой компенсированной квалификации.

При применении уравнения регрессии

индивид, показавший слабый результат по одному тесту, может в целом

показать проходной результат, если он особенно хорошо справился с ка-

ким-либо другим тестом батареи. Заметная недостаточность в одном на-

выке может, следовательно, быть скомпенсирована необычными способ-

ностями в другой сфере. Однако определенные виды деятельности


предполагают развитие каких-то существенных навыков, без всякой за-

мены их другими. В таких случаях индивид с недостаточно развитым су-

щественным навыком потерпит неудачу, независимо от его способностей

в других областях. Оперный певец, например, должен хорошо различать

высоту тона, независимо от того, насколько он удовлетворяет другим

требованиям профессии. Точно так же оператору звукоулавливающей

установки подводной лодки необходимо иметь хорошие аудиометриче-

ские данные. Те же, кто не удовлетворяет этому требованию, не могут

рассчитывать на успех, несмотря на превосходные технические способно-

сти, общую интеллектуальность и т.д. В случае использования системы

нормативных результатов лица, не обладающие каким-либо суще-

--_....".. "" " ", п"""р "р Дунут ппиняты. тогда как урав-

170 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

нение регрессии не исключает возможности их приема.

Но когда зависимость между тестами и критерием линейна и адди-

тивна, уравнение регрессии дает больший процент правильных решений,

чем система нормативных результатов. Еще одним важным достоин-

ством уравнения регрессии является его свойство давать количественную

оценку критериальных показателей индивида, что позволяет сравнивать

результаты всех испытуемых. В системе нормативных результатов ника-

кого различения испытуемых, кроме как на принятых и не принятых,

провести нельзя. Во многих ситуациях наилучшим методом является со-

четание обеих процедур. Вначале с помощью системы нормативных ре-

зультатов отсеиваются те, которые не удовлетворяют необходимым тре-

бованиям, а затем для оставшихся по уравнению регрессии вычисляются

ожидаемые критериальные показатели. Если требования к лицам, выпол-

няющим определенную работу, известны достаточно хорошо, то предва-

рительное просеивание можно произвести, основываясь на одном-двух

существенных навыках, а затем применить уравнение регрессии.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ

Природа распределения. Психологические тесты могут использо-

ваться при отборе, а также при определении места или распределении.

При отборе каждый индивид либо принимается, либо не принимается.

Решения о принятии в колледж, на работу, о направлении новобранца

в офицерскую школу-все это примеры отбора. Когда отбор производит-

ся в несколько этапов, начальный период называется отсеиванием, а тер-


мин <отбор> сохраняется за более интенсивными заключительными ста-

диями. Слово отсеивание может также означать быстрый и приблизи-

тельный отбор, даже если отбор на этом и заканчивается.

Определение места и распределение отличаются от отбора тем, что

их осуществление не связано с выбыванием кого бы то ни было из ис-

ходной группы. Все ее члены распределяются так, чтобы итог был на-

илучшим. В случае определения места решение может основываться на

единственном показателе. Его можно получить с помощью одного те-

ста-скажем, теста знаний по математике. Если применяется батарея те-

стов, ту же роль может сыграть показатель, вычисленный с помощью

уравнения регрессии. Примерами определения места могут служить: рас-

пределение первокурсников по различным группам для изучения матема-

тики, производимое по данным теста уровня знаний; назначение приня-

тых на канцелярскую работу на должности, требующие различного

профессионального уровня компетентности и ответственности; помеще-

ние душевнобольных в то или иное отделение. Очевидно, что в каждом

из этих решений применяется лишь один критерий и определение места

зависит от положения результатов индивида на единственной шкале-пре-

дикторе.

В отличие от определения места при распределении во внимание

принимаются два критерия и более. Так, в армии распределение-одна из

главных проблем, поскольку каждый новобранец должен быть направлен

туда, где его служба будет наиболее эффективной. Распределение осу-

ществляется также в промышленности, когда вновь нанятые сотрудники

> направляются на подготовку для последующего выполнения разного ро-

да работ. Еще одним примером может СЛУЖИТЬ к-онсутттиппнянио vua-

171 ВАЛИДНОСТЬ. ИЗМЕРЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

щихся по вопросу о выборе колледжа (естественнонаучного, гуманитар-

ного и т.д.) или сферы интересов. Такое консультирование в сущности

основано на распределении, поскольку консультируемому сообщаются

его шансы на успех в разных областях деятельности. Клиническая диаг-

ностика также чем-то напоминает распределение: главной целью каждо-

го диагноза является решение о наиболее пригодном курсе лечения.

Если определение места может осуществляться при помощи одного

или нескольких предикторов, то распределение предполагает систему

предикторов, валидность которых по каждому критерию устанавливает-


ся отдельно. Уравнения регрессии для классификационной батареи (пре-

диктора) при этом также составляются для каждого критерия. Одни

тесты могут быть представлены во всех уравнениях, хотя с разными ве-

сами, другие фигурируют лишь в одном или двух, а в остальных уравне-

ниях их веса равны или близки к нулю. Иными словами, комбинация те-

стов батареи и их веса меняются в зависимости от критерия. В качестве

примера сошлемся на классификационную батарею, разработанную во-

енно-воздушными силами США для распределения персонала на раз-

личные курсы специальной подготовки (Р.Н. Dubois, 1947). Эта батарея,

включающая как тесты типа <бумага-карандаш>, так и тесты с прибора-

ми, предусматривает получение станайнов для пилотов, штурманов, бом-

бардиров и других военно-воздушных специальностей. Установив оце-

ночные значения критериальных показателей по различным уравнениям

регрессии, можно, например, сказать, что данный индивид больше под-

ходит для роли пилота, чем штурмана.

Максимальное использование способностей. Дифферен-

циальное прогнозирование критерия с помощью батареи тестов позво-

ляет полнее использовать возможности людей, чем при применении

одного общего теста или составного показателя, вычисляемого по урав-

нению регрессии. Как видно из таблиц Тейлора-Расселла и из других

примеров данной главы, эффективность любого теста в отборе персона-

ла зависит от индекса отбора. При распределении этот индекс имеет

меньшее значение, и, следовательно, на каждую работу можем отбирать

более квалифицированных людей. Если из 100 поступающих на работу

предполагается принять 10 человек по каждой из двух специальностей,

то при использовании отдельных предикторов для каждой из них индекс

отбора будет равен 10Ї". Если же используется общий предиктор, напри-

мер тест общего интеллекта, то индекс отбора уже составит 20Їо, по-

скольку в этом случае предстоит отобрать 20 человек.

Если же предикторы обеих специальностей тесно коррелированы ме-

жду собой, так что некоторые из претендентов могли быть приняты как

на одну, так и на другую работу, то использование отдельных пре-

дикторов дает значительный выигрыш. Эта ситуация отражена

в табл. 18, где приведены средние стандартные критериальные показате-

ли работников, принятых на каждую из двух работ при помощи отбора

(единственный предиктор) и стратегии распределения с двумя различны-