ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 709

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по тому же принципу, что и 3 фигуры слева.

С

6

6

2. Аналогии фигур. Среди фигур, расположенных справа, укажите фигуру,

находящуюся к третьей фигуре слева в том же отношении, в котором находятся

первая и вторая фигуры слева.

3. Объединение фигур. Укажите, какие из заштрихованных фигур могут быть

полностью закрыты черными квадратиками, при этом квадратики не должны

находить друг на друга.

Исходные квадратикиД

Заштрихованные фигуры

278

ТЕСТЫ OKIUtTO ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

жет служить уровень 2 теста способности к обучению в школе и коллед-

же (SCAT; серии II). На всех уровнях серий SCAT тесты применяются

в двух эквивалентных формах -А и В. Специально ориентированные на

предсказание успеваемости в школе и колледже, тесты всех уровней

имеют вербальный, количественный и суммарный показатели. Вер-

бальный показатель определяется на основе выполнения теста словесных

аналогий. Однако в заданиях этого теста в отличии от традиционных за-

даний на аналогии требуется не просто подобрать четвертое слово, а вы-

брать вторую пару слов. Количественный показатель определяется вы-

полнением теста количественного сравнения, предназначенного для

оценки понимания испытуемым основных операций с числами. Следует

сказать, что как в числовых, так и геометрических заданиях этого теста

навыки чтения используются минимально, а основное внимание сосредо-

точено на способности испытуемого понимать и его находчивости. На

рис. 42 показаны простые вербальные и количественные задания, исполь-

зуемые в SCAT для предварительной ориентировки испытуемых. Эти за-

дания по степени трудности относятся к уровню 2. На всех уровнях те-

стирование занимает 40 мин, но 20 мин на каждую часть.

Рис. 42. Типичные задания из SCAT серий II, уровень 2, для IX-XII классов. От-

веты 1-В, 2-В, 3-D, 4-А, 5-С.

С разрешения Службы тестирования в образовании


Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных

каким-то обрачом слов. Среди предлагаемого набора пар слов требуется указать

пару, связанную друг с другом таким же образом.

1. инструмент молоток

А. стол-стул.

В. игрушка-кукла,

С. оружие-металл,

D. сани-колокольчик

2. хвастливый-скромный е

А. предательство-раскаяние,

В. радикал -конвенционалист,

С. предтеча-предвидение,

D. искушенность -предрасположенность

Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-

ны: одну в столбце 1, другую в столбце 2. Выберите А, если величина в столб-

це 1 больше, чем в столбце 2; В-если меньше; С-если обе величины равны;

Д-если информации для оценки этих величин недостаточно.

Столбец 1

число между

10 и 20

Столбец 2

число между

10 и 30

Столбец 1

1

1000

Столбец

I

1001

Столбец

Столбец 2

5 U

Площадь ASTU

279 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

В соответствии с современными тенденциями в теории тестирования

SCA Т создавался как мера развивающихся способностей, что свидетель-

ствует о распространении достаточно верного представления о тестах

интеллекта, а именно что тестовые показатели скорее отражают природу

и итоги обучения индивида, нежели являются измерителями способно-

стей как таковых, безотносительно к соответствующему опыту. Соответ-

ственно с помощью SCAT выявляются необходимые в каждом классе

знания слов и обученность арифметике. В этом отношении SCA Т дей-

ствительно ничем не отличается от других тестов интеллекта, особенно

тех, которые предназначены для старшеклассников и учащихся коллед-

жа; этот тест просто делает явными условия, иногда неосознаваемые

в других тестах.

Вербальные, количественные и суммарные показатели всех уровней

SCAT выражаются в общей шкале, что позволяет проводить прямое

сравнение одного уровня с другим. В свою очередь, эти показатели легко

превращаются в процентили или станайны для соответствующего клас-

са. Особо привлекательным является принятие в SCAT в дополнение

к единому для каждого полученного показателя процентилю процен-

тильных полос. Занимая интервал приблизительно в одну стандартную

ошибку измерения по обе стороны соответствующего процентиля, про-


центильная полоса задает 68Їо-ный доверительный интервал, или диапа-

зон, на который приходится 68Їо случаев нормальной кривой. Другими

словами, если установлено, что <истинные> результаты испытуемого по-

падают в данную процентильную полосу, то вероятность правильности

принимаемого решения равняется 68 случаям из 100 (приблизительно

2:1). В главе 5 уже объяснялось, что ошибка измерения предусматривает

при интерпретации индивидуального результата конкретный способ уче-

та надежности теста.

Если две процентильные полосы частично совпадают, различия ме-

жду показателями могут игнорироваться, если не совпадают, то разли-

чия можно рассматривать как значимые. Таким образом, если два уча-

щихся получили в SCAT суммарные показатели, попадающие

в процентильные полосы 55-68 и 74-84, то можно с полной уверен-

ностью заключить, что второй действительно превосходит первого, и по-

вторное тестирование дает тот же результат. Процентильные полосы по-

могают также сравнивать относительное положение результатов одного

испытуемого по вербальной и количественной части теста. Если показа-

тели по вербальному и количественным тестам у испытуемого соответ-

ствуют процентильным полосам 66-86 и 58-78 соответственно, то можно

сказать, что значимого различия в развитии вербальных и количе-

ственных способностей у этого индивида нет, поскольку процентильные

полосы этих показателей перекрывают друг друга (рис. 43).

Выборка стандартизации-SCAT состояла из более 100000 испы-

туемых. Выборка была репрезентативной относительно среза популяции

учащихся нормальных школ от IV до XII класса и первых двух лет обу-

чения в колледже. При отборе использовалась трехступенчатая процеду-

ра, в которой критериями отбора были школьные системы (государ-

ственная и частная), школы и классы. Похожие процедуры отбора были

использованы и при выборе испытуемых из числа учащихся колледжа.

Формирование выборки стандартизации, как и другие методические при-

емы, свидетельствует о необычно высоких методических стандартах раз-

280

ТЕСТЫ ОВЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Коэффициенты надежности для вербального, количественного и сум-

марного показателя были подсчитаны по формуле Кьюдера-Ричардсо-

на отдельно для каждой группы, представляющей определенные классы.

Полученные коэффициенты надежности оказались одинаково высокими.


По отдельным группам от IV до XIV уровня коэффициенты надежности

суммарных показателей были равны 0,90 и выше, а для вербального

и количественного показателя колебались от 0,83 до 0,91. Высокие коэф-

фициенты надежности можно объяснить тем, что в какой-то мере тест

был скоростным. Процент учащихся, выполнивших все задания, для раз-

ных классов колеблется от 65 до 96Їц в вербальных тестах и от 55 до

85Їо в количественных. При этих условиях более пригодна надежность,

определенная методом эквивалентных форм. Если коэффициенты надеж-

ности фактически завышены, то ошибки измерения недооцениваются, и,

Рис. 43. Профиль SCAT-11, представленный в виде процентильных полос.

С разрешения Службы тестирования в образовании

Вербальный Математический Суммарный

: =: =E =пчрнь высокие

Очень высокие1- -1i ~

-----90---90--90-------

Высокие111-80-B"BВысокие

BBS5E5""B

-60-55-60-

Средние1-50-11-50-11-50-Средние

1-40--40-1-40-

1-30--50-1-30-

Низкие1-20-1-20--20-Низкие

Очень низкиеr-1U-Иiu --10-Очень низкие

281 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

следовательно, процентильные полосы могут оказаться слишком широ-

кими.

Однако следует иметь в виду, что многие учащиеся, не ответившие

на все задания, могли отказаться от решения более трудных заданий, да-

же если у них было достаточно времени. Более того, в количественном

тесте испытуемый в поиске ответа может затратить очень много време-

ни на вычисления, тогда как простое осознание числовых отношений мо-

гло бы привести к ответу моментально. Если это так, то скорость вы-

полнения заданий должна высоко коррелировать со способностями

к количественному мышлению, которые предназначен измерить тест.

Цели, с которыми разрабатывался SCAT, предполагают, что прогно-

стическая валидность этого теста определяется прежде всего достиже-

ниями в учебе. Коэффициенты валидности, полученные для V, VIII, XI,

XII классов из школ-участниц выборки стандартизации (коэффициенты

определялись для каждой школы в отдельности и затем усреднялись,

число школ в зависимости от класса менялось от 3 до 26), колебались от

0,59 до 0,68; корреляция вербального показателя SCATc отметками по

английскому языку равнялась от 0,41 до 0,69 и количественного показа-

теля с оценками по математике составляла от 0,43 до 0,65. Поскольку

частные корреляции значительно менялись от школы к школе, в руко-

водстве к тесту дается рекомендация проводить локальную валидацию


теста.

Корреляция с тестами достижений (Последовательные тесты успехов

в образовании) обычно колеблются от 0,60 до 0,80. Количественные по-

казатели лучше коррелируют с успехами по математике, а вербальные

лучше со всеми другими предметами. Однако коэффициенты валидности

для суммарных показателей SCAT обычно столь же высоки, как и для

показателей обеих частей теста. Таким образом, эффективность вер-

бальных и количественных показателей как различных предсказателей

успеваемости в учебе остается неопределенной. В этой связи следует ска-

зать, что сами по себе показатели вербальной и количественной частей

теста коррелируют на уровне 0,70, за исключением показателей самых

младших и самых старших классов, где корреляция составляет только

0,60. Такое тесное сходство может быть следствием однотипности ис-

пользуемых в тестах заданий, требующих в основном умения выявлять

и использовать установленные отношения в абстрактном или символиче-

ском содержании. Подобно другим обсуждаемым в этой главе тестам,

SCAT предназначен прежде всего для измерения общего интеллектуаль-

ного развития и лишь во вторую очередь он может служить указателем

различий в способностях индивида.

ТЕСТЫ ДЛЯ КОЛЛЕДЖЕЙ

И БОЛЕЕ ВЫСОКИХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Прием в колледжи. Ряд тестов был разработан для использования

при поступлении, распределении и консультировании студентов коллед-

жа. Примером такого типа тестов является тест способности к обучению

(SAT), разработанный Советом по вступительным экзаменам в колледж.

Ежегодно подготавливаются несколько новых форм теста, и при каждом

проведении используется своя форма. Для вербальных и математических

"~" """таппятся раздельные показатели. На рис. 44 и 45 дается

-~""Tftcкиx типов заданий, взятых

282 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Антонимы. Укажите слово или фразу, прямо противоположные по значению

слову, набранному прописными буквами.

1. РАСКОЛ. А - большинство, В - союз, С - единообразие, Д - совещание, Е - постро-

ение

Завершение предложений. Укажите слово или несколько слов, которые лучше

всего подходят по смыслу для заполнения пропусков в предложении.

2. Сначала островитяне, несмотря на внешнюю -, делали все возможное,

чтобы - жестокости оккупантов.

А-гармония ... настаивать, В-враждебность ... помешать, С-восстание ... выде-