Файл: Маркетинг_Пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 615

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спрос как объект маркетинга

Таблица 3.4

Типы потребителей по психологическим характеристикам

Тип

 

 

 

Характеристика

 

Движимые

 

 

стремящиеся выжить;

 

потребностью

 

 

стремящиеся сохранить работу.

 

 

 

Люди бедные; основная потребность хоть как-то обеспечить свое каж-

 

 

 

додневное существование.

 

Интегрированные

Психологически стабильные, самоутвердившиеся люди среднего воз-

 

личности

 

раста, хорошо образованные, финансово обеспеченные, имеющие чув-

 

 

 

ство меры, активные в благотворительности.

 

Экстроверты

 

 

устойчивые, консервативные (рабочие и пенсионеры);

 

 

 

подражатели (средняя образованность и неплохой доход);

 

 

 

достигшие высокого положения в обществе (лидеры в бизнесе, в

 

 

 

 

 

правительстве).

 

Интроверты

 

 

эгоцентристы (молодые, импульсивные, часто переменчивые);

 

 

 

 

жизнелюбы (активные, имеют хороший доход, образование);

 

 

 

осознающие себя членами общества (интересуются окружаю-

 

 

 

 

 

щим, будущим, личным ростом, имеют приличный доход).

 

 

 

 

 

Таблица 3.5

 

 

 

Типы потребителей по отношению к цене

 

 

 

 

 

 

 

Тип потребителя

 

 

Характеристика

 

Экономный

 

 

 

Ориентирован, в первую очередь, на уровень цены.

 

Апатичный

 

 

 

Цена не важна, главное удобство, престижность или качество.

 

Рациональный

 

 

 

Оценивает покупку с точки зрения соответствия цены и качества

 

 

 

 

 

продукта.

 

Персонифицированный

 

Образ продукта более важен, чем цена, но все же и она оказывает

 

 

 

 

 

влияние на покупку.

 

 

 

 

 

Таблица 3.6

 

 

Типы потребителей по признаку коммуникабельности

 

 

 

 

 

 

 

Тип

 

 

 

Характеристика

 

 

 

 

Зажатые

Закомплексованные, с трудом вступающие в контакт, тяготеющие к повышен-

 

 

ному вниманию.

 

 

 

 

Равнодуш-

Не проявляющие интереса к контакту.

 

ные

 

 

 

 

 

Раскованные

Легко вступающие в диалог.

 

Выявленный тип потребителя на целевом рынке компании позволяет ее маркетинго- вой службе разрабатывать инструменты воздействия на покупателя, адаптированные к его характерным чертамиманере поведения, что работает в целом на увеличение уровня сбыта.

65


Маркетинг

3.3. Моделирование потребительского / покупательского поведения

Для оценки потребителей необходимо ответить не только на вопрос: Какие покупатели образует рынок?

Также важными являются ответы на вопросы: что они покупают; почему; кто уча- ствует в процессе покупки; как покупают; когда; где.

Ответы на перечисленные вопросы позволяют смоделировать поведение покупа- теля. Процесс моделирования потребительского поведения включает анализ:

факторов, определяющих поведение покупателей;

процесса покупки товара.

Взависимости от типа потребителей и их поведения выделяют два типа рынков: потребительский рынок и рынок предприятий.

На поведение покупателя на потребительском рынке оказывают сильное влияние факторы культурного порядка, социальные, личностные и психологические факторы.

На рис. 3.5 приводятся основные факторы, определяющие поведение конечного потребителя на рынке.

Рис. 3.5. Основные факторы, влияющие на поведение индивидуальных покупателей на потребительском рынке

1. Факторы культурного порядка

Культура

Субкультура

Социальное положение

2.Социальные

факторы

Референтные группы

Семья

Роли и статусы

Покупатель

3.Личностные факторы

Возраст и этапы жизненного цикла

Род занятий

Экономическое положение

Образ жизни

Тип личности и представление о самом себе

4. Психологические факторы

Мотивация

Восприятие

Усвоение

Убеждения и отношения

66


Спрос как объект маркетинга

Самое сильное влияние на потребности и поведение покупателя оказывают куль- турные факторы: культура, субкультура, социальный класс / положение.

Культура совокупность основных ценностей, понятий, желаний, воспринятых членом общества от семьи и других общественных институтов. Маркетинг дол- жен отслеживать изменения в культурной жизни общества, чтобы предложить

новые товары для удовлетворения изменившихся потребностей.

Определение Субкультура составная часть культуры, характерна для группы людей с общей системой ценностей, формируется на национальной, региональной, расовой или региональной основе. Для каждой субкультурной группы потребителей маркетинг разрабатывает и предлагает товары и услуги.

Социальные классы построенные в строгой иерархии, относительно одно- родные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценно- стями, интересами и поведением.

Отличительные признаки социального класса: склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению; наличие определенного социального статуса (социальное положение человека в обществе); образование, род деятельности, уровень доходов; возможность перехода из класса в класс.

Семь основных социальных классов США:

1.Высший высший класс (менее 1% населения). Элита, живет на унаследованное богат- ство. Жертвует огромные деньги на благотворительность, владеют несколькими домами, дети учатся в престижных школах. Спрос на предметы роскоши, путешествия. В одежде предпочи- тают консервативный стиль, не любят выставлять богатство на показ. Служит референтной группой для остальных (на нее равняются более низкие классы).

2.Высший низший класс (2%). Получают высокие доходы исключительно благодаря своим деловым или профессиональным качествам. Выходцы из среднего класса. Активное участие в об- щественных делах. Стремятся приобрести символы высокого социального статуса: яхты, доро- гие дома, машины и т.п. Стремятся перейти в 1-й класс, обычно это удается только их детям.

3.Средний высший класс (12%). Не обладают особым богатством. Чаще всего профес- сионалы в своей области, независимые бизнесмены, руководители корпораций. Верят в необходи- мость образования, стремятся, чтобы дети получили хорошее образование (профессиональное, в т.ч. административное). Спрос на хорошие дома, одежду, автомобили, бытовую технику.

4.Средний класс (32%). В основном, служащие со средней зарплатой. Часто покупают попу- лярные товары, чтобы не отстать от моды. Люди этого класса делают «все как подобает». Счита- ют, что деньги нужно вкладывать в обучение детей, получение ими высшего образования.

5.Рабочий класс (38%). Рабочие со средней зарплатой и те, кто ведет образ жизни рабо-

чего класса независимо от доходов, образования, работы. Следует стереотипам, в т.ч. по традиционному разделению обязанностей мужчин и женщин. Его представители нуждаются в эмоциональной и денежной поддержке близких, продвижении по службе, советах по поводу покупок, помощи в трудные времена.

6.Низший высший класс (9%). Его представители работают, но уровень их жизни приближается к черте бедности. Работают на неквалифицированной, низкооплачиваемой работе.

7.Низший низший класс (7%). Живут на пособия и пожертвования, не работают.

Из этой характеристики видно, что в США имеется развитый средний класс: 82%. 16% – низший класс, 3% – высший (основная доля доходов). Россия постепенно движется к этим пропорциям, но средний класс находится на этапе формирования.

67


Маркетинг

Маркетинг учитывает предпочтения и возможности разных классов, что позволяет избежать ошибок в процессе разработки товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.

На поведение покупателя также оказывают влияние социальные факторы. Выделение и изучение социальных факторов позволяет сконцентрировать усилия

маркетологов на определенных группах, посредством которых маркетинг оказывает влияние на остальных потребителей.

К социальным факторам поведения индивидуальных покупателей относят референтные группы, семья, роли и статусы.

Референтные группы – группы, которые оказывают прямое или косвенное влияние на отношение человека к чему-либо и его поведение, в т.ч. при совершении покупок (артисты, певцы, режиссеры, тусовки, вечеринки и т.п.).

Влияние на людей референтных групп может осуществляться демонстраци- Определение ей новых правил поведения и стиля жизни, влиянием на жизненные оценки индивидов или на оценки индивидов при выборе товаров. Влияние референтных групп используют в рекламе: известные артисты, режиссеры выска-

зывают свое мнение.

Люди часто попадают под влияние групп, членами которых они не являются. Такие группы могут быть желательными (на которых человек равняется) и нежелательными (которые человек отвергает). В референтных группах могут существовать носители мнения – члены референтной группы, которые в силу своих специальных знаний и (или) авторитета оказывают влияние на других членов группы, их покупательскую политику и поведение на рынке. Если влияние референтных групп велико, необходимо изучать поведение носителей мнения и влиять на их позицию.

Семья самая влиятельная референтная группа, важнейшее социальное объеди- нение потребителей. Маркетинг интересует распределение ролей в семье: кто из членов семьи оказывает решающее влияние при выборе товаров и услуг. В зависимости от типа товара влияние мужа и жены в процессе совершения покупки различно:

превалирует мнение мужа при страховании жизни, выборе автомобиля, видео-, аудиотехники;

превалирует мнение жены при покупке продуктов питания, одежды, хозяйствен- ных мелочей, мебели, кухонных принадлежностей;

решение о проведении отпуска, покупки жилья, развлечении вне дома принима- ется совместно.

Изменение демографической обстановки влияет на традиционное разделение влия- ния членов семьи при совершении покупки. Увеличение количества работающих женщин приводит ктому, что все чаще решение о покупке принимается обоими супругами.

На поведение покупателя также оказывают влияние выполняемые имролии статусы.

Роль набор действий, исполнения которых ожидают от человека окру- жающие его лица (роль отца, сына, директора). Каждой роли соответствует определенный социальный статус (статус директора выше статуса инжене-

Определение ра). Статус характеризует положение человека в обществе.

Следующей группой факторов, оказывающих влияние на поведение покупателей, являются личностные: возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономиче- ские условия, образ жизни, тип личности.

68


Спрос как объект маркетинга

Маркетинг предлагает потребителю товары и услуги в соответствии с его возрастом, с этапом жизненного цикла семьи. Жизненный цикл семьи обычно делят на 9 этапов, харак- теризующихся определенным финансовым положением итипичными покупками:

1)Холостая жизнь молодые одинокие люди, живущие отдельно от родителей.

2)Новобрачные молодые, детей нет.

3)Семья с детьми, младшему ребенку меньше 6 лет.

4)Семья с детьми, младшему ребенку 6 и более лет.

5)Пожилые супруги, живущие с детьми.

6)Пожилые супруги, дети живут отдельно, глава семьи работает.

7)Пожилые супруги, дети живут отдельно, глава семьи на пенсии.

8)Вдовец (вдова) работает.

9)Вдовец (вдова) на пенсии.

На выбор товаров и услуг оказывает влияние и род занятий. Маркетологи стре- мятся определить профессиональные группы, заинтересованные в приобретении кон- кретных товаров и услуг.

Экономическое положение значительно влияет на выбор товаров потребителем. Уровень и стабильность доходной части бюджета, размер сбережений, отношение к на- коплению денег все эти факторы маркетинг учитывает при разработке характеристик товара, его цены. Повышение благосостояния населения позволяет вносить дополни- тельные характеристики и, соответственно, делать товары более дорогими.

Образ жизни отражает «всего человека» в его взаимодействии с окружающими, в его деятельности, интересах и мнениях. Люди, принадлежащие к одной субкультуре и социальному классу, могут вести совершенно разный образ жизни. Существует множест- во классификаций образа жизни для различных социумов, но все они не являются уни- версальными, т.к. классифицировать образ жизни достаточно сложно. Однако изучение образа жизни человека помогает продвижению товара.

 

Тип личности совокупность отличительных психологических характеристик

 

человека, обусловливающих его относительно постоянные и последователь-

 

ные реакции на воздействие окружающей среды. Тип личности определяется

 

на основе следующих человеческих черт: уверенности в себе, влиянии на ок-

Определение

ружающих, независимости, почтения, общительности, самозащиты и при-

 

способляемости. Потребители выбирают товары в соответствии со своим ти-

 

пом личности и представлениями о себе, таким образом маркетинг диффе-

 

ренцирует товары и услуги в зависимости от личностных факторов потреби-

телей.

Маркетинг также занимается изучением психологических факторов поведения покупателя: мотивации, восприятия, усвоения, убеждения и отношения.

 

Мотивация побуждения, вызывающие активность человека и определяю-

 

щие ее направленность на покупку товара. Потребность становится моти-

 

вом только тогда, когда она становится настоятельной, достигает опреде-

 

ленной интенсивности, а ее удовлетворение снижает психологическое на-

Определение

пряжение.

Мотив значительное давление потребности на личность, необходимость

удовлетворения потребности.

Человек стремится удовлетворить большое количество разных потребностей, но среди разнообразных потребностей, в первую очередь, удовлетворяются те, которые вы- зываются наиболее сильными мотивами. Для фирмы необходимо понимание основных побудительных мотивов, так как это позволяет сосредоточить усилия фирмы на основ- ных, наиболее эффективных направлениях воздействия на покупателя.

Мотивы можно разделить на две обобщенные группы рациональные и эмоцио- нальные.

69