ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 701

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ситуациях, требующих тестирования на многих языках.

В основном процедура состоит из двух этапов. На первом-основная

серия общих заданий, одинаково пригодная для обеих групп студентов,

предъявлялась на английском языке студентам, говорящим по-англий-

ски, и на испанском-студентам, говорящим по-испански. Данные по вы-

полнению заданий обеими группами позволили оценить уровень трудно-

сти (А) и разрешающую силу (г с суммарным показателем теста)

каждого задания. Из окончательной серии общих для обоих языков зада-

ний исключались задания, выполнение которых существенно зависело от

типа группы (см. гл. 8). Такие задания содержали систематическую

ошибку и, по-видимому, для обеих групп имели психологически разное

значение. Окончательная серия состояла из эталонных заданий, имевших

приблизительно одинаковую относительную трудность для выборки сту-

дентов, говоривших по-английски и по-испански, и удовлетворяла за-

данным уровню трудности и разрешающей силе.

На втором этапе отобранные эталонные задания включались для

постоянного применения SAT я РАА, а показатели по ним использова-

лись как основа для преобразования всех тестовых показателей в единую

шкалу. Методика уравнивания была той же самой, что и обычное пре-

образование показателей последовательных форм SAT в единую шкалу.

ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТА

Значение IQ. В широких слоях общества IQ не рассматривается как

определепнын тип показателя по конкретному тесту, а нередко отождест-

вляя ся с ншеллектом. Такое представление настолько распространи-

лось, 410 ei о нельзя больше игнорировать или относиться к нему как

к обычной ошибке. Несомненно, рассматривая количественное значение

.данного IQ, следует всегда иметь в виду тест, в котором этот показатель

получен. Те или иные тесты интеллекта, показателем которых и является

IQ, различаю гся и своим содержанием, и иными параметрами, влияющи-

ми на интерпретацию этого показателя. Некоторые из этих различий

в тестах, опьединяемых названием <тесты интеллекта>, обсуждались

в примерах, рассмотренных в предыдущих главах. Тем не менее необхо-

димо вновь рассмотреть, что же из понятия <интеллект> можно отнести

~ - ------ м тlтт"rйrттTf>lrГf>

309 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

форд-Бине, много лет бывшей единственным средством для тщательно-

го измерения интеллекта и часто использовавшейся в качестве критерия


при валидации новых тестов.

Во-первых, интеллект следует рассматривать скорее как описательное,

чем как объяснительное понятие. IQ есть форма выражения уровня спо-

собностей индивида в данный момент времени по отношению к его воз-

растным нормам. Ни один тест интеллекта не может указать причины

того или иного его выполнения. Отнесение неадекватного выполнения

теста или обычной деятельности за счет <неадекватного интеллекта>

есть тавтология, которая не только не помогает понять затруднений ин-

дивида, но фактически может и затормозить поиски причин этих трудно-

стей в прошлом человека.

Любые тесты, в том числе и интеллектуальные, следует использо-

вать не для навешивания ярлыков, а для понимания самого индивида.

Чтобы помочь человеку функционировать на максимальном для него

уровне, следует начать с выяснения уровня, на котором он уже находит-

ся, а для этого необходимо оценить сильные и слабые стороны его

личности и выработать соответствующий способ действий. Если тест на

чтение показывает, что ребенок отстает в этом виде деятельности, мы

не ограничиваемся фиксацией этого факта и не даем ему, чтобы изба-

вить от затруднений, невербальный тест. Вместо этого мы стараемся

обучить его чтению.

Важной целью современного тестирования является содействие са-

мопознанию и развитию личности. Данные тестирования все больше

используются для того, чтобы помочь индивидам лучше организовать

свое образование и профессиональную деятельность, а также научиться

принимать решения, непосредственно касающиеся их жизни. Внимание,

уделяемое эффективным способам сообщения тестовых результатов ис-

пытуемому, свидетельствует о растущем признании такого применения

тестов.

Во-вторых, и это более важно, не следует забывать, что интеллект

не есть единая и однообразная способность, он складывается из не-

скольких функций. Этим термином обычно обозначается комплекс спо-

собностей, необходимых для выживания и достижения успехов в опре-

деленной культуре. Следовательно, конкретные способности из этого

комплекса, а также их относительная значимость будут меняться б зави-

симости от времени и места. Для разных культур и в разные истори-

ческие периоды одной культуры понимание успешности в деятельности

меняется. Изменение структуры интеллекта можно видеть и на протя-

жении жизни одного индивида от младенчества до взрослого состояния.


Способность индивида будет с годами возрастать относительно тех

функций, которым окружающая его культура или субкультура придают

особое значение, и уменьшаться относительно тех функций, которым та-

кого значения не придается (В. М. Levinson, 1959, 1961).

Типичные тесты интеллекта, предназначенные в культуре американ-

ского типа для школьников или взрослых, измеряют в основном вер-

бальные способности и отчасти способности обращения с числовыми

и другими абстрактными символами. Именно эти способности преобла-

дают в школьном обучении. Большинство интеллектуальных тестов

можно поэтому рассматривать яц меру способности к обучению. IQ

является отоажением как ппегттттестнумттшу тяте тя тn{fnлmJ> ттт,а

310 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

зисными, то IQ оказывается эффективным предикатором для многих

профессий и иных видов деятельности взрослых.

Вместе с тем множество других важных функций, таких, как техниче-

ские, моторные, музыкальные и артистические способности, мотива-

ционные и эмоциональные факторы, установки, для измерения которых

интеллектуальные тесты никогда не применялись, являются важными со-

ставляющими достижений во всех областях. В исследованиях креативно-

сти обычно выявляются когнитивные и личностные факторы, относящие-

ся к креативной продуктивности. Все это, естественно, означает, что как

индивидуальные решения, так и решения, принимаемые учреждениями,

должны основываться на сопоставлении многих данных. Принимать ре-

шения только в зависимости от результатов тестов, особенно одного или

двух, значит неправильно их использовать. Решения должны принимать-

ся людьми, а тесты-один из источников сведений, необходимых для

принятия решений. Тесты сами по себе не являются средством для при-

нятия решений.

Наследственность и изменчивость. Много недоразумений

и споров возникло вследствие применения оценок наследственности к по-

казателям интеллектуальных тестов. Как пример можно привести вы-

звавшую столько споров и противоречивых суждений известную статью

А. Йенсена (A.R. Jensen, 1969). Хотя ее обсуждение шло по нескольким

направлениям, а поднимавшиеся при этом вопросы были достаточно

сложны, камнем преткновения для всех участников дискуссии оказалась

интерпретация оценок наследственности, в частности насколько индекс

наследственности соответствует действительному вкладу генетических,


или наследственных, факторов в общую изменчивость конкретного

свойства личности в данной популяции при существующих условиях. На-

пример, утверждение, что индекс наследственности IQ по Станфорд-Би-

не для учащихся американских городских средних школ составляет 0,70,

будет означать, что 70Їо изменений этого показателя связано с наслед-

ственными различиями и 30Їо-с различиями окружения.

Индексы наследственности подсчитывались разными способами

(A.R. Jensen, 1969; J. Loehiin, G. Lindzey, J.N. Spuhler, 1975), но их основ-

ное предназначение-измерять в рассматриваемом свойстве фамильное

сходство. Наиболее распространенный метод состоит в использовании

корреляций результатов по интеллектуальным тестам у монозиготных

и дизиготных близнецов. Также используются корреляции между мо-

нозиготными близнецами, выросшими вместе и в разных приемных

семьях.

В интерпретации оценок наследственности следует обратить внима-

ние на следующие моменты. Во-первых, эмпирические данные относи-

тельно семейного сходства недостаточно точны, поскольку в них не

выявлена роль окружающих средовых факторов. Например, никак не

учитываются имеющиеся данные о том, что монозиготные близнецы жи-

вут в более сходном окружении, чем дизиготные (A. Anastasi, 1958 а,

р. 287-288; H.L. Koch, 1966). Во-вторых, распределение близнецов в при-

емную семью не определялось случайным образом, как нужно бы

в идеальном эксперименте. Хорошо известно, что взятие ребенка на во-

спитание зависит от особенностей малыша и приемной семьи. Следова-

тельно, условия жизни в приемной семье каждого из близнецов, по-види-

мому, будут достаточно сходными, что отчасти объясняет корреляции

-.., \яп-ип тяк-же-. утверждать, что

311 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

данные о наследственности близнецов нельзя обобщать на популяцию

в целом, пЬскольку близнецы чаще подвергаются пренатальным трав-

мам, приводящим к некоторым задержкам в умственном развитии.

Включение в выборку пар с задержкой умственного развития может за-

метно увеличить корреляцию результатов тестирования интеллекта

близнецов (P.L.Nichols, S.H.Broman, 1974).

Помимо сомнительности данных, на основании которых вычисляют-

ся индексы наследственности, последним присущи и более серьезные не-

достатки (A.Anastasi, 1971; D.O. Hebb, 1970). Примечательно, что в пер-

вой части упомянутой статьи А. Иенсена (A. R. Jensen, 1969, р. 33-46)


среди прочих назывались и они. Во-первых, понятие наследственности

применимо к популяциям, но не к отдельным индивидам. Например, при

выявлении причин умственной отсталости ребенка показатель наслед-

ственности вряд ли поможет. Независимо от величины индекса наслед-

ственности в популяции умственную отсталость ребенка можно объяс-

нить поврежденными генами (как при фенилкетонурии), пренаталь-

ной мозговой травмой или крайней ограниченностью жизненного

опыта.

Во-вторых, индексы наследственности применимы только к популя-

ции, на которой в данное время они были получены, любое изменение

в наследственности или окружающих условиях изменит этот индекс. Так,

увеличение браков между кровными родственниками, например, на уда-

ленном острове, уменьшит изменчивость наследственных признаков

и этим снизит индекс наследственности, а увеличение однородности

окружения уменьшит изменчивость его условий и, следовательно, увели-

чит индекс наследственности. Кроме того, показатель наследственности,

подсчитанный в одной популяции, неприменим к анализу различий в вы-

полнении теста двумя популяциями, такими, как разные этнические

группы.

В-третьих, наследственность не отражас1 степень изменчивости ка-

кого-либо свойства. Даже если покаштель наследственности свойства

в данной популяции равен 100Їо, отсюда не следует, что влияние окруже-

ния на формирование этого свойства незначительно. Поясним этот мо-

мент следующим контрастным примером. Предположим, что какое-то

сообщество взрослых питается одинаково, т.е. все получают одну и ту

же еду и в одинаковом количестве. В такой популяции влияние особенно-

стей питания на общую изменчивость здоровья и физического состояния

будет нулевым, поскольку разницей в пище нельзя объяснить индиви-

дуальные различия в здоровье и физическом развитии. Тем не менее, ес-

ли бы запасы продовольствия внезапно иссякли, все сообщество умерло

бы от Истощения. Наоборот, улучшение качества пищи могло бы ска-

заться на общем улучшении здоровья членов сообщества.

Независимо от величины в разных популяциях индексов наслед-.

ственности для IQ достаточно обоснован один эмпирический факт: IQ не

является постоянной величиной и изменяется под воздействием окру-

жающей среды. Некоторые основания для такого вывода рассматрива-

лись в этой главе раньше в связи с лонгитюдными исследованиями. Из-