ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 618
Скачиваний: 0
Маркетинг
Модель поведения институциональных потребителей на рынке предприятий имеет свои особенности, которые обусловлены следующими основными факторами:
•закупками занимаются профессионалы (агенты по закупкам, сотрудники службы материально-технического обеспечения);
•на рынке присутствует незначительное число крупных покупателей;
•покупатели чаще всего географически сконцентрированы;
•спрос на товары промышленного назначения зависит от спроса на потребитель- ские товары и слегка запаздывает в своей реакции;
Продавцу на рынке товаров промышленного назначения необходимо знать о по- купателе следующую информацию:
•кто принимает решение на каждом этапе закупки товара, уровень ответственности и компетенции этих лиц (кто ищет поставщиков, кто оценивает выгодность кон- тракта, кто принимает решение о заключении договора и проведении расчетов);
•какими критериями при принятии решения о покупке эти лица пользуются (цена, качество, сроки поставки);
•как влияют на поведение этих лиц факторы окружающей обстановки (колебания рыночной конъюнктуры, межличностные отношения в компании).
Модель покупательского поведения на рынке предприятий имеет свои особенно- сти и состоит из следующих шести этапов (рис. 3.10).
Рис. 3.10. Модель принятия решения о закупке товаров на рынке предприятий
1.Осознание потребности и ее описание
2.Поиск поставщиков
3.Запрос коммерческих предложений
4.Выбор поставщика
5.Формирование заказа
6.Оценка работы поставщика
1.Осознание потребности и ее описание. Побудительные факторы: необходи- мость нового оборудования для производства новой продукции, замена старого оборудо- вания и т.д. Отличается от аналогичного этапа индивидуальных потребителей тем, что в него входит формализация потребностей в терминах количества, бюджета, требований к качеству, срокам поставок и т.д. В рамках определения характеристик продукта прово-
74
Спрос как объект маркетинга
дится анализ стоимости продукта – тщательное исследование всех компонентов и дета- лей продукта, изучение замен комплектующих для снижения издержек производства.
2.Поиск поставщиков – осуществляется компанией - потребителем более целена- правленно, чем индивидами, нередко задействуются специализированные посреднические фирмы (которые, собственно, и являются для фирмы - потребителя поставщиками).
3.Запрос коммерческих предложений – обязательный этап, связанный с желани- ем покупателя получить информацию относительно технико-экономических и техноло- гических возможностей поставщика.
4.Выбор поставщика – чаще всего является строго формализованной процеду- рой (к потенциальным поставщикам предъявляется целый ряд требований, которые ис- пользуются для построения многокритериальных систем оценки поставщиков. С помо- щью метода экспертных оценок, взвешенного среднего (характеристики: цена, сроки по- ставки, надежность поставщика, уровень обслуживания и т.д.) определяется основной кандидат на поставку продукции.
5.Формирование заказа – определение конкретных сроков, объемов поставок и
оплаты.
6.Оценка работы поставщика – также формализованная процедура, в которой оценивается степень соответствия реальных действий поставщика имеющимся у покупа- теля запросам.
3.4.Понятие и виды спроса
Уровень спроса является одной из основных характеристик рынка. Для маркетинга спрос – основной объект постоянного наблюдения, детального изучения и воздействия.
Спрос – потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная деньгами. В этой связи нельзя говорить о платежеспособном спросе, т. к. любой спрос по определению платежеспособен, в противном случае это – потребность.
Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте. Не всякое желание иметь товар яв- ляется спросом. Только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финан- совыми возможностями покупателя. Можно сказать, что рынку предъявляется не сама по- требность, а ее платежеспособный представитель – покупательский спрос.
Покупательский спрос – сложное явление, складывающееся из различных элемен- тов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и регио- нальные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облегчает его регулирование.
|
|
|
Таблица 3.10 |
|
Классификация спроса |
||
|
|
|
|
Признак классификации |
|
|
Вид спроса |
По числу объектов спроса |
|
- |
макроспрос – спрос всего населения на товарную |
|
|
|
группу или совокупность товаров |
|
|
- микроспрос – спрос целевого рынка на отдельный |
|
|
|
|
товар или его ассортиментную разновидность |
По состоянию рынка |
|
- |
негативный |
|
|
- |
отсутствующий |
|
|
- |
скрытый |
|
|
- |
чрезмерный |
|
|
- |
полноценный |
|
|
|
75 |
Маркетинг
По формам образования |
- |
потенциальный (закрытый) |
|
- |
формирующийся |
|
- |
сложившийся |
|
- нерегулярный: сезонный, рекреационный, днев- |
|
|
|
ной, часовой |
|
- |
отложенный (накапливаемый) |
|
- панический (ажиотажный) |
|
По тенденциям |
- |
растущий (интенсивный) |
|
- |
стабилизировавшийся |
|
- |
угасающий (сокращающийся, спад спроса) |
По покупательским намерениям |
- |
твердосформулированный (жесткий) |
|
- |
альтернативный (мягкий, компромиссный) |
|
- спонтанный (импульсивный) |
|
По социально-демографическим груп- |
- |
спрос лиц (семей) |
пам потребителей |
- |
спрос половозрастных групп населения |
По месту покупки |
- |
глобальный |
|
- |
региональный |
|
- |
городской |
|
- |
сельский |
|
- |
базовый |
|
- |
мобильный |
По степени удовлетворения |
- |
удовлетворенный |
|
- |
условно удовлетворенный |
|
- |
неудовлетворенный |
По времени формирования и предъяв- |
- |
прошлый |
ления на рынке |
- |
настоящий |
|
- |
будущий |
Классификации спроса по состоянию рынка помогает маркетингу фирмы оценить спрос с целью выработки определенной рыночной стратегии. Не менее важно для марке- тинга классифицировать спрос и по другим признакам, позволяющим выявить законо- мерности в формировании и развитии спроса, учесть их при разработке рыночной стра- тегии маркетинга. Так, классификация спроса по тенденциям напрямую связана с этапа- ми жизненного цикла товара, а выявление различий спроса по социально- демографическим группам потребителей имеет решающее значение для сегментации рынка и определения его емкости.
Классификация спроса по покупательским намерениям открывает широкие воз- можности направленного воздействия продавца на покупателя как способами рекламы, так и методами непосредственного влияния. Определенная часть покупателей (по некоторым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, активно реагирует на ма- газинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального разме- щения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и испытания, ори- гинальности и красочности экспозиции, ее информативности (мерчендайзинг).
Признак дифференциации спроса по месту покупки представляет интерес для фирм, осуществляющих региональный маркетинг. В условиях многолетней торговой практики советского периода подавляющая часть мигрирующего спроса была обуслов- лена отсутствием нужных товаров в местах базового проживания. В определенной части мобильный спрос является рекреационным, связанным с туризмом и курортными поезд- ками. Выявление такого спроса очень важно для фирм, специализирующихся на обслу- живании туристов и курортников. Необходимо знать не только размер рекреационного мобильного спроса, но и его географию, маршруты. Кроме того, информация о террито- 76
Спрос как объект маркетинга
риальной дифференциации спроса необходима региональным и муниципальным орга- нам власти для того, чтобы контролировать потребительский рынок и разрабатывать свою товарную политику.
Анализ спроса по степени удовлетворения позволит фирме скорректировать свою ассортиментную и сервисную политику, найти дополнительные резервы роста сбыта и продажи.
В целях контроля и прогнозирования спроса также выделяют виды спроса по вре- мени формирования и предъявления на рынке. Прошлый спрос – это спрос, реализован- ный или неудовлетворенный за какой-то минувший отрезок времени, его оценка необхо- дима для выявления тенденций и закономерностей, а также выполнения планов реали- зации. Текущий спрос – спрос в настоящий момент, знание размеров которого позволяет оперативно вносить коррективы в намеченные маркетинговые мероприятия, представля- ет собой элемент конъюнктуры рынка. Будущий спрос – спрос на последующий период, необходимо прогнозировать его объем и структуру с учетом возможностей производства и рынка.
Классификация спроса по названным признакам ориентирует маркетинг на при- менение определенной товарной политики и политики цен, на выбор соответствующей стратегии конкурентной борьбы, организацию направленных рекламных мероприятий, позволяет осуществлять многопараметровую сегментацию рынка и требует от фирмы проведения необходимых дифференцированных действий по регулированию спроса.
3.5.Факторы и закономерности спроса
Вусловиях рынка динамика спроса обусловлена одновременным и разнонаправ- ленным воздействием большого количества факторов. Измерить влияние всех факторов на спрос невозможно, поэтому важной задачей становится выявление основных и силь- нодействующих факторов. Влияние других принимается незначительным и неопреде- ляющим или опосредованным (через действия основных).
Таблица 3.11
|
Классификация факторов спроса |
|
|
Факторы спроса |
Характеристика |
Производственные |
Объем, структура и ассортимент производства товаров, качество и |
|
уровень конкурентоспособности товара, проявления научно- |
|
технического прогресса, политика импортирования, доля нетоварно- |
|
го потребления. |
Социально- |
Уровень инфляции, уровень и соотношение цен, уровень и структу- |
экономические |
ра денежных доходов, размер и прирост сбережений, уровень заня- |
|
тости или безработицы, пенсионное и социальное обеспечение. |
Социальные |
Распределение населения по социальным группам (классам), соци- |
|
альный статус, стиль и образ жизни, уровень образования и культу- |
|
ры, вероисповедание, эстетические взгляды и вкусы, система соци- |
|
альных и моральных ценностей, потребительская культура. |
Психологические |
Тип личности, степень рекламной внушаемости, потребительская |
|
психология, престижность, отношение к моде. |
Демографические |
Численность и половозрастная структура населения, размер, состав и |
|
жизненный цикл семей, уровень урбанизации, региональное рас- |
|
пределение населения, миграция, типы и размер городских и сель- |
|
77 |
Маркетинг
Факторы спроса |
Характеристика |
|
ских поселений, обеспеченность населения жильем, структура и |
|
планировка жилищ, антропологические признаки (рост, размер и |
|
т.д.). |
Торгово-экономические |
Емкость и насыщенность рынка, система защиты прав потребителей, |
|
потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяе- |
|
мость (субституция), процесс морального старения товаров, мода, |
|
организация и эффективность маркетинга, наличие и эффектив- |
|
ность системы стимулирования покупок, реклама. |
Инфраструктурные |
Развитие сети торговых предприятий и предприятий услуг, обеспе- |
|
ченность ими населения, организация торговли, время, затрачивае- |
|
мое на покупки, качество обслуживания. |
Физиологические |
Естественные (физические) свойства человека, определяющие естест- |
|
венные границы потребления, потребительские привычки. |
Национально- |
Национальные традиции потребления, особенности климата. |
климатические |
|
Спрос – закономерное экономическое явление и поэтому может быть изучен. Среди основных закономерностей спроса, которые используются в маркетинге для
воздействия на него, следует отметить следующие:
1.Зависимость уровня спроса и структуры от цен (закон спроса);
2.Зависимость уровня спроса от дохода;
3.Зависимость спроса от качества товара при совокупном влиянии на спрос цен и доходов;
4.Зависимость структуры спроса от доходов;
5.Зависимость структуры спроса от доли постоянных покупателей;
6.Зависимость уровня индивидуального спроса от доли иждивенцев.
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, ко- торые могут быть приобретены при каждом уровне цены: при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.
Рис. 3.11. Функция взаимосвязи цены и спроса
Цена |
Цена |
Спрос |
Спрос |
а) для большинства |
б) для престижных |
массовых товаров |
товаров |
Предпринимателю необходима информация о том, как может измениться спрос под воздействием ряда факторов, при этом особую важность представляет изменчивость спроса при изменении цены, или ценовая эластичность. Ценовая эластичность спроса определяется чувствительностью покупателей к изменению цен на товары и услуги, ко- торые они приобретают:
78