ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 705
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
санных в этой главе ранее, может оказаться достаточно для минимиза-
ции последствий искушенности в тестировании (М. Wahlstroi,
F.J.Boersman, 1968). "
Глава 3. Социальные и этические аспекты
ТЕСТИРОВАНИЯ
Для того чтобы предотвратить неправильное употребление психологиче-
ских тестов, возникла необходимость в соблюдении некоторых предосто-
рожностей как относительно самих тестов, так и их показателей. Про-
блемам распространения и использования психологических тестов
посвящена большая часть <Этических норм психологов>-кодекса про-
фессиональной этики, официально принятого Американской психологи-
ческой ассоциацией (см. Ethical..., 1981). Принципы 13, 14 и 150 неразгла-
шении результатов теста, интерпретации данных и его публикации
относятся непосредственно к тестированию. Сфера действия принципов
6 (конфиденциальность), 7 (ненанесение ущерба) и 9 (беспристрастность)
хотя достагочно широка, но во многом применима и к тестированию.
Некоторые из вопросов, рассматриваемых в <Этических нормах>, непо-
средственно связаны с положениями <Норм для психологических
и учебных тестов> (Standards for Educational and Psychological Tests,
1974). Для более полного и глубокого понимания <Этических норм> чи-
51 СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
тателю следует обратиться к <Справочнику по этическим нормам психо-
логов> (Casebook on Ethical Standards of Psychologists, 1967) и <Этиче-
ским принципам проведения исследований с людьми> (Ethical Principles
in Conduct of Research with Human, 1973).
КВАЛИФИКАЦИЯ ЛЮДЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТЕСТЫ
Требование, чтобы тесты использовались только достаточно квалифици-
рованными экспериментаторами, является первым шагом по защите ин-
дивида от неправильного использования тестов. Конечно, нужная квали-
фикация меняется в зависимости от типа теста. Так, для правильного
применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства лич-
ностных тестов требуется относительно длительный период интенсивно-
го обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как
для тестирования учебных достижений или профессиональной умелости
нужна минимальная специальная психологическая подготовка. Следует
также заметить, что студенты, участвовавшие в учебном тестировании,
обычно не готовы к самостоятельному проведению тестов с другими
людьми или к правильной интерпретации тестовых показателей.
Хорошо подготовленный экспериментатор выбирает тесты, которые
подходят как для той цели, с которой он проводит тестирование, так
и для человека, которого он тестирует. Он знаком с литературой по выб-
ранному тесту и способен оценить технические параметры таких его ха-
рактеристик, как нормы, надежность и валидность. Он чуток к тем усло-
виям, которые могут влиять на выполнение теста, в частности
к упоминавшимся в гл. 2. Он делает выводы или дает рекомендации,
только связав рассмотрение тестового результата (или результатов)
с другой имеющей отношение к тесту информацией об индивиде. Глав-
ное же, он должен быть достаточно осведомлен в науке о человеческом
поведении, что позволит ему избежать неоправданных выводов при ин-
терпретации тестовых результатов. Если тесты проводятся лаборантами,
или ассистентами, или людьми других профессий, для обеспечения необ-
ходимых условий правильной интерпретации выполнения тестовых зада-
ний важно, чтобы их по крайней мере консультировал квалифициро-
ванный психолог.
Неверным представлением о природе и цели тестов, а также непра-
вильной интерпретацией результатов теста объясняются многие из рас-
пространенных критических замечаний в адрес психологических тестов.
Отчасти трудности возникают из-за отсутствия понимания между спе-
циалистами по психометрии и заинтересованными в ней людьми-препо-
давателями, родителями, юристами, поступающими на работу и т.д. Ве-
роятно, больше всего критикуются необоснованные выводы из IQ.
Впрочем, не все неверные представления о тестах можно отнести за счет
непонимания между психологами и непсихологами. Психологическое те-
стирование само по себе постепенно отделяется от основных направле-
ний развития науки о поведении (A. Anastasi, 1967). Возрастающая слож-
ность психологии неизбежно приводит к увеличению специализации
психологов. В этом процессе специалисты по психометрии все больше
и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенство-
вании тестов и незаметно теряют представление о том, что происходит
в смежных областях, таких, как педагогика, детская психология, психоло-
52
СОДЕРЖАНИЕ 1КИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ские аспекты построения теста исподволь сужают психологический кру-
гозор тестолога, хотя тестовые показатели могут быть правильно
поняты только в свете соответствующих знаний относительно поведения,
которое тест предназначен измерять.
Кого считать квалифицированным психологом? Очевидно, из-за раз-
нообразия областей исследования и, следовательно, специализаций
в подготовке ни один психолог не может быть сведущим во всех обла-
стях. Как признание этого факта, <Этическими нормами> установлено:
<Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность
своих средств и не предлагает своих услуг, а также не использует мето-
дов, если они не удовлетворяют профессиональным стандартам, установ-
ленным в конкретных областях исследования> (Ethical..., 1981, принцип
2с). Полезно различать психологов, работающих в системе учреждений,
например в школе, университете, клинике или государственных органах,
и психологов, занимающихся частной практикой. Поскольку практикую-
щий психолог менее зависим от оценок и суждений квалифицированных
коллег, чем психолог, работающий в учреждении, он должен отвечать
более высоким требованиям профессиональной квалификации. Это же
справедливо в отношении психологов, осуществляющих контроль за ра-
ботой психологов в различных организациях или консультирующих их
персонал.
Значительным шагом, повысившим профессиональные нормы и дав-
шим общественности критерий для определения уровня квалифицирован-
ности психолога, было принятие штатами законов о лицензиях и атте-
стации психологов. В настоящее время почти все штаты имеют такие
законы. Хотя термины <лицензия> и <аттестация> часто используются
как равнозначные, в психологии аттестация обычно означает официаль-
ное присвоение, звания психолог, в то время как предоставление лицен-
зий относится к регулированию психологической практики, а это значит,
что в законы о лицензиях должно быть включено ее определение. Но и
в том и в другом случае законом обычно требуется степень доктора фи-
лософии по психологии, определенное знакомство с практической дея-
тельностью и удовлетворительная сдача квалификационного экзамена.
Нарушение этического кодекса Американской психологической ассоциа-
ции дает основание для отмены лицензий или аттестации. Поскольку
большинство штатов приняло лишь более простые законы об аттеста-
ции, предпринимаются усилия добиться утверждения закона о лицензиях.
На более высоком уровне аттестация психолога осуществляется аме-
риканским Советом по профессиональной психологии. При высоком
уровне подготовки, опыте работы по специальности Совет присуждает
дипломы в таких областях деятельности, как клиническая психология,
психологическое консультирование, промышленная психология и психо-
логия управления, а также педагогическая психология. В биографическом
справочнике Американской психологической ассоциации перечисляются
все специалисты, имеющие такие дипломы, их список можно также полу-
чить, запросив его в самом Совете, основная функция которого-выдача
необходимой информации о квалифицированных психологах. .Решения
Совета как узкопрофессиональной организации не имеют той обязатель-
ной силы, которая есть у организаций, выдающих лицензии и осущест-
вляющих аттестацию психологов.
Соответствует степени к-янпигтятя nr-uvrir
53 СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДИКИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Право на приобретение тестов обычно представляется лицам, имеющим
определенную квалификацию. В каталогах основных издателей тестов
приводятся те требования, которым должны удовлетворять их покупате-
ли, обычно правомочными признаются или профессиональные психоло-
ги, или специалисты, чье образование может быть приравнено к психоло-
гическому. Некоторые издатели распределяют тесты в зависимости от
уровня квалификации использующих их людей, начинают с тестов дости-
жений в учебной деятельности и тестов профессиональной пригодности,
затем помещают тесты интеллекта и опросники по интересам и заканчи-
вают клиническими методиками типа индивидуальных тестов интеллекта
и основных личностных тестов.
Меры по ограничению распространения тестов преследуют двоякую
цель: неразглашение тестовых материалов и предупреждение их непра-
вильного применения.
<Этические нормы> гласят: <Доступ к таким методикам ограничивается людьми,
чьи профессиональные интересы гарантируют их правильное использование> (Ethical...,
1981, принцип 13); <Тестовые результаты, как и материалы теста, передаются только тем
лицам, чья квалификация позволяет их интерпретировать и использовать надлежащим
образом> (там же, принцип 14).
Следует отметить, что хотя распространители тестов прилагают все
усилия к выполнению этих требований, контроль, который они в состоя-
нии осуществить, неизбежно ограничен. Основная ответственность за
надлежащее использование тестов лежит на использующих их лицах
и организациях. Очевидно, например, что степень магистра или даже
доктора психологии, государственные лицензии и дипломы, выданные