ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 614
Скачиваний: 0
Маркетинговые исследования
Содержание темы:
9.1. Цели и этапы маркетинговых исследований
Понятие маркетингового исследования, цели, задачи и этапы проведения маркетинговых исследований. Роль маркетинговых исследований в информационно- аналитическом обеспечении управленческих и регулирующих функций маркетинга. Процесс планирования маркетингового исследования. Причины проведения маркетин- говых исследований. Задачи маркетингового исследования потребителей.
9.2. Система маркетинговой информации
Информационное обеспечение маркетинга. Понятие маркетинговой информа- ции, ее роль в маркетинговом исследовании. Источники маркетинговой информации. Система маркетинговой информации. Отчет о рыночной среде. Источники информации по типам рынков. Классификация маркетинговой информации. Виды маркетинговой информации, примеры количественной и качественной информации. Проблема обеспе- чения надежности информации.
9.3. Типология маркетинговых исследований
Классификация маркетинговых исследований.
«Кабинетное» и «полевое» исследование. Возможности непосредственного наблю- дения при сборе маркетинговой информации.
Информация о потребителях. Выборочный метод получения информации о по- требителях. Обеспечение репрезентативности выборочной информации. Опросы как наиболее распространенная форма получения маркетинговой ин-
формации. Виды опросов. Периодичность и полнота проведения опросов.
Панели потребителей как источник информации о потребителях, их организация, информационный потенциал.
Индивидуальное и групповое интервьюирование потребителей, телефонные ин- тервью. Фокус-группы.
Анкетирование как форма опроса, его сущность, задачи и основы методологии. Требования по составлению анкеты. Экспертные исследования. Роль экспертных оценок как источника маркетинговой информации. Основные виды экспертных исследований.
Цели изучения темы:
1.Формирование системы понятий о маркетинговых исследованиях и маркетинго- вой информации.
2.Формулирование исходных представлений о роли маркетинговых исследований в системе маркетинга.
Задачи изучения темы:
1.Ознакомиться с целями и задачами проведения маркетинговых исследований.
2.Ознакомиться с этапами проведения маркетинговых исследований.
3.Ознакомиться с методами сбора маркетинговой информации.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
маркетинговое исследование; маркетинговая информация; количественные исследова- ния; качественные исследования; кабинетные исследования; тестирование рынка; интер- вью; анкета; целевые группы.
251
Маркетинг
Порядок изучения темы:
Рекомендуемая длительность изучения темы – 4 часа лекционных занятий, 4 часа практических занятий, 4 часа самостоятельной работы.
Предусмотрены:
1.Лекция на тему «Маркетинговые исследования».
2.Практические занятия в форме семинаров.
3.Самостоятельная работа студентов в формах: изучения основной и дополнительной литературы; выполнения тестовых заданий по теме 9; решения задач по теме 9; по- сещения Интернет-сайтов по данной тематике; участия в чатах.
В процессе аудиторной работы:
•решите задачи 9.1 –9.3. практикума;
•разберите ситуационную задачу по теме 9 и ответьте на вопросы.
В процессе самостоятельной работы решите задачи 9.4, 9.5. практикума.
Методические указания:
Вопросы темы: 1) Цели и этапы маркетинговых исследований; 2) Система марке- тинговой информации; 3) Типология маркетинговых исследований.
При подготовке к первому вопросу.
Прочитайте тему 9.1 Учебного пособия «Основы маркетинга».
Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на вопросы.
Обсудите основные проблемы сбора маркетинговой информации и проведения маркетинговых исследований.
Проанализируйте процесс планирования маркетингового исследования.
При подготовке ко второму вопросу.
Прочитайте тему 9.2 Учебного пособия «Маркетинг».
Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на вопросы.
Рассмотрите основные источники маркетинговой информации. Получение какого типа информации является:
•наиболее дорогостоящим процессом,
•наиболее дешевым?
Какая информация является наиболее ценной?
При подготовке к третьему вопросу.
Прочитайте тему 9.3 Учебного пособия «Маркетинг».
Для освоения темы необходимо обдумать следующие проблемы и ответить на вопросы.
Приведите классификацию маркетинговых исследований. Подумайте, чем обу- словлена рассмотренная квалификация? Какие задачи стоят перед обработкой результа- тов исследований?
252
Маркетинговые исследования
9.1.Цели и этапы маркетинговых исследований
Маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое за- ключается в удовлетворении потребностей покупателей без сбора достоверной инфор- мации и последующего его анализа, т.е. без проведения маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования – любая исследовательская деятельность, направ- ленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.
Определение
Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналити- ческую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанный с ними.
Если компания собирается работать в другой стране с культурой, сильно отли- чающейся от привычной, то необходимо проводить тщательные исследования рынка, продумать свою стратегию.
Несколько лет назад для английского производителя печенья «Wagon Wheels» проводи- лось маркетинговое исследование. Производитель заказал произвести анализ конкурентов, ко- торыми считал производителей печенья. Результаты качественного исследования были весьма неожиданными для заказчика, поскольку оказалось, что российские дети воспринимают печенье «Wagon Wheels» в одном ряду с шоколадными батончиками «Марс», «Сникерс».
Следующим открытием явилось то, что продукция, которая шла в Лондоне как про- дукция для среднего класса, в России была воспринята как продукция для людей с достатком выше среднего уровня.
Как правило, маркетинговое исследование проходит 5 основных этапов.
Рис 9.1. Этапы маркетингового исследования
I.Определение целей и задач исследования
II.Отбор источников информации
III.Сбор информации
IV. Анализ собранной информации
V. Представление результатов
253
Маркетинг
Таблица 9.1
Процесс планирования маркетингового исследования
I.Определение целей и задач исследования:
–выявление проблемы
Что было раньше? Что происходит сейчас? Должны ли мы этим заняться?
– формулировка проблемы и поиск путей ее решения
Когда нужно получить решение? Насколько значимо решение? Насколько значима высокая точ- ность?
II.Отбор источников информации:
–поиск вторичных и объединенных источников информации, опубликованных в СМИ
Имело ли это место в прошлом? Обратиться к внутренним и внешним экспертам. Как могут по- мочь специализированные маркетинговые фирмы? Есть ли опубликованные исследования на данную тему?
III.Сбор информации:
–проведение предварительного экспресс-анализа
Провести опрос торгового контингента лично или по электронной почте. Нанести визиты кли- ентам / дистрибьюторам. Провести собрания целевых групп.
– всесторонний предварительный анализ
Определить тип выборки (потребительская панель в масштабе страны с произвольной выбор- кой, проведенная исследовательской фирмой). Выбор методики опроса (личный визит, опрос на месте покупки, телефонный опрос, почтовый опрос). Разработка опросника.
IV. Анализ собранной информации:
– анализ информации
Изучение наглядных статистических данных (проценты, средние значения, коэффициент ва- риации). Анализ зависимостей (взаимосвязей) (перекрестная классификация, хи-квадрат, кор- реляционный анализ, моделирование структурных уравнений, сопряженный анализ).
V.Представление результатов:
–представление результатов исследования
Провести краткие совещания по поводу наиболее важных результатов. Осветить презентацию в прессе.
Цели маркетинговых исследований формулируются исходя из стратегических це- лей компании или проблем, с которыми она столкнулась.
Рис. 9.2. Причины проведения маркетинговых исследований
Причины проведения маркетинговых исследований
Основные: |
|
|
|
|
Другие: |
||
− внедрение нового продукта на рынок |
|
||
|
− |
изучение деятельности конкурента |
|
− поиск новых рынков для существующих |
|
||
продуктов |
|
− |
разработка рекламной кампании |
− увеличение продаж существующего про- |
|
− |
снижение уровня продаж |
дукта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В результате проведения маркетинговых исследований решаются комплексно или выборочно следующие основные задачи.
254