ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 794
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
тетради цветным или простым карандашом. Большинство тестов тре-
буют лишь умения правильно отметить картинку из данного набора изо-
бражений. Некоторые тесты предполагают умение нарисовать линии, со-
единяющие две точки. Разумеется, тесты начального уровня не требуют
от обследуемых умения читать или писать.
Из табл. 24 видно, что некоторые из приведенных в ней батарей
включают тесты начального уровня. Чтобы пояснить характер этих те-
стов, рассмотрим начальный уровень тестаумственных способностей
Отиса-Леннона. Этот тест, опубликованный в 1967-1969 гг., на всех
273 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
уровень фактически сам распадается на два подуровня: начальный 1 (для
детей, посещающих детский сад) и 2 (для первоклассников в первые пол-
года обучения). Эти два уровня идентичны по содержанию и различают-
ся лишь по способам указания ребенком своих ответов. На начальном
уровне 1 ответы отмечаются обведением в кружок выбранного варианта,
и поэтому тест приходится обрабатывать вручную. На начальном уровне
2 используется тетрадь, подготовленная к машинной обработке резуль-
татов тестирования, ребенок отмечает в ней свой ответ, закрашивая рас-
положенный под изображениями небольшой овал (см. рис. 38).
По каждому заданию теста экспериментатором дается устная ин-
струкция. Экспериментатор контролирует также время (около 15 с), необ-
ходимое для выполнения каждого задания. Для проведения всего теста
требуется от 25 до 30 мин. Тест проводится по частям, с коротким пере-
рывом между 1 и II частью; часть 1 состоит из 23 заданий на классифи-
кацию, часть II содержит 32 задания на измерение способностей обра-
зовывать понятия и понимать количественные отношения, общей
осведомленности и умения следовать указаниям. Примеры заданий раз-
личных типов представлены на рис. 38.
Нормы для всех уровней батареи Отиса-Леннона были установ-
лены на тщательно отобранной репрезентативной выборке из 200000
учащихся всех 50 штатов. Показатели могут быть выражены в стан-
дартных IQ с а = 16. Соотнесением с возрастными и классными норма-
ми могут быть также найдены ранги процентилей и станайны. Как было
установлено для начального уровня, правильно построенные тесты обыч-
но имеют удовлетворительную надежность и валидность по критерию.
Для начального уровня 2 батареи Отиса-Леннона данные о надежности
были получены на основе повторного, проводившегося через 2 нед тести-
рования 1047 первоклассников взаимозаменяемой формой теста. Коэф-
фициент надежности оказался равным 0,87. Коэффициент надежности,
определенный методом расщепления, оказался равным 0,90 (для выборки
из 14 044 первоклассников). Проведенное год спустя катамнестическое ис-
следование 144 учащихся дало корреляции с показателями более высоко-
го уровня батареи на уровне 0,80. Коэффициенты, характеризующие те-
кущую и прогностическую валидности теста, вычисленные по результа-
там теста достижений и годовым оценкам, приблизительно равнялись
0,50.
Уровень средних клас с о в. Групповые тесты интеллекта, пред-
назначенные для детей IV класса и старше, весьма сходны как по своему
содержанию, так и по построению. Поскольку учащиеся этой категории
грамотны, преобладают тесты с вербальным содержанием, большинство
тестов включают также арифметические задачи или иные числовые
тесты. Некоторые батареи снабжены нелингвистическими тестами для
оценки тех же способностей у детей, не знающих английского языка, не
умеющих читать или обладающих какими-либо пробелами в образова-
нии.
В качестве примера тестов для средних классов рассмотрим несколь-
ко промежуточных уровней из теста познавательных способностей. Пол-
ная серия рассчитана на два начальных уровня (от детского сада до III
класса) и на различные уровни образования (от III до XII класса). По-
следние содержат восемь уровней (А-Н), представленных в одной тетра-
"" -iwTveMbie, относящиеся к разным уровням, выполняют разные на-
~~"" """"" ппазОМ. ЧТО боЛЬШИНСТВО
274
ТЕСТЫ ОВЩР.ГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
отличающуюся от них.
(рисунки)
с>
(геометрические фигурь>)
О
С?
СО
о.;.
о
Часть И. Словесные понятия. Отметьте картинку, где нарисовано пламя.
Количественные отношения. Отметьте картинку, где столько же точек,
сколько частей в круге.
с)
с?
о
Общая осведомленность. Отметьте рисунок предмета, с помощью которого мы можем
вести разговоры.
Следование указаниям. Отметьте картинку со стаканом, помещенным в квадрат,
отмеченный наверху крестиком.
Рис. 38. Примеры заданий для н(цчального уровня теста умственных способностей
275 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
обследуемых выполняют задания среднего уровня трудности, что позво-
ляет различить их наиболее эффективным образом.
Тесты всех восьми уровней состоят из одних и тех же субтестов,
сгруппированных в три батареи следующим образом:
Вербальная батарея-словарный запас, завершение предложений, классификация
слов, словесные аналогии.
Количественная батарея-количественные отношения, числовые серии, составление
равенств.
Невербальная батарея-классификация фигур, аналогия фигур, объединение фигур.
В этих субтестах используются не слова или числа, а изображения геометрических фигур
и рисунков; задания относительно мало связаны со школьной программой.
Каждому субтесту предшествует одинаковый для всех уровней на-
бор упражнений. На рис. 39-41 представлены типичные задания каждого
из 10 субтестов, правда инструкции значительно сокращены. По уровню
трудности эти задания соответствуют тем, которые предназначены для
учащихся IV-VI классов. Создатели теста рекомендуют предъявлять де-
тям эти три батареи в три приема. Для большинства детей невербальная
батарея в отличии от вербальной и количественной батареи не является
предсказателем достижений в учебе. Однако сравнительный анализ вы-
полнения заданий по всем трем батареям может оказаться полезным
при выявлении специальных способностей.
Выборка стандартизации, включавшая приблизительно 20000 слу-
чаев для каждой из 10 групп учащихся разных классов, была составлена
таким образом, чтобы быть репрезентативной относительно популяции
Рис. 39. Типичные эадания из вербальной батареи теста познавательных способностей.
Ответы 1-D, 2-Е, З-С, 4-Е.
С любезного согласия Роберта Л. Торндайка и Элизабет Хаген
1. Словарный запас. Укажите слово, близкое по значению слову, выделенному
жирным шрифтом.
невежливый А-несчастный, В-сердитый, С-коварный, Д - грубый. Е-болтливый
2. Завершение предложений. Укажите слово, которое можно вставить вместо
пропуска в предложении.
Марк очень любил своего учителя естествознания, но ему не -преподаватель
математики.
А-слушаться, В-спорить, С-уважать, Д-хотеть, Е-нравиться
3. Классификация слов. Подумайте, что объединяет напечатанные жирным шриф-
том слова, и отметьте в нижнем ряду слово, которое к ним подходит.
голубь ястреб воробей
А-мотылек, В-летучая мышь, С-чайка,
Д - пчела, Е - белка
4. Словесные аналогии. Подумайте, как связаны первый два слова из верхнего
ряда, и укажите, какое слово из нижнего ряда точно так же связано с третьим.
горох -> боб, персик ->
А-ямя. В-дерево, С-еда
276 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1. Количественные отношения. Если число, приведенное в столбце 1, больше
числа из столбца 2, отметьте А, если меньше-В, если равно-С.
Столбец 1 Столбец 2
5х0 5
2. Числовые серии. Выберите из правою ряда чисел число, которое может за-
вершить ряд чисел слева.
18 16 14 12 10 A-7, B-8, C-9, Д-10, E-12
3. Составление равенств. Расставьте приведенные внизу слева числа и матема-
тические знаки так, чтобы получилось равенство, и из чисел справа выберите
дающие правильный ответ.
1 89+- А-О, В-З. С-8, Д-9, Е-18
Рис. 40. Типичные задания из количественной батареи теста познавательных способ-
ностей. Ответы 1-В, 2-й, З-А.
С любезного согласия Роберта Л. Торндайка и Элизабет Хаген
школьников страны. Первичные показатели в каждой батарее переводи-
лись в единую для всех уровней шкалу с тем, чтобы обеспечить
непрерывность измерения и сравнимость показателей для разных клас-
сов. Для нормативной интерпретации показатели каждой батареи пере-
водились по каждому возрасту в нормализованные стандартные показа-
тели с М = 100 и (7 == 16. Процентили и станайны также устанавливались
по возрастам и классам. В руководстве к тесту не рекомендуется объеди-
нять показатели трех батарей в единый индекс.
Коэффициенты надежности трех батарей, вычисленные внутри групп
по формуле Кьюдера-Ричардсона, в основном равны 0,90. В руковод-
стве приводятся стандартные ошибки измерения для разных классов
и уровней показателей, а также минимальные различия между показате-
лями батарей, которые можно рассматривать как статистически и прак-
тически значимые. Взаимокорреляции показателей батареи колеблются
от 0,60 до 0,70, взаимокорреляции субтестов также необычно высоки.
Факторный анализ подтвердил наличие общего фактора во всех трех ба-
тареях, скорее всего представляющего способность рассуждать с по-
мощью абстрактных и символических понятий.
Тест познавательных способностей был стандартизован на той же
выборке, что и две батареи достижений теста основных навыков штата
Айова (ITBS) для 111-VIII классов, а также тест успехов в обучении для
1Х-Х11 классов. Текущая валидность теста познавательных способностей
по отношению к ITBS, установленная в группах из 500 испытуемых вы-
борки стандартизации для каждого класса отдельно, колебалась от 0,50
до 0,70. Было также установлено, что по отношению к успехам в школе
вербальная батарея дает самые высокие корреляции с достижениями по
всем учебным предметам, за исключением арифметики, оценки по кото-
рой лучше коррелируют с результатами выполнения количественной
батареи.
Корреляции с тестами достижений, проведенными через три года,
---.._"", " " .р "дй величины, что и текущие корреля-
277
ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
к школьным отметкам, полученным в промежуток времени от 1 до 3 лет,
были несколько ниже, где-то от 0,50 до 0,60. На корреляции этого типа,
вероятно, сказалась ненадежность и другие побочные факторы проце-
дуры оценивания.
Уровень старших классов. Следует отметить, что многоуров-
невые батареи для старшеклассников, как и другие тесты, предназна-
ченные для этой категории учащихся, пригодны также для тестирования
общих не отбираемых со специальной целью групп взрослых. Еще од-
ним источником тестов для взрослых служат тесты для военнослужащих,
адаптированные для применения среди гражданского населения.
Примером группового теста интеллекта для старшеклассников мо-
Рис. 41. Типичные задания из невербальной батареи теста познавательных способ-
ностей. Ответы 1-В, 2-0, 3-3 и 4.
С любезного согласия Роберта Л. Торндайка и Элизабет Хаген и с разрешения
Хо/гтон Миффлин Компани
1. Классификация фигур. Среди фигур, расположенных справа, укажите построенную