ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 605
Скачиваний: 0
Маркетинговая среда фирмы
Рис. 2.2. Модель пяти конкурентных сил
Компании издругихотраслей, предлагающиетовары заменители
Конкурентное давление, созда- ваемое компаниями из других отраслей, стремящимися завое- вать потребителей для своих товаров
Постав- |
Конкурент- |
|
Соперничество между конкури- |
Конкурент- |
|
По- |
щики |
ное давле- |
рующими продавцами. Конку- |
ное давле- |
ку- |
||
основных |
ние, созда- |
рентные силы, создаваемые |
ние, созда- |
па- |
||
сырьевых |
ваемое ры- |
стремлением к завоеванию луч- |
ваемое ры- |
те- |
||
материа- |
ночной вла- |
шей рыночной позиции и кон- |
ночной вла- |
ли |
||
лов |
стью и сред- |
курентного преимущества |
стью и сред- |
|
||
|
ствами воз- |
|
ствами воз- |
|
||
|
действия |
|
действия |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкурентное давление, созда- |
|
|
|
|
|
|
ваемое угрозой появления новых |
|
|
|
|
|
|
конкурентов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Потенциальные конкуренты, ко- |
|
|
|
|
|
|
торые могут войти на рынок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видим, несмотря на разные конкурентные условия, процессы соперничества на различных рынках очень похожи и укладываются в общую аналитическую схему.
Покупатели-посредники могут существенным образом влиять на конкурентную силу продавца (уровень рентабельности продавца), требуя снизить цену, улучшить каче- ство, изменить условия платежа или поставки, повысить сервис. Уровень рыночной силы посредников зависит от целого ряда условий.
Таблица 2.6
Условия, определяющие конкурентную силу посредников-клиентов компании
Концентрация |
На группу посредников приходится значительная доля от объемов продаж |
клиентов |
компании |
Доля товара в |
В случае, если основные затраты посредника ложатся именно на закупае- |
структуре издер- |
мый товар, то его стремление снизить цену будет особенно велико |
жек клиента |
|
Слабаядиффе- |
Дает посредникам уверенность в том, что они смогут легко найти анало- |
ренциация товаров |
гичный товар |
|
41 |
Маркетинг
Низкие издержки |
Сила посредника велика, если переход на другой товар не потребует суще- |
перехода |
ственных затрат |
Угроза интегра- |
В случае, если посредник может интегрироваться назад, компания, стре- |
ции «назад» |
мясь предотвратить приход на рынок нового поставщика, может идти на |
|
существенные уступки |
Исчерпывающая |
Посредник обладает полной информацией о спросе, ценах на товар и даже |
информирован- |
издержках продавца |
ность клиента |
|
Из этого следует, что фирме нужно большое внимание уделять формированию портфеля заказчиков, дабы избежать зависимости от них.
Сильные поставщики также могут влиять на рентабельность компании, варьируя цену, качество и другие условия поставок.
Конкурентная сила поставщика велика, если:
−группа поставщиков более концентрирована, чем группа посредников;
−поставщики не испытывают угрозы со стороны товаров-заменителей;
−фирма не является для поставщика важным клиентом;
−группа поставщиков дифференцировала свои товары или создала высокие из- держки перехода;
−группа поставщиков представляет убедительную угрозу интеграции «вперед».
Персонал фирмы маркетинг рассматривает как поставщика одного из важнейших ресурсов – трудовых. Поэтому персонал, если он организован и объединен в профсоюзы, может существенно снижать прибыльность компании.
Принято выделять четыре основных типа конкурентной ситуации, каждая из ко- торых накладывает свои ограничения на маркетинговую деятельность и конкурентное поведение компаний.
Конкурентное поведение – это позиция, которую в процессе принятия управ- ленческих решений занимает фирма по отношению к своим конкурентам.
Определение |
Таблица 2.7 |
|
|
Типы конкурентных ситуаций на рынке |
|
|
Чистая |
На национальном или региональном рынке присутствует один продавец |
монополия |
товара. |
Олигополия |
Господство в отрасли нескольких крупных компаний. |
Монополистиче- |
Большое число конкурентов, выступающих с различающимися предложе- |
ская конкуренция |
ниями (дифференцированный товар, различное позиционирование). |
Чистая |
Большое число продавцов, предлагающих однотипные |
конкуренция |
(недифференцированные, полностью заменяемые) товары. |
В условиях монополии фирма владеет повышенной рыночной силой. Ситуация краткосрочной монополии компании на товарном рынке имеет место в момент вывода нового товара на рынок, когда у него нет прямых конкурентов в данной категории. Вы- сокая рентабельность монопольного рынка быстро привлекает конкурентов.
Ситуация олигополии чаще всего встречается на рынке зрелых товаров, когда пер- вичный спрос нерасширяем. При этом производимая продукция может быть как высоко- дифференцированной, так и стандартной.
42
Маркетинговая среда фирмы
Для олигополии на рынке стандартизованного продукта характерен выбор товара преимущественно по цене, что обостряет ценовую конкуренцию продавцов и приводит к ценовым войнам. Поскольку спрос на рынке нерасширяем, сценарий ценовой войны ве- дет к тому, что при восстановлении объемов продаж в натуральных показателях выручка всех продавцов на рынке снижается, падает и их прибыльность. На олигопольном рынке компания может увеличить свою долю только за счет конкурентов, а это значит, что кон- куренция будет более агрессивна, чем в ситуации растущего спроса, когда каждый из продавцов может наращивать объемы продаж, следуя положительной динамике рынка. Поэтому для компаний на рынке недифференцированной олигополии свойственно адаптивное и опережающее поведение, однако возможно и использование агрессивного поведения, особенно в случаях, когда компания развязывает ценовую войну, грозящую нанести ущерб всем продавцам на рынке.
Число конкурентов на рынке монополистической конкуренции велико, и их силы приблизительно равны, однако их товары дифференцированы (т.е. с точки зрения поку- пателя имеют существенные отличительные качества). Таким образом, монополистиче- ская конкуренция является следствием конкурентной борьбы компаний с использовани- ем их внешнего конкурентного преимущества. В ситуации монополистической конку- ренции продавец получает сверхприбыль за счет наличия отличительных качеств своего товара. При этом должны выполняться следующие условия:
•Любая дифференциация должна представлять ценность для покупателя.
•Ценность для покупателя может заключаться либо в более высокой эффективности использования товара (удовлетворении), либо в более низкой цене потребления (издержек использования).
•Ценность для покупателя должна быть достаточно высока для того, чтобы он со- гласился заплатить за товар повышенную цену.
•Компания должна иметь возможность защищать свою дифференциацию от не- медленного воспроизведения конкурентами.
•Повышение цены, приемлемое для покупателей, должно быть больше роста из- держек на поддержание дифференциации.
•Фирма должна иметь возможность информировать рынок о дифференциации своего товара.
Дифференциация, приводящая к формированию предпочтений потребителей, снижает их способность торговаться, укрепляет позицию компании относительно по- ставщиков и товаров-заменителей, защищает ее от атак конкурентов. Создание таких си- туаций является целью стратегического маркетинга.
Одним из наиболее ярких следствий чистой конкуренции является зависимость це- ны на товар только от соотношения спроса и предложения на него. Различия в уровне прибыли продавцов связаны с уровнем издержек производства и распределения товаров. Единственно возможной линией поведения для компании является варьирование объе- мов выпуска или продажи товара в зависимости от сложившегося уровня рыночных цен (увеличение выпуска при благоприятных ценах и снижение выпуска при низких ценах). В перспективе фирма вынуждена отслеживать объемы производства существующих кон- курентов и появление новых конкурентов, так как все это сказывается на изменении ба- ланса спроса и предложения и, соответственно, уровня рыночных цен.
В основном чистая конкуренция характерна, как правило, для промышленных рынков унифицированных товаров и недифференцированных сырьевых товаров.
43
Маркетинг
В экономической науке имеются сомнения относительно самой возможности суще- ствования в реальной экономике такой идеальной модели, как чистая конкуренция. В то же время сформулированы условия существования работающей конкуренции (т.е. усло- вия, определяющие является ли конкретный отраслевой рынок конкурентным или нет).
|
|
Таблица 2.8 |
|
|
Критерии существования работающей конкуренции |
|
|
|
Структур- ныекрите- рии |
− |
Наличие числа продавцов настолько большого, насколько позволяет эффект мас- |
− |
штаба в отрасли. |
|
дуктов по качеству. |
||
|
Не должно быть искусственных препятствий для входа на рынок новых продавцов. |
|
|
− |
Наличия умеренной и чувствительной к изменению цен дифференциации про- |
|
|
|
|
− |
Отсутствие уверенности в том, будет ли подхвачена ценовая инициатива конку- |
Поведенческие критерии |
− |
рентами. |
Отсутствует вводящая в заблуждение информация по поводу товаров на рынке. |
||
|
− |
Отсутствие стремления идти в сговор с другими фирмами. |
|
− |
Отсутствует несправедливая, исключительная тактика поведения на рынке. |
|
− |
Отсутствие постоянно неэффективно работающие поставщики и незаинтересо- |
|
|
ванных покупателей. |
|
− |
Отсутствует постоянная ценовая дискриминация. |
критерии |
− |
Наличие эффективной и нерасточительной по отношению к ресурсам производ- |
|
ственной и маркетинговой деятельности фирм. |
|
|
|
|
|
− |
Соответствие требованиям потребителей уровня выпуска продукции и ее качества |
|
|
(разнообразие, срок использования, безопасность, надежность). |
Функциональные |
− |
Наличие в отрасли прибыли, достаточной для окупаемости инвестиций, обеспе- |
|
чения эффективности и инноваций. |
|
|
|
|
|
− |
Существование цен, стимулирующих рациональный выбор и не усиливающих |
|
|
циклическую нестабильность. |
|
− |
Использование всех возможностей для внедрения технически более совершенных |
|
− |
новых продуктов и производств. |
|
Существование поощрения продавцов, которые максимально обеспечивают нуж- |
|
|
|
ды потребителей. |
Большинство критериев требует сложных количественных оценок. Неясно также, можно ли считать конкуренцию работоспособной в случае соответствия нескольким, но не всем критериям. В случае, когда фирма пытается оценить для себя привлекательность той или иной отрасли (в ходе анализа своего бизнес-портфеля при принятии решения о дивер- сификации) вполне достаточно качественного (экспертного) анализа данных критериев.
Экономическая теория и современная практика показывают, что в глобальном масштабе чистая монополия и чистая конкуренция как два крайних (идеальных) вида конкурентной ситуации не могут существовать в долгосрочной перспективе:
–менее эффективные компании разоряются, уступая место более эффективным, которые в ходе своего развития укрупняются: рынок чистой конкуренции перехо- дит в состояние олигополии или монополистической конкуренции;
−демонополизация со стороны государства, проникновение на рынок новых ком- паний, разрушение рынка со стороны товаров-заменителей приводит к тому, что и рынок чистой монополии стремится к состоянию олигополии или монополи- стической конкуренции.
44