ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
Тема 4. Детская литература 18 вв.
Раздел 2. Детская литература хiх в.
Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
Тема 12. Русская поэзия – детям.
Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
Тема 34. Переводная литература.
Тема 2. Русская народная сказка
Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
Тема 34. Переводная детская литература.
Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
Тема 34. Переводная детская литература.
Содержание самостоятельной работы студентов
Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
Темы выпускных квалификационных работ
Раздел 2. Детская литература хiх в.
Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
Просвещение, наука, политические события (Отечественная война 1812 г., движение декабристов), их заметное влияние на развитие детской литературы. Сентименталистские тенденции в детской литературе первой четверти ХIХ в., возникновение и расцвет романтизма. Вопрос о народности в литературе, о русском народном творчестве как одном из основных вопросов литературно-общественной жизни.
Поэзия. Детские стихи А. С. Шишкова, А. Ф. Мерзлякова («Хор детей маленькой Наташе», «От Аннушки маменьке при подарке альбома», «Утро»).
Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
Связь литературной и педагогической деятельности с религиозно-философскими взглядами писателя. Элегические, пейзажные и патриотические стихи, оригинальные и переводные баллады В. А. Жуковского в детском чтении. Баллада «Светлана»: переосмысление канонов баллады, ее жизнеутверждающий смысл. Сказки В. А. Жуковского («Спящая царевна», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах», «Тюльпанное дерево»). Народные основы сказок. Развитие традиций русской народной сказки в сказках В.А.Жуковского. Художественное своеобразие сказок, их нравственная направленность. Стихотворения для детей: «Овсяный кисель», стихотворения, посвященные П. В. и А. В. Жуковским: «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», «Мальчик-с-пальчик».
Басни И. А. Крылова в детском чтении. Черты русского национального характера в баснях И. А. Крылова: трезвый ум, уважение к трудовому человеку, родной земле, чувство юмора. Место и состав басен И. А. Крылова в поэтических сборниках и учебных книгах первой четверти ХIХ в.
Тема 7. А. С. Пушкин – детям. Темы, образы, идеи лирических стихотворений, вошедших в детское чтение; поэтическое мастерство. Фольклорные и литературные источники сказок А. С. Пушкина. Темы, образы, сюжеты сказок; их нравственное содержание, глубина народности. Сатира и юмор. Особенности стиха.
Тема 8. П. П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок». История создания и судьба. Народные и литературные источники сказки. Особенности композиции, сюжета, стиха. Реалистические и волшебные образы. Характеристика главного героя сказки. Сатирические мотивы сказки. Язык и стиль.
Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям: повесть-сказка А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители», рассказы и сказки В. Ф. Одоевского («Серебряный рубль», «Шарманщик», «Бедный Гнедко», «Сиротинка», «Городок в табакерке», «Червячок»).
Жанрово-композиционное своеобразие сказки А. Погорельского «Черная курица». Сочетание в ней реально-психологических и фантастических элементов. Характеристики героев, воспитательная направленность книги.
Тема 10. В. Ф. Одоевский как педагог и детский писатель. Педагогические интересы и взгляды, разносторонность деятельности. «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Познавательный характер, философский смысл рассказов и сказок В. Ф. Одоевского. «Городок в табакерке» как первая в русской детской литературе научно-фантастическая сказка для детей.
Тема 11. Детская литература второй половины ХIХ века
Общественно-политическая и культурная обстановка в России шестидесятых годов. Крестьянская реформа, демократизация общества, становление русской классической педагогики, создание народных массовых и воскресных школ. Укрепление полиграфической базы, расширение деятельности издательских и книготорговых организаций (Петербургский комитет грамотности, издательства «Посредник», «Народная библиотека» и др.); издания серии книг для народного и детского чтения: «Красные книжки» Н. А. Некрасова (60-е гг.), бесплатное приложение к журналу «Нива» А. Ф. Маркса, библиотека для самообразования И. Д. Сытина. Первые детские библиотеки. Общее увеличение книг, в том числе детских.
Романтические тенденции в русской детской литературе второй половины ХIХ века. Утверждение критического реализма в литературе для взрослых и детей. Расширение круга детского чтения: включение в детское чтение произведений Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. П. Чехова, Н. Д. Телешова, Я. П. Полонского, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, А. Н. Майкова, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Становление классической дидактической детской книги. Биографическая книга. Книга для девочек. Сословная буржуазно-дворянская книга. Научно-познавательная книга (С. М. Соловьев, Н. Костомаров, В. Водовозов-историческая книга, В. Острогорский – этюды по естествознанию, С. В. Максимов – географическая книга). Формирование основных жанров естественнонаучной и географической литературы: книжки-картинки с кратким рассказом, рассказ, очерк, описание, энциклопедический очерк, путешествие.
Революционно-демократическая критика и ее роль в развитии детской литературы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов).
Дальнейшее развитие детской журналистики («Родник», «Игрушечка», «Подснежник», «Детское чтение» (с 1905 – «Юная Россия»), «Детский журнал»). Дискуссии по проблемам чтения. Проблема нравственного воспитания как важнейшая проблема детской литературы. Полемика по поводу религиозно-нравственного воспитания. Включение в детское чтение произведений на религиозно-нравственные темы (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).
Автобиографическая повесть. С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова внука. Тема детства в автобиографической повести С.Т. Аксакова. Характеристика главного героя. Христианские идеалы самоотречения, самопожертвования, любви к ближнему в повести. Издания повести для детей.
Ф.М. Достоевский о детях и для детей.
Н.С.Лесков. Его статьи о воспитании, роли религии в воспитании ребенка. Рассказы Н.С.Лескова, адресованные детям. Православно-христианская основа их содержания и формы.
Литературная сказка (С. Аксаков, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин). Русские народные сказки в обработке А.Афанасьева. Вклад В. П. Засодимского, А. Анненской в детское чтение.
Тема 12. Русская поэзия – детям.
Н. А. Некрасов. Публикации в «Современнике» статей, рецензий о детской литературе, произведений для детей.
«Стихотворения, посвященные русским детям». История создания, проблематика, центральные образы, жанрово-композиционные и стилистические особенности. Христианские мотивы, русский национальный характер в поэтическом цикле Н. А. Некрасова для детей. ЯП. Полонский, А.Н.Майков, А.А.Фет, А.Толстой – детям.
Детский мир, семья, народная доля в стихах А. Кольцова, И. Никитина, А. Плещеева, И. Сурикова, С. Дрожжина.
Тема 13. Писатель-педагог. К. Д. Ушинский. Педагогическая и литературная деятельность К. Д. Ушинского. История создания, назначение, структура и содержание учебных книг К. Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово». Принципы отбора художественных и научно-художественных произведений для этих книг.
Тематика, сюжеты, образы, духовно-нравственный смысл его рассказов и сказок для детей. Научно-художественные рассказы как образец популяризации научных сведений. Богатство научных сведений, яркость красок и картин, мягкий лиризм.
Тема 14. Л. Н. Толстой как детский писатель. Связь литературной, педагогической деятельности с работой Л. Н. Толстого над произведениями для детей. История создания «Азбуки», «Новой азбуки», «Русских книг для чтения». Принципы построения, отбора материала, источники. Место фольклора в книгах Л. Н. Толстого для детей, его жанры, специфика включения в детское чтение. Произведения, написанные Л. Н. Толстым для детей. Острота сюжетов, широта охвата жизненных явлений, глубина психологического анализа в рассказах Л. Н. Толстого. Крестьянская семья, идеи взаимопомощи, сострадания в рассказах Л. Н. Толстого. Рассказы о животных, их познавательная направленность, нравственный смысл. Призыв к терпению, смирению, кротости, нравственному самосовершенствованию и самопожертвованию в баснях Л. Толстого. Повесть Л. Толстого «Кавказский пленник» как образец прозы для детей. Проблема русского национального характера.
Тема 15. А. П. Чехов о детях и для детей. Тема детства в творчестве А. П. Чехова и его взгляды на воспитание и детское чтение.
Рассказы о детях и для детей (сборник «Детвора»). Острота их социального звучания, глубина психологической разработки характеров, проникновения в мир детства.
Рассказы о животных «Каштанка», «Белолобый». Их проблематика, идейно-художественный смысл.
Тема 16. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Дети-труженики, их трагические судьбы в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка, вошедших в детское чтение («Вертел», «Кормилец», «Под землей»). Рассказы и сказки об уральской природе, животных, охотниках («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш», «Богач и Еремка», «Серая шейка» и др.). Мотивы социальной обездоленности, взаимопомощи, взаимопонимания в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Сборник «Аленушкины сказки». История его создания, традиции фольклора, социально-нравственный смысл. Художественные особенности сказок.
Тема 17. Детская литература конца ХIХ – начала ХХ веков
Основные тенденции развития детской литературы конца ХIХ–начала ХХ веков. Связь «взрослой» и детской литературы.
Детская журналистика и отражение в ней различных идейно-творческих подходов к детскому чтению. Содержание, авторы, направленность журнала «Задушевное слово». Журнал «Тропинка» и его ориентация на писателей-символистов. Журналы «Друг детей», «Юная Россия», «Родник». Оценка журналов в работе К. И. Чуковского «Материалы о детских журналах».
Работа русских художников (А. Бенуа, М. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Г. И. Нарбута и др.) как иллюстраторов детских книг.
Книгоиздательская политика. Издательства Вольфа, Кнебеля, Сытина и их роль в распространении детской книги.
Проза для детей в литературе конца ХIХ–начала ХХ века.
Крушение народнических иллюзий, поиск новых путей общественного развития, гражданского служения. Отражение этих процессов в литературе.
Жанровое и тематическое содержание детской прозы конца ХIХ–начала ХХ века. Проблема детства как одна из центральных проблем детской литературы и детского чтения. Различные аспекты этой проблемы (социальные, психологические, духовные, нравственные) в творчестве В. Г. Короленко, Л. Андреева, И. Бунина, А. Куприна, Н. Гарина-Михайловского, А. Свирского, А. М. Горького, Н. Телешова. Краткая характеристика творчества названных писателей.
К. Лукашевич. Повесть «Мое милое детство». Ее духовно-нравственное содержание. Л. Чарская как детская писательница. Темы, занимательность сюжетов, жанры, герои. Статья К. Чуковского «Нат Пинкертон». Попытка исследования феномена успеха «сыщицкой литературы» и выводы о специфике детской занимательной литературы в работе В. Н. Сороки-Росинского «Нат Пинкертон и детская литература» (1910 г.).
Народная сказка в детском чтении. Спор о ее педагогической ценности.