ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 712

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Часть 3

ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

Глава 9. Индивидуальные тесты

Во второй части мы познакомились с основными принципами психоло-

гического тестирования и теперь можем применить их для оценки кон-

кретных тестов. Третья, четвертая и пятая части книги преследуют двоя-

кую цель. Во-первых, проследить за применением принципов тестирова-

ния к разнообразным типам тестов. Во-вторых, познакомить читателя

с некоторыми из наиболее характерных тестов в каждой из основных

областей их применения, не пытаясь при этом дать их исчерпывающий

обзор. Такой обзор не составляет цели данной работы и скорее всего

устарел бы еще до выхода книги в свет из-за той быстроты, с какой по-

являются новые тесты. По этим причинам в каждой разновидности те-

стов обсуждаются лишь несколько наиболее типичных, выбранных либо

из-за их общеупотребительности, либо из-за того, что они иллюстри-

руют важные достижения в процедуре тестирования. При этом тесты об-

щего интеллектуального развития рассматриваются в части 3, тесты от-

дельных способностей-в части 4 и личностные тесты-в части 5.Тсли не

оговорено особо, следует иметь в виду, что все данные об обсуждаемых

в книге тестах берутся из руководства по применению тестов или мето-

дических приложений, которыми издатели снабжают тест.

Обсуждаемые в части 3 виды тестов, традиционно называемые те-

стами интеллекта, берут свое начало от шкал Вине. Эти тесты исполь-

зуются в достаточно разнообразных ситуациях и валидны относительно

широких критериев. Этим тестам свойственно применение единственно-,

го показателя, такого, как IQ, свидетельствующего об общем уровне ин-

теллектуального развития индивида. Обычный способ получить столь

общую оценку выполнения теста интеллекта-<проникновение в критиче-

ские точки> (L. М. Terman, М. A. Merrill, 1937, р. 4). Другими словами,

индивиду предъявляется обширное множество задач в предположении,

что таким образом будет обеспечена адекватная выборка всех важней-

ших интеллектуальных функций. На практике же тесты обычно перегру-

жены заданиями на измерение некоторых качеств, таких, как вербальные

способности, и совершенно не затрагивают измерения других.

Из-за того, что многие интеллектуальные тесты валидны по отноше-

нию к академической успеваемости, они часто разрабатываются как


тесты способности к обучению. Тесты интеллекта часто используются

как отсеивающая процедура, предваряющая применение тестов спе-

циальных способностей. Особенно часто они применяются в тестирова-

нии нормальных детей в подростковом и юношеском возрасте или

взрослых при консультировании по вопросам обучения, выбора профес-

сии, профессионального отбора и для других схожих целей. Еще одним

довольно распространенным применением тестов общего интеллекта

является клиническое тестирование, особенно при определении умствен-

ной отсталости. Для этих целей обычно .используются индивидуальные

тесты. Среди наиболее употребительных индивидуальных тестов интел-

лекта можно назвать обсуждаемые в этой главе шкалы Станфорд-Бине

и Векслера.

206 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ШКАЛА СТАНФОРД-ВИНЕ

Развитие шкал. Первые шкалы Бине-Симона вкратце уже были опи-

саны в гл. 1. Напомним только, что шкала 1905 г. содержала всего лишь

30 расположенных по степени трудности небольших заданий. Шкала

1908 г. была первой возрастной шкалой, а шкала 1911 г. отличалась от

нее незначительными улучшениями и добавлениями. Возрастной диапа-

зон шкалы 1911 г. охватывал период от 3 лет до взрослого состояния.

Среди многочисленных переводов и адаптаций ранних тестов Бине были

несколько американских вариантов, среди которых самым жизнеспо-

собным оказался тест Станфорд-Бине. Первый станфордский вариант

шкал Бине-Симона, подготовленный Л.М.Терменом и его коллегами

в Станфордском университете, был опубликован в 1916 г. (L.M. Terman,

1916). В него было введено так много изменений и дополнений, что фак-

тически он уже представлял собой новый тест. В этот тест было введено

более одной трети новых заданий, а ряд старых или переделан, или пере-

адресован к другим возрастным уровням, или отброшен. Вся шкала бы-

ла заново стандартизована на национальной выборке, состоявшей при-

близительно из 1000 детей и 400 взрослых. Были подготовлены

подробные инструкции по применению и обработке показателей каждого

теста, а коэффициент IQ первое время применялся в любом психологи-

ческом тесте.

Вторая станфордская редакция теста, появившаяся в 1937 г., состоя-

ла из двух эквивалентных форм LH М (L.M. Terman, М.А. Merill, 1937).

В этом варианте шкала была значительно увеличена в объеме и пол-

ностью рестандартизована на новой и тщательно отобранной выборке


из населения США. Для этой цели были привлечены 3184 испытуемых,

среди которых на каждую возрастную группу от 1,5 до 5,5 лет (группы

отличались полугодовым интервалом) приходилось приблизительно по

100 детей, по 200 индивидов приходилось на каждую возрастную группу

от 6 до 14 лет и по 100 на каждую группу от 15 до 18 лет. У всех испы-

туемых день рождения приходился на один и тот же месяц или по край-

ней мере на одно и то же полугодие; в каждую возрастную группу вхо-

дило равное количество мальчиков и девочек. Испытуемые от 6 лет

и старше тестировались в школе, хотя для групп из более взрослых де-

тей, с тем чтобы заполнить выборку, привлекались и не учащиеся

школы. Детей дошкольного возраста набирали разными путями, многие

из них были просто родственниками включенных в выборку школьников.

Несмотря на стремление представить в выборке разные слои населения,

ее состав был выше в социально-экономическом отношении, чем населе-

ние США: преобладали городские жители и включались только предста-

вители коренного белого населения.

Опубликованная в 1960 г. третья редакция вводила единую форму

(L-M), объединившую в себе лучшие задания двух форм 1937 г.

(L. М. Terman, М. A. Merrill, 1960). Это давало возможность, не вводя но-

вого содержания, исключить устаревшие задания и пересмотреть поря-

Подробный разбор шкал Станфорд-Бине, их развития, использования и интерпре-

-"""""Ї в паботе Дж. Саттлера (J.M. Sattler, 1974, гл. 8-10).

- ---"-" поскольку каждый предъяв-

207

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

дс заданий, чей уровень трудности за прошедшие годы, изменившие

культурный уровень общества, стал иным. При подготовке тестов Стан-

форд-Бине 1960 г. их создатели столкнулись с обычной дилеммой пси-

хологического тестирования. С одной стороны, частые переделки теста

желательны, поскольку позволяют воспользоваться методическими до-

стижениями, усовершенствованиями в построении тестов и накопленным

опытом применения теста, а также соотнести содержание теста с совре-

менными условиями жизни. Последнее особенно важно для заданий на

информированность и для изобразительного материала теста, чье содер-

жание подвержено влиянию моды: изменению фасонов одежды, домаш-

ней утвари, машин и других предметов. Использование теста с устарев-

шим содержанием может значительно уменьшить взаимопонимание

испытуемого и экспериментатора и повлиять на уровень трудности зада-


ний. С другой стороны, пересмотры теста могут привести к тому, что на-

копленные данные о тесте окажутся неприменимыми к его новому ва-

рианту. По тестам, широко применявшимся многие годы, накапливается

большой материал по интерпретации их результатов, значимость ко-

торых необходимо тщательно взвесить прежде, чем признать необходи-

мость переделки теста. По этой причине создатели шкалы Станфорд-

Бине предпочли свести две прежние формы в одну, тем самым

преодолевая опасность старения и ненужности теста. Отказ от парал-

лельной формы не был слишком большой платой для достижения этой

цели. В 1960 г. необходимость во взаимозаменяемой форме ощущалась

менее остро, чем в 1937 г., когда не существовало иных достаточно раз-

работанных индивидуальных шкал интеллекта.

При подготовке шкалы 1960 г. задания из форм L и М отбирались

на основе их выполнения 4498 испытуемыми в возрасте от 2,5 до 18 лет,

которым предъявляли в период между 1950 и 1954 гг. либо одну, либо

обе формы теста.

Испытуемые были отобраны в 6 штатах, расположенных на северо-

востоке и западе страны. Хотя такой подбор испытуемых и не составлял

репрезентативной выборки американских школьников, некоторые меры

предосторожности позволили избежать действия основных селективных

факторов. Станфорд-Бине 1960 г. не предусматривал рестандартиза-

ции нормативной шкалы. Новые выборки были использованы только

для того, чтобы выявить изменения в трудности заданий, происшедшие

за истекший период. Соответственно, трудность каждого задания была

определена заново на основании процента детей, выполнивших задания

1937 г. в последовательности умственных возрастов. Чтобы проанализи-

ровать задание, группы формировались не по фактическому возрасту де-

тей, а в соответствии с тем умственным возрастом, который они получи-

ли после выполнения этих форм. Следовательно, умственный возраст

и IQ в форме L-M 1960 г. по-прежнему выражался в терминах норматив-

ной выборки 1937 г.

Следующей стадией была рестандартизация формы L-M, произве-

денная в 1972 г. (L.M.Terman, М.А. Merrill, 1973, часть 4). На этот раз

Для специального статистического анализа были сформированы две дополни-

тельные выборки детей из Калифорнии, состоявшие из 100 6-летних детей, стратифициро-

ванных относительно общественного положения их отцов, и из 100 15-летних детей, стра-

т-игЬипиоованных относительно как положения отцов, так и распределения отметок